Ювелирное искусство Булата Жамбалова
Ювелирное искусство Булата Жамбалова

Бурятские мастера (дарханы) всегда пользовались огромным уважением их работа сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Один из представителей такой династии - «белый» дархан Булат Гэндэнович Жамбалов.

Украшения (зуудхэл) у бурятского народа всегда относились к ценностям. Причем, скорее, вечным:  считалось, чем оно древнее, тем ценнее. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая, первыми украшениями и были обереги. Они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей. Затем уже шла функция декоративная, выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.

По преданию, дарханами считали людей, владеющих кузнечным ремеслом. В мифах рассказывается, что небесный кузнец Божинтой отправил своих детей на Землю, чтобы людей обучить кузнечному искусству. Кузнецы, которые ковали изделия из железа назывались «черными», а те, кто работал с серебром, назывались «белыми» мастерами. Из серебра делали украшения для бурятского костюма, конскую сбрую и оружие. При этом применялась гравировка, филигрань, штамповка, насечка, чернение и серебрение.

KcCCRGKm8l8.jpg

Среди современников можно назвать несколько известных бурятских ювелиров, один из них -«белый» дархан Жамбалов Булат Гэндэнович. Родился мастер 16 июля в 1952 году в селе Тохой Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Еще будучи юношей Жамбалов заинтересовался ювелирным искусством. Свое мастерство юному Булату Жамбалову передал потомственный дархан Б-М. Г. Тубчинов. Получив азы ювелирного искусства, Жамбалов продолжил учебу в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области.

- Он учился в Закаменске у мастера Тубчинова, старого мастера. Именно оттуда он взял методы традиционной бурятской школы. После этого он обучался в Абрамцевском художественном училище, где он получил европейскую школу. Я считаю, именно сочетание двух этих школ вылилось в такое интересное творчество,- рассказывает супруга известного ювелира.

С 1975 года Булат Гэндэнович работал в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии в качестве художника-ювелира, где начал выставлять свои работы на всех художественных выставках. Он был участником многочисленных республиканских, межобластных, зональных, российских, зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова, в Этнографическом музее народов Забайкалья, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в частных коллекциях Америки, Японии, Индии, Германии, Малайзии, Франции, Испании.

Булат Гэндэнович в своем творчестве продолжал традиции бурятского ювелирного искусства, создавая одновременно и традиционные, и современные по стилю и характеру ювелирные украшения. Он был мастером большого кузнечного таланта и мастерства, профессионалом в сфере ювелирного искусства. Талантливый мастер серебряных дел, опираясь на творческое наследие народа, упорно и целеустремленно вносил вклад в самобытную бурятскую культуру и ее дальнейшее развитие. В области ювелирного искусства художник создал образцы самого высокого класса.

Он создавал сложные мужские гарнитуры, предметы домашней утвари: шкатулки, флаконы, рюмки из рога, стаканы с блюдцами, подстаканники, предметы культа - курительницы, лампады, ритуальные сосуды, и снискавшие народную любовь женские комплекты с утончёнными рисунками серебряной нити и вставками камней.

Уникальные произведения Булата Гэндэновича отличаются богатым чеканным узором возвышенного рельефа. Украшены они рыбами, драконами, львами, цветами, зигзагами и спиралями, с использованием ажурной и накладной филиграни. Изделия мастер украшает малахитом, кораллами, лазуритом, нефритом, авантюрином, сердоликом. Все эти полудрагоценные цветные камни добывают и обрабатывают в Восточной Сибири.

Одну из работ мастера - национальный нож с подвеской, правительство Бурятии преподнесло президенту России Владимиру Путину. Этот бурятский «Дракон» (так называется нож) выполнен из серебра с закаленной сталью. В колоритном изделии присутствует ковка, плетение, чеканка, филигрань. Дополнено оно красным деревом, малахитом и кораллами. 

(Сказка о золотом петушке)

Урда сагай уринда.

Уһан далайн дулаанда

Холын нэгэ гүрэндэ,

Хонгор уужам орондо

Алдар суута Дадон хаан

Ажаһуугаа юм hэн xa.

Эрэ тахяа гаргаба,

Эзэн хаанда һарбайба.

«Энэ алтан тагтаа

Эгээл үндэр гэнжартаа

Абаашажа hyyлгaгты,

Агуу харуулда байлгагты! —

Гэһэн аба рал хубилгаан

Гэмгүй зохидоор буулгаал,—

Оршон тойрон тайбан һаань,

Орон түрынш гайгүй haaнь,

Алтан тагтаам һууридаа

Абяагүйгөөр һуухал даа.

Хэсүү зэбсэг далайгаад.

Хэн нэгэнэй гал дайгаар

Наашаа гэнтэ халдаг даа,

Нангин хилыш алхаг даа —

Алтан тагтаам тухайлхал,

Амаргүйгөөр хуугайлхал.

Түйтэ зүг руу сэб сэхэ

Түргэн дундаа эрьехэ».

Эзэн хаан тиин хүхибэ,

Эльбэшэндээ дохибо:

«Һайхан туһыш мартахагүйб,

Һaнahaн юумыш арсахагүйб».

Аяар дээрэһээ эрэ тахяа

Агуу хаанай хилэ сахяа.

Харата аюулай болоо һаань,

Халдан дайсанай ороо һаань.

Эрэ тахяа сэб сэхэ

Эгээл тиишээ эрьехэ,

Хүсэтэ шангаар хашхарха:

«Кири-ку-ку. Ха-ха-ха!

Хажуулдижа хэбтээд, ши

Хан түрэеэ хүтэлыши!»

Хүршэнэрынь тэрэ дороо

Хүсэ ядан номгороо.

Халдан орохоо айгаа лэ —

Хамха сохюулха байгаа лэ.

Харин тэдээндэ Дадон хаан

Харюу үгэжэ шадаал ха.

Тахяа дуугай болоодхёо,

Дохёо үгэхөө болёодхёо.

Арбаад хоноо тэрэ гэһээр,

Агуу хаанай сэрэгһээ

Мэдээн үгы, жэгтэйлэ,

Мэгдээд, хүн зон жэгшээ лэ.

Дахяад тахяа булайгаар

Даляа сохин хуугайлаа.

Бүхы сэрэгээ Дадон хаан

Бүридхэжэ гулидхаад,

Зальбаржа тиин бурхандаа

Залан өөрөө ябабал даа.

Сэрэгээ хаан хүтэлжэ,

Сэхэ зүүлжээ шэглэжэ,

Үдэр һуни хамаагүй.

Үни удаан ябаа лэ.

Дайнай болоһоор мур сараа,

Дайсадай хараа бараа

Харгы замдань дайралдаагүй.

Хаанаш бури харагдаагүй.

«Жэгтэй юм даа!» — гэжэ хаан

Жэхын, гайхан бодоно ха.

Долоо хоноод байхадань,

Дободээрэ гарахадань,

Холо бэшэ — бараг даа —

Хоёр хада харагдаа.

Сэрэгээрээ агуу хаан

Сэхэ гүйлгэн ошоба ха.

Тойроод хон-жэн. Сайбалзаад,

Торгон майхан байбал даа,

Хадын хүмэг хабшалда

Хаанай сэрэг барандаа

Алуулшанхай, нэбшынхэй,

Амигүйнүүд хэбтэнхэй.

Гайхал болоһон Дадон хаан

Майхан тээшэ ошоол ха.

Халаг! Халаг! Аюул лэ!

Хаанай хүбүүд хоюулаа

Хуяггүйнүүд, зэбсэгтэеэ

Хурса һэлмээр бэе бэеэ

Эльбэдүүлэн шунажа,

Эрхэ мэдэлдэнь орожо,

Домог сууень һайрхаба,

Долоон хоног найрлаба.

Одоош юумэн элиржэ,

Дадон хаамнай тэлэржэ,

Сэбэр гоохоноо абанхай,

Сэрэг суураа дахууланхай,

Гэр тээшээ гэшхүүлбэ,

Газар тээшээ галгюулба.

Хаанай бусажа ябаһые,

Хатантай юутэй болоһые

Улад зониинь дохёолын

Урид мэдээд орхёо лэ.

Ниислэл хотынь арад зон

Ниитэ дээрээ дохилзон,

Хаалгын тэндэ үймэлдэн,

Хаанаа угтаал шууялдан.

Хатантаяа зэргэлээд.

Хаанай hyyhaн тэргэһээ

Халташ гээгдэн, тамарангүй

Харайлдаа лэ баран зон.

Хаан гараа арбагашуулаа,

Хамаг зоноо амаршалаа...

Одоо эндэ гэнтэдэ

Олон зоной зэргэдэ

Сарачинай залаатай,

Сагаан тоорсог малгайтай,

Хун шубуундал саб сагаан

Хубилгаанаа хаан хараал.

«Да, мэндэ, ахатан!» —

Амаршалбал хаан угтан.—

Ямар юумэн хэрэгтэйб?

Яаралтайгаар хэлэгты».

Эльбэшэниииь дүтэлжэ,

Эхилээ һэн иигэжэ:

«Үндэр ехэ Дадон хаан,

Үгэдөө хүрэхэ болоол хаш.

Аюулта сагта, тиихэдэ.

Алтан, зөөри, зиндаа гү,

Али хүлэг мундаа гү,

Энэ гүрэнэйм хахадые ши

Эзэлэн абаад, эдлыши».

«Намда юунш хэрэггүй,— гэн,

Намжарлаба эльбэшэн.—

Шамахаан хатанаа намда

Шагнал болгон үгыш даа».

«Эды нэтэрүү яндан, ши

Эгтээ һула һалахалши! —

Хаан ехээр сухалдаад,

Хараал шэрээл табибал даа.—

Амиды дээрээ түргэнөөр

Арил саашаа, үбгэжөөл!

Харуулшадни. баригты,

Хайра гамгүй намнагты!»

Үбгэн хаанда гэдэргэ

Үrэ хэлээл эсэргүү.

Хаантай арсалдахамнай

Һайтай бэшэ —эли һэмнэй:

Дадон алда һорьбоёо

Дары абаад. борбогор

Хайратайхан үбгэнэй

Халзан духа руу буулгалай.

Үбгэн тэндээ унаба,

Үхал тэрээниие абаба.

Эндэ гэнтэ ... долгисоод,

Эзэн хото дорьбошао.

Харин дүүхэй жэгшэжэ:

«Ха-ха! ha-ha!» — эгшэжэ.

Нүгэлһөөшье айнгүйгөөр

Нэгэл тиимээр энеэгээ.

Хэрэггүй юумэн хэгдээ гэн,

Хэдыш Дадон мэгдээ haa,

Хатан тээшээ хараба,

Халта миһэрээд абаба —

Хамаг олон зоноороо

Хан хотодоо ороо лэ...

Аяар дээрэ түмэрэй

Абяан гэнтэ жэнгирээд,

Хамаг зоной үлыжэ.

Харан байтар гэлыжэ,

Эрэ тахяа ганжарһаа

Элин буугаад намжараар

Тэргэ соогоо налайһан

Мэргэн хаанай зулай дээр

Эгсэ ерээд һуушалай,

Эгээл духынь тоншолой.

Тэрэ дороол эрэ тахяа

Тэрьедэжэ арилаа.

Агуу хаан мэдээ алдаба,

Ара хойшоо алдалжа,

Тэргэ дээрэһээ унаба ха,

Тэндээ ами табиба ха.

Хатан хараа бараагаа

Харагдангүй талиигаа.

Худалшье haa, онтохон

Хурсаар хадхаад орхихол!

Залуушуулнай омог лэ —

Захяа, һургаал бологлэ.

Гута Чимитав буряадшалбй.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика