Талын хүгжэм. Ятага –шэмхэжэ дуу гаргадаг буряад арадай хүгжэмэй зэмсэг
Талын хүгжэм. Ятага –шэмхэжэ дуу гаргадаг буряад арадай хүгжэмэй зэмсэг

Буряадууд -    монгол хэлэтэ арадуудай эгээл эртэ урданай нэгэниинь – баян онсо өөрын шанартай соёлтой, тэрээнь соонь дуулалга ба хүгжэмэй инструмент дээрэ наадалга нилээдгүй ехэ hуури эзэлдэг. Арадай хүгжэмэй зэмсэгүүдые уран дархашуул бүтээдэг, дарханайнгаа нюусануудые, дадал ба шадабари үеhөө үедэ дамжуулдаг hэн. Тиигэбэшье, буряад арадай хүгжэмэй инструментнүүд мүнөө болотор хүсэд шэнжэлэгдээдүй. Тэдэнэй нэгэн - буряад арадай шэмхэжэ дуу гаргадаг хүгжэмэй зэмсэг – ятага – түхэлөөрөө арфа гү, али гусли шэнги, хэдэн зуун жэлэй түүхэтэй. Домог соо хэлэгдэhээр, ятага – хитад үндэhэтэй, гайхамшагта император Фу-си тэрэниие зохёон бүтээгээ. Табан хүбшэргэйтэй энэ урданай инструмент Хитадта гурба мянга гаран жэл соо мэдээжэ. Тэрэ дуу дуулахада, шүлэг ба ода хөөрэхэдэ хүгжэмөөр шэмэглэдэг бэлэй. Харин, зарим хүгжэмэй инструментнүүд, тэдэнэй тоодо ятаг, монголнуудhаа абтаhан гэжэ һанамжа бии. Зарим нэгэ түүхын баримтата бэшэгүүд соо монголнуудай элинсэг хулинсаг болохо хуннууд суур дээрэ ба ятаг дээрэ наададаг байгаа гэжэ хэлэгдэдэг. Иимэ адлирхуу инструментнүүд Монголдо, Японидо ба Солонгос гүрэндэ мэдээжэ. Японидо ятаг кото гэжэ нэрлэгдэдэг гээшэ. Солонгосто 12 хүбшэргэйтэй каягым үргэнөөр дэлгэрэнхэй.

1911 оной хубисхалай урда ятага гэжэ инструмент хүбшэргэйнгөө тоогоор наадаха хүндэ илгаатай бэлэй. Жэшээнь, юрын хүндэ 8-hаа олон хүбшэргэйтэй ятаг дээрэ наадахыень хоридог байгаа. Гансал ордон соо баяшуулай, хаашуулай урда 11-12 хүбшэргэйтэй ятага дээрэ хүгжэм наадажа болохо hэн. Хожомынь энэ инструмент шэнэлэгдэжэ, аяар 21 хүбшэргэйтэй ятага бии болоhон.

Мүнөө сагта Монголдо морин хуурнуудай эгээл дэлгэрэнгы 13 хүбшэргэйтэй ятага болоно.

Эгээл урданай ятагай хэб - түнхюулhэн модон, ехэнхидээ нарhан, hунааhан түхэлтэй, 115 см утатай, досоогоо хүндытэй байhан. Дээгүүрнь ута шүрбэhэн хүбшэргэй татагдажа, тэрээн доогуур хүбшэргэй хоёр болгожо хубааhан хониной үбдэгэй яhаар хүдэлгэдэг үбилтэ табигдадаг бэлэй. Тиимэhээ, хүбшэргэй бүхэн хоёр хүгжэмэй абяатай , харин үбилтэ хүдэлгэжэ, тад ондоо хүгжэм гаргаха арга бии болоно. Ятаг дээрэ наадахадаа, заанай яhаар хэгдэhэн, баруун гарайнгаа 1-2-3-дахи хургануудта угалдаг хэрэгсэлэй хүсөөр хүгжэм гаргадаг гээшэ. Хүгжэм гаргахадаа, ятагай нэгэ захыень үбдэг дээрэ табижа hуугаад, нүгөө захыень шала дээрэ табижа наададаг.

Фото: http://russianstock.ru/ 


ПЕРЕВОД:

Буряты - один из древнейших монголоязычных этносов - создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и инструментальное музицирование занимают весьма значительное место. Народные инструменты создавались мастерами — умельцами и секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но до сих пор музыкальные народные инструменты бурят остаются малоизученными. Один из таких инструментов - национальный щипковый инструмент – ятага – по форме напоминающий лежачую, вытянутую арфу или гусли, имеет многовековую историю. Согласно преданию, ятага - инструмент китайского происхождения, изобретённый легендарным императором Фу-си. Древний 5-струнный инструмент известен в Китае более трех тысяч лет, он использовался для сопровождения пения, декламации стихов и од. Однако, есть мнение, что некоторые музыкальные инструменты, включая ятага, были заимствованы у монголов. В ряде источников утверждается, что хунну, предки монголов, играли на цууре (духовом инструменте) и ятаге. Известны аналогичные инструменты в Монголии, Японии и Южной Корее. Японскую ятага называют кото. В Корее широкое распространение получили 12-струнные каягымы.

До революции 1911 года, такой инструмент, как ятага отличался при использовании разными людьми по количеству струн. Например, обычным людям на ятаге не позволялось иметь более восьми струн. Только при дворе, исполняя музыку знатным и богатым людям, можно было играть на одиннадцати- или двенадцатиструнных инструментах. Впоследтвии инструмент был модернизирован и даже появилась 21-струнная ятага.

На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом азиатской цитры в Монголии является 13-струнная ятаг. Наиболее древний тип ятаги представлял собой ящик, выдолбленный из древесины, чаще из сосны, вытянутой формы, длиной до 115 см, полый внутри. Поверх натягивались длинные жильные струны, а также ставились передвижные подставки из коленной косточки барана, разделяющие каждую струну надвое. Таким образом, каждая струна имеет две ноты, а посредством передвижения подставок настраивается инструмент для абсолютно разнохарактерного исполнения. Звук извлекается с помощью так называемых ногтей-медиаторов цумэ — особых наконечников из слоновой кости, надеваемых на 1-ый, 2-й и 3-й пальцы правой руки.       Традиционно играют сидя, положив один край ятаг на колени, другой — на пол, поджав ноги под себя.


В давние времена жили два брата. Они были молоды и не знали жизни. Один был кроткий тихоня, хотел жить советами людей и понемножку стать богатым. Он был старший и звали его Галдан. Младший был решителен, но неслух. Он хотел жить своим умом, и, если придётся, жить богато, если не придётся, жить так, чтобы его все почитали. Звали его Баир.

Захотели братья поучиться, как надо им жить. Галдан сказал:

— Давай поедем к ламам. Они ближе всех к богам. Лучше всех знают как надо жить.

— Давай поедем! — согласился Баир. — Дорога тоже жизни научит.

Поехали. Ехали день, ехали два, ехали три дня. На четвёртый день увидели на дороге двух пожилых людей, которые играли в шахматы. Братья остановились возле них, стали смотреть. Галдан посмотрел немного и заторопил Баира.

— Надо ехать! Мы и так много времени потеряли.

— Я ещё хочу посмотреть, — сказал Баир. — Может быть, в жизни пригодится. Ты поезжай. Я потом догоню.

Уехал Галдан, а Баир остался смотреть игру шахматистов. Прошло три года. Братья ничего не знали друг о друге. Галдан окончил ученье. Узнал от лам как жить надо. Записал их советы в толстую книгу и поехал домой. Долго ехал, наконец доехал до того места, где брата оставил, и увидел, что два пожилых человека всё ещё играют в шахматы, а возле них сидит Баир. Братья поздоровались, и Галдан спросил:

— Ты так три года и просидел?

— Да, так и просидел, — ответил Баир. — Играть научился. Может быть, в жизни пригодится. — А ты где был?

— Я у святых лам жил. Всё теперь знаю. Все законы узнал, чтобы спокойно жизнь прожить, и всё записал в свою книгу. Поедем домой. Теперь я могу тебя научить.

— Пожалуй, поедем! — согласился Баир. И они поехали.

Ехали, ехали и увидели у дороги юрту. Захотели отдохнуть и зашли в неё. А там сидел старик и старуха и плакали:

— О чём вы так горюете, добрые люди? — спросили братья.

— У нас большое горе, — ответил старик. — Хан каждое утро вызывает к себе из народа одного человека играть с ним в шахматы. Проигравшему голову рубит. До сих пор никто его не обыграл. Завтра должен идти наш сын. И наш сын умрёт. Что делать?

И старики ещё сильнее заплакали. Тогда Галдан раскрыл книгу и стал искать подходящий совет.

— Вот, — сказал он, — слушайте совет мудрых лам. Они говорят: "Только судьба знает, что ожидает человека. Человек не может изменить намеченное судьбой. Подчиняйся судьбе!" Так учат святые ламы. Вам, добрые люди, надо подчиниться.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика