Талын хүгжэм. Морин хуур – буряад арадай зүрхэ сэдьхэл
Талын хүгжэм. Морин хуур – буряад арадай зүрхэ сэдьхэл

Монгол хэлэтэ арадуудай эгээл эртэ урданай нэгэниинь болохо буряад арад – баян, онсо өөрын шанартай соёл бүтээhэн, тэрээнь соонь дуу дуулалга ба хүгжэмэй зэмсэг дээрэ наадалга нилээдгүй ехэ hуури эзэлдэг. Олон тоото домогууд соо буряад арад хүгжэм гээшэ аргагүй ехэ хүсэ шадалтай гэжэ этигэдэг байhые харуулдаг. Ажабайдалда аялга хүгжэм ехэ үүргэ дүүргэдэг hэн.

Буряад арадай морин хуур гэжэ хүгжэмэй зэмсэг 2005 ондо ЮНЕСКын шиидхэбэреэр бүхы дэлхэйн зоной соёлой баялиг гэжэ үнэлэгдэhэн байна. Энэ сагhаа хойшо буряадай морин хуур – урданай соёлой гэршэ болон оюун сэдьхэлэй hүлдэ болоно. Энэ хоёр хүбшэргэйтэй, ута хүзүүтэй (грифтэй) инструмент гээшэ. Хайшан гэжэ шэмэглэгдэнэб, тэрээнhээ нэрэниинь дулдыдадаг: морин толгойтой – морин хуур, луу толгойтой – луу хуур, хүн толгойтой – хүн хуур. Инструментын торхонь дүрбэн булантай трапеци, мориной hүүлээр татагдаhан хоёр хүбшэргэйтэй. Тиигээд дуушанай хоолойдо тааруулагдадаг. Хуурай хилгааhан хүбшэргэй мориной дэлhэ, hүүлээр хэгдэдэг. Хүбшэргэйнүүдынь үндэр үбилтэдэ татагдадаг, тэрэнь дээрэхи тэбхээнсэгтэ туладаг.

Хуур бүтээхын түлөө нангин модон шэлэгдэдэг: хуhан, хасуури, бук ба агша модон. Жэшээнь, эртэ урда сагhаа хойшо хуhан буряад зондо нангин модон гэжэ тоологдодог, hүгэдэн хүндэлэгдэдэг. Тэрэ бөөгэй мүргэлнүүдтэ ба угай үргэлнүүдтэ, гэр бүлын хүндэлэлэй ёhололнуудта хэрэглэгдэдэг бэлэй.

Морин хуурай хүбшэргэй хэдэг мориной дэлhэндэ тусгаар онсо хадаса байhан. Урда сагта мориной үhэн муу юумэнhээ аршалдаг гэжэ тоологдодог, аршалдаг hахюуhан байгаа.

Эртэ урдын сагта буряад бүлэ бүхэн гэртээ өөрын морин хууртай байхаяа оролдодог hэн. Морин хуур – оюун сэдьхэлэй һүлдэ тэмдэг, муу юумэнhээ, аюул тодхорhоо аршалагша сахюусан. Yльгэр түүрээхэдээ морин хуур дээрэ наададаг, арадайнгаа дуу дуулахадаа хүгжэмөөр шэмэглэдэг байhан. Бурханай хүндэлэлдэ, эртэ урдын мүргэлэй ёhололнуудта хуур дээрэ аялга хүгжэм гаргажа баясуулдаг hэн.

Морин хуур буряад-монголшуудта эгээл дуратай хүгжэмэй зэмсэг болоно.

Фото: http://russianstock.ru/


ПЕРЕВОД:

Буряты - один из древнейших монголоязычных этносов - создали богатую и самобытную культуру, в которой пение и инструментальное музицирование занимают весьма значительное место. В многочисленных преданиях нашла отражение вера народа в могущественную силу музыкального искусства.

Бурятский народный инструмент моринхур по решению ЮНЕСКО в 2005 году был признан со­кровищницей культурного наследия человечества. С этого времени бурятский моринхур — древнейший памятник культуры и символ духовности. Это двухструнный смычковый инструмент с длинной шейкой - грифом. В зависимости от того, как украшался гриф, инструмент носил разные названия: морин хуур (с резной головой коня), луу хуур (с головой дракона), хун хуур (с головой человека) инструмент имеет трапециевидный корпус и две волосяные струны, настройка производится в соответствии с голосом певца. Смычок в форме лука снабжен пучком конских волос. Струны натягиваются на высокую подставку, которая упирается в верхнюю кожаную деку.

Для изготовления хура выбирались священные породы деревьев: береза, ель, бук, клен. Например, с древнейших времен береза считалась священным деревом и была особо почитаема. Она часто использовалась в шаманских ритуалах и родовых, семейно — бытовых обрядах бурят.

Особое отношение было к конскому волосу, из которого делали струны и натягивали на дугообразный смычок, напоминающий лук. В прошлом конский волос имел магические свойства защитника от злых духов и играл роль оберега.

В древности каждая бурятская семья стремилась иметь свой домашний инструмент — символ духовности, защиты от неприятностей. Моринхур использовался в роли сопровождения героических сказаний — улигеров, он звучал при исполнении народных бурятских песен и танцев. Хур выполнял роль звукового средства общения с духами предков и божествами во время религиозных обрядов. 


В давние времена жили два брата. Они были молоды и не знали жизни. Один был кроткий тихоня, хотел жить советами людей и понемножку стать богатым. Он был старший и звали его Галдан. Младший был решителен, но неслух. Он хотел жить своим умом, и, если придётся, жить богато, если не придётся, жить так, чтобы его все почитали. Звали его Баир.

Захотели братья поучиться, как надо им жить. Галдан сказал:

— Давай поедем к ламам. Они ближе всех к богам. Лучше всех знают как надо жить.

— Давай поедем! — согласился Баир. — Дорога тоже жизни научит.

Поехали. Ехали день, ехали два, ехали три дня. На четвёртый день увидели на дороге двух пожилых людей, которые играли в шахматы. Братья остановились возле них, стали смотреть. Галдан посмотрел немного и заторопил Баира.

— Надо ехать! Мы и так много времени потеряли.

— Я ещё хочу посмотреть, — сказал Баир. — Может быть, в жизни пригодится. Ты поезжай. Я потом догоню.

Уехал Галдан, а Баир остался смотреть игру шахматистов. Прошло три года. Братья ничего не знали друг о друге. Галдан окончил ученье. Узнал от лам как жить надо. Записал их советы в толстую книгу и поехал домой. Долго ехал, наконец доехал до того места, где брата оставил, и увидел, что два пожилых человека всё ещё играют в шахматы, а возле них сидит Баир. Братья поздоровались, и Галдан спросил:

— Ты так три года и просидел?

— Да, так и просидел, — ответил Баир. — Играть научился. Может быть, в жизни пригодится. — А ты где был?

— Я у святых лам жил. Всё теперь знаю. Все законы узнал, чтобы спокойно жизнь прожить, и всё записал в свою книгу. Поедем домой. Теперь я могу тебя научить.

— Пожалуй, поедем! — согласился Баир. И они поехали.

Ехали, ехали и увидели у дороги юрту. Захотели отдохнуть и зашли в неё. А там сидел старик и старуха и плакали:

— О чём вы так горюете, добрые люди? — спросили братья.

— У нас большое горе, — ответил старик. — Хан каждое утро вызывает к себе из народа одного человека играть с ним в шахматы. Проигравшему голову рубит. До сих пор никто его не обыграл. Завтра должен идти наш сын. И наш сын умрёт. Что делать?

И старики ещё сильнее заплакали. Тогда Галдан раскрыл книгу и стал искать подходящий совет.

— Вот, — сказал он, — слушайте совет мудрых лам. Они говорят: "Только судьба знает, что ожидает человека. Человек не может изменить намеченное судьбой. Подчиняйся судьбе!" Так учат святые ламы. Вам, добрые люди, надо подчиниться.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика