Бурятские мастера (дарханы) всегда пользовались огромным уважением их работа сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Один из представителей такой династии - «белый» дархан Булат Гэндэнович Жамбалов.
Украшения (зуудхэл) у бурятского народа всегда относились к ценностям. Причем, скорее, вечным: считалось, чем оно древнее, тем ценнее. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая, первыми украшениями и были обереги. Они обеспечивали тому, кто их носит, защиту от злых духов и опасностей. Затем уже шла функция декоративная, выражение эстетических потребностей, радостей жизни, самоутверждения, стремления к красоте. Украшения в отличие от одежды имеют знаковую функцию: с их помощью человек стремится как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным.
По преданию, дарханами считали людей, владеющих кузнечным ремеслом. В мифах рассказывается, что небесный кузнец Божинтой отправил своих детей на Землю, чтобы людей обучить кузнечному искусству. Кузнецы, которые ковали изделия из железа назывались «черными», а те, кто работал с серебром, назывались «белыми» мастерами. Из серебра делали украшения для бурятского костюма, конскую сбрую и оружие. При этом применялась гравировка, филигрань, штамповка, насечка, чернение и серебрение.

Среди современников можно назвать несколько известных бурятских ювелиров, один из них -«белый» дархан Жамбалов Булат Гэндэнович. Родился мастер 16 июля в 1952 году в селе Тохой Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Еще будучи юношей Жамбалов заинтересовался ювелирным искусством. Свое мастерство юному Булату Жамбалову передал потомственный дархан Б-М. Г. Тубчинов. Получив азы ювелирного искусства, Жамбалов продолжил учебу в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области.
- Он учился в Закаменске у мастера Тубчинова, старого мастера. Именно оттуда он взял методы традиционной бурятской школы. После этого он обучался в Абрамцевском художественном училище, где он получил европейскую школу. Я считаю, именно сочетание двух этих школ вылилось в такое интересное творчество,- рассказывает супруга известного ювелира.
С 1975 года Булат Гэндэнович работал в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии в качестве художника-ювелира, где начал выставлять свои работы на всех художественных выставках. Он был участником многочисленных республиканских, межобластных, зональных, российских, зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова, в Этнографическом музее народов Забайкалья, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в Государственном музее искусства народов Востока (Москва), в частных коллекциях Америки, Японии, Индии, Германии, Малайзии, Франции, Испании.
Булат Гэндэнович в своем творчестве продолжал традиции бурятского ювелирного искусства, создавая одновременно и традиционные, и современные по стилю и характеру ювелирные украшения. Он был мастером большого кузнечного таланта и мастерства, профессионалом в сфере ювелирного искусства. Талантливый мастер серебряных дел, опираясь на творческое наследие народа, упорно и целеустремленно вносил вклад в самобытную бурятскую культуру и ее дальнейшее развитие. В области ювелирного искусства художник создал образцы самого высокого класса.
Он создавал сложные мужские гарнитуры, предметы домашней утвари: шкатулки, флаконы, рюмки из рога, стаканы с блюдцами, подстаканники, предметы культа - курительницы, лампады, ритуальные сосуды, и снискавшие народную любовь женские комплекты с утончёнными рисунками серебряной нити и вставками камней.
Уникальные произведения Булата Гэндэновича отличаются богатым чеканным узором возвышенного рельефа. Украшены они рыбами, драконами, львами, цветами, зигзагами и спиралями, с использованием ажурной и накладной филиграни. Изделия мастер украшает малахитом, кораллами, лазуритом, нефритом, авантюрином, сердоликом. Все эти полудрагоценные цветные камни добывают и обрабатывают в Восточной Сибири.
Одну из работ мастера - национальный нож с подвеской, правительство Бурятии преподнесло президенту России Владимиру Путину. Этот бурятский «Дракон» (так называется нож) выполнен из серебра с закаленной сталью. В колоритном изделии присутствует ковка, плетение, чеканка, филигрань. Дополнено оно красным деревом, малахитом и кораллами.
В старые давние годы жил хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.
— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан.— Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!
Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца. Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и всех других, перевезет на новые места.
Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север — в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена. Тайком от всех Цырен кормил и поил отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы он мог расправить затекшие руки и ноги.
Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.
Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что-то блестит. Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.
Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.
Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого берега вниз, да так навсегда и остался в морской пучине...
Так погибло на дне моря много людей хана Санада.
Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.
— Отец, — сказал Цырен,— прощай! Погибнем мы...
— Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?— спросил старик.
Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.
— А оттуда еще никто не возвращался,— закончил он свой рассказ.
Выслушал это старик и сказал:
— Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу,— только ее отражение. Поднимись на гору, найди чашу и принеси ее хану. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули, и пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени — хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье!
Цырен сейчас же отправился к горе. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исцарапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на высокой, неприступной скале сияет красивая золотая чаша.
Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Ждать пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Цырен крикнул что было силы. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный пришел он к хану Санаду и поставил перед ним чашу.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.