Ювелирное искусство Булата Жамбалова
Ювелирное искусство Булата Жамбалова

Бурятские мастера (дарханы) всегда пользовались огромным уважением их работа сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Один из представителей такой династии - «белый» дархан Булат Гэндэнович Жамбалов.

Украшения (зуудхэл) у бурятского народа всегда относились к ценностям. Причем, скорее, вечным:  считалось, чем оно древнее, тем ценнее. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая, первыми украшениями и были обереги. Они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей. Затем уже шла функция декоративная, выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.

По преданию, дарханами считали людей, владеющих кузнечным ремеслом. В мифах рассказывается, что небесный кузнец Божинтой отправил своих детей на Землю, чтобы людей обучить кузнечному искусству. Кузнецы, которые ковали изделия из железа назывались «черными», а те, кто работал с серебром, назывались «белыми» мастерами. Из серебра делали украшения для бурятского костюма, конскую сбрую и оружие. При этом применялась гравировка, филигрань, штамповка, насечка, чернение и серебрение.

KcCCRGKm8l8.jpg

Среди современников можно назвать несколько известных бурятских ювелиров, один из них -«белый» дархан Жамбалов Булат Гэндэнович. Родился мастер 16 июля в 1952 году в селе Тохой Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Еще будучи юношей Жамбалов заинтересовался ювелирным искусством. Свое мастерство юному Булату Жамбалову передал потомственный дархан Б-М. Г. Тубчинов. Получив азы ювелирного искусства, Жамбалов продолжил учебу в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области.

- Он учился в Закаменске у мастера Тубчинова, старого мастера. Именно оттуда он взял методы традиционной бурятской школы. После этого он обучался в Абрамцевском художественном училище, где он получил европейскую школу. Я считаю, именно сочетание двух этих школ вылилось в такое интересное творчество,- рассказывает супруга известного ювелира.

С 1975 года Булат Гэндэнович работал в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии в качестве художника-ювелира, где начал выставлять свои работы на всех художественных выставках. Он был участником многочисленных республиканских, межобластных, зональных, российских, зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова, в Этнографическом музее народов Забайкалья, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в частных коллекциях Америки, Японии, Индии, Германии, Малайзии, Франции, Испании.

Булат Гэндэнович в своем творчестве продолжал традиции бурятского ювелирного искусства, создавая одновременно и традиционные, и современные по стилю и характеру ювелирные украшения. Он был мастером большого кузнечного таланта и мастерства, профессионалом в сфере ювелирного искусства. Талантливый мастер серебряных дел, опираясь на творческое наследие народа, упорно и целеустремленно вносил вклад в самобытную бурятскую культуру и ее дальнейшее развитие. В области ювелирного искусства художник создал образцы самого высокого класса.

Он создавал сложные мужские гарнитуры, предметы домашней утвари: шкатулки, флаконы, рюмки из рога, стаканы с блюдцами, подстаканники, предметы культа - курительницы, лампады, ритуальные сосуды, и снискавшие народную любовь женские комплекты с утончёнными рисунками серебряной нити и вставками камней.

Уникальные произведения Булата Гэндэновича отличаются богатым чеканным узором возвышенного рельефа. Украшены они рыбами, драконами, львами, цветами, зигзагами и спиралями, с использованием ажурной и накладной филиграни. Изделия мастер украшает малахитом, кораллами, лазуритом, нефритом, авантюрином, сердоликом. Все эти полудрагоценные цветные камни добывают и обрабатывают в Восточной Сибири.

Одну из работ мастера - национальный нож с подвеской, правительство Бурятии преподнесло президенту России Владимиру Путину. Этот бурятский «Дракон» (так называется нож) выполнен из серебра с закаленной сталью. В колоритном изделии присутствует ковка, плетение, чеканка, филигрань. Дополнено оно красным деревом, малахитом и кораллами. 

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия