Бурятские мастера (дарханы) всегда пользовались огромным уважением их работа сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Один из представителей такой династии - «белый» дархан Булат Гэндэнович Жамбалов.
Украшения (зуудхэл) у бурятского народа всегда относились к ценностям. Причем, скорее, вечным: считалось, чем оно древнее, тем ценнее. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая, первыми украшениями и были обереги. Они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей. Затем уже шла функция декоративная, выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.
По преданию, дарханами считали людей, владеющих кузнечным ремеслом. В мифах рассказывается, что небесный кузнец Божинтой отправил своих детей на Землю, чтобы людей обучить кузнечному искусству. Кузнецы, которые ковали изделия из железа назывались «черными», а те, кто работал с серебром, назывались «белыми» мастерами. Из серебра делали украшения для бурятского костюма, конскую сбрую и оружие. При этом применялась гравировка, филигрань, штамповка, насечка, чернение и серебрение.
Среди современников можно назвать несколько известных бурятских ювелиров, один из них -«белый» дархан Жамбалов Булат Гэндэнович. Родился мастер 16 июля в 1952 году в селе Тохой Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Еще будучи юношей Жамбалов заинтересовался ювелирным искусством. Свое мастерство юному Булату Жамбалову передал потомственный дархан Б-М. Г. Тубчинов. Получив азы ювелирного искусства, Жамбалов продолжил учебу в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области.
- Он учился в Закаменске у мастера Тубчинова, старого мастера. Именно оттуда он взял методы традиционной бурятской школы. После этого он обучался в Абрамцевском художественном училище, где он получил европейскую школу. Я считаю, именно сочетание двух этих школ вылилось в такое интересное творчество,- рассказывает супруга известного ювелира.
С 1975 года Булат Гэндэнович работал в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии в качестве художника-ювелира, где начал выставлять свои работы на всех художественных выставках. Он был участником многочисленных республиканских, межобластных, зональных, российских, зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова, в Этнографическом музее народов Забайкалья, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в частных коллекциях Америки, Японии, Индии, Германии, Малайзии, Франции, Испании.
Булат Гэндэнович в своем творчестве продолжал традиции бурятского ювелирного искусства, создавая одновременно и традиционные, и современные по стилю и характеру ювелирные украшения. Он был мастером большого кузнечного таланта и мастерства, профессионалом в сфере ювелирного искусства. Талантливый мастер серебряных дел, опираясь на творческое наследие народа, упорно и целеустремленно вносил вклад в самобытную бурятскую культуру и ее дальнейшее развитие. В области ювелирного искусства художник создал образцы самого высокого класса.
Он создавал сложные мужские гарнитуры, предметы домашней утвари: шкатулки, флаконы, рюмки из рога, стаканы с блюдцами, подстаканники, предметы культа - курительницы, лампады, ритуальные сосуды, и снискавшие народную любовь женские комплекты с утончёнными рисунками серебряной нити и вставками камней.
Уникальные произведения Булата Гэндэновича отличаются богатым чеканным узором возвышенного рельефа. Украшены они рыбами, драконами, львами, цветами, зигзагами и спиралями, с использованием ажурной и накладной филиграни. Изделия мастер украшает малахитом, кораллами, лазуритом, нефритом, авантюрином, сердоликом. Все эти полудрагоценные цветные камни добывают и обрабатывают в Восточной Сибири.
Одну из работ мастера - национальный нож с подвеской, правительство Бурятии преподнесло президенту России Владимиру Путину. Этот бурятский «Дракон» (так называется нож) выполнен из серебра с закаленной сталью. В колоритном изделии присутствует ковка, плетение, чеканка, филигрань. Дополнено оно красным деревом, малахитом и кораллами.
В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!
И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин?
- Царь приказал жар-птицу добыть.
- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.
- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.