Хоолойгоо хашажа дуулалга: Горловое пение бурят
Хоолойгоо хашажа дуулалга: Горловое пение бурят

Буряад зоной хоолойгоо хашажа дуулалга юугээрээ шухаг бэ гэхэдэ, дуушан хоер абяа дуунай хоолойгоор дууладаг. Хоолойгоо хашажа дуулалга эхин захаһаа байгаалиин элдэб гоё абяа дууряаһан һажаалдан дуулалга болоно. Хойто зүгэй арадууд хододоо оршон тойронхи байгаалиингаа, газарайнгаа гоё һайханһаа сэдьхэлээ хүдэлгэдэг, хөөрэдэг гээшэ. Саяан-Алтайн нютаг хизаарай арадуудтал адли, буряад арад  иимэ дуу аялгаар голой уһанай шааяха, шолшогонохые, шубуу шонхорой жэргэхые, хэрхирэлдэн байгаа ан амитадай абяае дууряажа дууладаг.

Ламанар хоолойгоо хашажа маани мэгзэмээ бүдүүн хоолойгоор уншадаг.

Мүнөө сагта иимэ хүгжэмэй аргаар эстрадна дуунай бүлгэмүүд уянгатайхан аялгаараа баясуулжа дууладаг. Тэдэнэй нэгэн «Шоно» гэжэ дуушадай бүлгэм болоно.

234.jpg

Горловое пение бурят уникально тем, что исполнитель поёт как бы двумя голосами. Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. Народы Сибири всегда черпали вдохновение в красоте окружающей их земли. Буряты, как и другие народы Саяно-Алтайского региона, такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду.

По мере развития речи первобытных людей в издавании хрипящих или свистящих звуков отпала необходимость, но осталось традиционное представление, что при помощи этих звуков связываются с умершими предками и духами. Так, хрипящие и свистящие звуки до сих пор присутствуют в камланиях бурятских шаманов, которые веками передавали искусство вокала следующим поколениям, сохраняя в своих песнях знания о бурятских обычаях и образе жизни.

Гортанное пение используют и ламы, произнося речитативом на низких тонах тексты из учения. Сегодня в такой технике выступают и современные эстрадные группы, одна из которых – группа «Шоно» (Волк).


В давние времена жили два брата. Они были молоды и не знали жизни. Один был кроткий тихоня, хотел жить советами людей и понемножку стать богатым. Он был старший и звали его Галдан. Младший был решителен, но неслух. Он хотел жить своим умом, и, если придётся, жить богато, если не придётся, жить так, чтобы его все почитали. Звали его Баир.

Захотели братья поучиться, как надо им жить. Галдан сказал:

— Давай поедем к ламам. Они ближе всех к богам. Лучше всех знают как надо жить.

— Давай поедем! — согласился Баир. — Дорога тоже жизни научит.

Поехали. Ехали день, ехали два, ехали три дня. На четвёртый день увидели на дороге двух пожилых людей, которые играли в шахматы. Братья остановились возле них, стали смотреть. Галдан посмотрел немного и заторопил Баира.

— Надо ехать! Мы и так много времени потеряли.

— Я ещё хочу посмотреть, — сказал Баир. — Может быть, в жизни пригодится. Ты поезжай. Я потом догоню.

Уехал Галдан, а Баир остался смотреть игру шахматистов. Прошло три года. Братья ничего не знали друг о друге. Галдан окончил ученье. Узнал от лам как жить надо. Записал их советы в толстую книгу и поехал домой. Долго ехал, наконец доехал до того места, где брата оставил, и увидел, что два пожилых человека всё ещё играют в шахматы, а возле них сидит Баир. Братья поздоровались, и Галдан спросил:

— Ты так три года и просидел?

— Да, так и просидел, — ответил Баир. — Играть научился. Может быть, в жизни пригодится. — А ты где был?

— Я у святых лам жил. Всё теперь знаю. Все законы узнал, чтобы спокойно жизнь прожить, и всё записал в свою книгу. Поедем домой. Теперь я могу тебя научить.

— Пожалуй, поедем! — согласился Баир. И они поехали.

Ехали, ехали и увидели у дороги юрту. Захотели отдохнуть и зашли в неё. А там сидел старик и старуха и плакали:

— О чём вы так горюете, добрые люди? — спросили братья.

— У нас большое горе, — ответил старик. — Хан каждое утро вызывает к себе из народа одного человека играть с ним в шахматы. Проигравшему голову рубит. До сих пор никто его не обыграл. Завтра должен идти наш сын. И наш сын умрёт. Что делать?

И старики ещё сильнее заплакали. Тогда Галдан раскрыл книгу и стал искать подходящий совет.

— Вот, — сказал он, — слушайте совет мудрых лам. Они говорят: "Только судьба знает, что ожидает человека. Человек не может изменить намеченное судьбой. Подчиняйся судьбе!" Так учат святые ламы. Вам, добрые люди, надо подчиниться.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика