Талын хүгжэм. Дамаари – сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг
Талын хүгжэм. Дамаари – сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг

Хүгжэмэй инструментнүүд буряад арадай ажабайдалда ехэхэн hуури эзэлдэг. Нүүдэлшэ буряадууд баян, онсо өөрын шанартай соёлтой. Ажабайдалдань дуу дуулалга ба хүгжэмэй зэмсэг дээрэ наадалга нилээдгүй ехэ hуури эзэлдэг. Эртэ урда сагта үргэл мүргэлнүүдтэ, сэрэгэй добтолгонуудта, агнуурида, малшад ба адуушадай үдэр бүриин ажабайдалда хүгжэмэй инструмент ехэ удха шанартай байhан. Арадай хүгжэмэй инструментнүүдые уран дархашуул бүтээдэг, харин дархалалгын нюуса  ба шадабари үеhөө үедэ дамжуулагдадаг hэн. Тиигэбэшье, буряад арадай хүгжэмэй инструментнүүд мүнөө болотор хүсэд шэнжэлэгдээгүй.

Ураданай ёhололой ханхинуулдаг инструментнүүдэй тоодо дамаари ородог. Тэрэ хоёр талаhаа тоншодог багахан гарай хэнгэрэг болоно. Элhэн часыда адли түхэлтэй. Дамаари Хитад гүрэнhөө гараhан түүхэтэй. Хэнгэрэг гээшэ арhа шангаар татажа хушуулhан хоёр нариихан тэбхэр хайрсагууд болоно. Хэнгэрэгэй сахаригынь модон, hайхан шэрээр шэрдээтэй, заримдаа hиилэмэл угалзануудтай байдаг. Хайрсагуудай холбогдоhон газарта арhан hур, тэрэнэй үзүүртэ багахан түмэр, модон гү, али арhаар хүрмэлдүүлhэн бүмбэгэнүүд уягдадаг. Хоёр иимэ уялаа дээрэ бүмбэгэнүүд хэнгэрэг  хүдэлгэхэдэ хоёр тээшэнь сохижо, хуурай, шэмэрүүн абяа гаргадаг. Энэ жаахан хэнгэрэг мүнөөшье үхибүүдтэ ба бүдүүн зоной дунда мэдээжэ зандаа. Хитадта наймаашад энэ хэнгэрэг абяа гаргажа, хүн зоной анхарал татаха дуратай.

Дамаари гэжэ үгэ түбэд хэлэнhээ абтаhан үгэ гээшэ. Буддын шажанай гүн ухаанда сэсэн ухаанай hүлдэ тэмдэг болоно. 


ПЕРЕВОД:

Музыкальные инструменты всегда занимали значительное место в жизни бурятского народа. Кочевники создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и игра на музыкальных инструментах занимали значительное место в их жизни. В глубокой древности они имели большое значение в обрядах, ритуалах, военных походах, охотничьей практике и в повседневной жизни скотоводов, табунщиков. Народные инструменты создавались мастерами — умельцами и секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но до сих пор музыкальные народные инструменты бурят остаются малоизученными.

Один из старейших культовых потрясаемых интсрументов относится дамаари – маленький двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Он родом также из Китая и появился в эпоху династии Сун, которая правила с 10 века. Сам барабан состоит из двух тонких деревянных ящичков квадратной формы, обтянутых кожей. Обод барабана деревянный, раскрашенный в яркие цвета, иногда с резными украшениями. К месту соединения ящичков прикреплен кожаный ремешок, на конце которого имеется шарик, металлический, деревянный или сплетенный из кожаных ремешков. 2 шарика висят на веревочке с двух сторон и при движении ударяют то об одну, то о другую сторону барабанчика, вызывая сухой, резкий звук.  Этот барабанчик популярен и сегодня и у детей и у взрослых - продавцы в лавках и на ярмарках в Китае любят привлекать внимание покупателей с помощью такой игрушки.   

Слово дамаари является заимствованием из тибетского языка. По буддийской философии дамаари является символом мудрости.  


В давние времена жили два брата. Они были молоды и не знали жизни. Один был кроткий тихоня, хотел жить советами людей и понемножку стать богатым. Он был старший и звали его Галдан. Младший был решителен, но неслух. Он хотел жить своим умом, и, если придётся, жить богато, если не придётся, жить так, чтобы его все почитали. Звали его Баир.

Захотели братья поучиться, как надо им жить. Галдан сказал:

— Давай поедем к ламам. Они ближе всех к богам. Лучше всех знают как надо жить.

— Давай поедем! — согласился Баир. — Дорога тоже жизни научит.

Поехали. Ехали день, ехали два, ехали три дня. На четвёртый день увидели на дороге двух пожилых людей, которые играли в шахматы. Братья остановились возле них, стали смотреть. Галдан посмотрел немного и заторопил Баира.

— Надо ехать! Мы и так много времени потеряли.

— Я ещё хочу посмотреть, — сказал Баир. — Может быть, в жизни пригодится. Ты поезжай. Я потом догоню.

Уехал Галдан, а Баир остался смотреть игру шахматистов. Прошло три года. Братья ничего не знали друг о друге. Галдан окончил ученье. Узнал от лам как жить надо. Записал их советы в толстую книгу и поехал домой. Долго ехал, наконец доехал до того места, где брата оставил, и увидел, что два пожилых человека всё ещё играют в шахматы, а возле них сидит Баир. Братья поздоровались, и Галдан спросил:

— Ты так три года и просидел?

— Да, так и просидел, — ответил Баир. — Играть научился. Может быть, в жизни пригодится. — А ты где был?

— Я у святых лам жил. Всё теперь знаю. Все законы узнал, чтобы спокойно жизнь прожить, и всё записал в свою книгу. Поедем домой. Теперь я могу тебя научить.

— Пожалуй, поедем! — согласился Баир. И они поехали.

Ехали, ехали и увидели у дороги юрту. Захотели отдохнуть и зашли в неё. А там сидел старик и старуха и плакали:

— О чём вы так горюете, добрые люди? — спросили братья.

— У нас большое горе, — ответил старик. — Хан каждое утро вызывает к себе из народа одного человека играть с ним в шахматы. Проигравшему голову рубит. До сих пор никто его не обыграл. Завтра должен идти наш сын. И наш сын умрёт. Что делать?

И старики ещё сильнее заплакали. Тогда Галдан раскрыл книгу и стал искать подходящий совет.

— Вот, — сказал он, — слушайте совет мудрых лам. Они говорят: "Только судьба знает, что ожидает человека. Человек не может изменить намеченное судьбой. Подчиняйся судьбе!" Так учат святые ламы. Вам, добрые люди, надо подчиниться.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика