Игрушки бурятского народа
Игрушки бурятского народа

Детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой – у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят – кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее.    

Трудно сказать точно, когда появились детские игрушки. Главный источник наших знаний - археологические находки. Археологи условно называют игрушками все находки, сделанные в виде фигурок людей и животных. На территории Сибири нашли множество таких игрушек, выточенных из мягкого камня мергеля или из бивня мамонта за 35-12 тысяч лет до нашей эры.С древнейших времен кукла была участницей ритуальных действий. Она была связующим звеном между миром богов и миром людей. Она была подобием живого человека, находящегося в состоянии транса. Такая кукла не имела собственной сущности и всегда готова была принять иной облик и разделить чужую точку зрения. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Куклы-чучела спасли множество человеческих жизней - их приносили в жертву богам вместо людей. 

Почти во всех древнеславянских обрядах присутствуют куклы. Можно сказать, что наши предки играли с куклой в ходе религиозного обряда, но смысл и характер этой игры не походил ни на забаву, ни на развлечение. Это была серьезнейшая духовная работа, направленная на поддержание гармонии в самих себе и в мироздании в целом.

Потом куклы служили оберегами от болезней, несчастий, голода и бесплодия. Пока, наконец, не стали утешителями и воспитателями детей - игрушками.

Игрушка всегда была неотъемлемой частью быта любого народа, «зеркалом» его жизни. С давних же времен известно существование в России различных игрушечных промыслов. Это знаменитая Дымка, Каргополь, Вятка, Богородское, Сергиев Пасад и так далее.В словаре русского языка, составленном Владимиром Далем говорилось, что игрушка – «это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В России игрушке уделялось особое внимание, так, есть даже Государственный музей игрушки. Основан он в 1918 году знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом, который хотел, чтобы дети в таком музее не только могли  рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.В древности игрушки служили не только для игры, но и для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка, например, или мяч символизировали небо и небесный мир, они как бы соединяли ребенка с миром добра. И в игрушках никогда не было изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Кстати, житейское мнение, будто кукла - забава только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети, пока не имели иных различий в костюме, до 7-8 лет. И лишь когда мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их роли и игры строго различались.

Одна из первых, так называя, колышковая кукла, пишут исследователи, была сделана еще в 17 веке. Готовили ее из цельного куска дерева, у нее не было суставов, она не могла двигаться, и изначально была церковным атрибутом – служила для создания сценок на библейские темы. Затем в мире появились восковые куклы, культ которых до сих пор сохраняется на их родине – в Англии. Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на промышленной основе. Правда, из-за хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным. Однако у каждого народа материл, из которого делали первых кукол, был разным -  куклы могли быть соломенными, из пучков травы, из тряпья, бересты, - словом, того, что было под рукой. У бурят, как у кочевников-скотоводов, первые игрушки делали из костей животных.

Игрушки бурятского народа

Буряты очень заботились о своих детях, говорят исследователи. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били и дети были абсолютно свободны — играли и веселились где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами — защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.

Вообще, все их игрушки имели прямое отношение ко взрослому миру. Там, где на зимних гуляниях в честь Сагаалгана мужчины показывали силу и ловкость, разбивая  «hээр» - длинный отросток грудного позвонка быка или коровы – малыши играли в косточки поменьше. Так появилась, например, игра «шагай» - в лодыжки. Игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии, более 30 веков назад. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиции, и каждая имеет своё название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.

Шагай наадан

В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эта игра воспитывает характер, волю, развивает не только физические и нравственные качества, но также умственные способности: память, сообразительность, логическое и творческое мышление, устный счет, глазомер. В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.

Из костей же делали куколок– но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Эти косточки одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы получались высотой 8-10 сантиметров, долго служили и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол и куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала. Сувениры из рога – старинные традиции

И с детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. 

(Сказка о золотом петушке)

Урда сагай уринда.

Уһан далайн дулаанда

Холын нэгэ гүрэндэ,

Хонгор уужам орондо

Алдар суута Дадон хаан

Ажаһуугаа юм hэн xa.

Эрэ тахяа гаргаба,

Эзэн хаанда һарбайба.

«Энэ алтан тагтаа

Эгээл үндэр гэнжартаа

Абаашажа hyyлгaгты,

Агуу харуулда байлгагты! —

Гэһэн аба рал хубилгаан

Гэмгүй зохидоор буулгаал,—

Оршон тойрон тайбан һаань,

Орон түрынш гайгүй haaнь,

Алтан тагтаам һууридаа

Абяагүйгөөр һуухал даа.

Хэсүү зэбсэг далайгаад.

Хэн нэгэнэй гал дайгаар

Наашаа гэнтэ халдаг даа,

Нангин хилыш алхаг даа —

Алтан тагтаам тухайлхал,

Амаргүйгөөр хуугайлхал.

Түйтэ зүг руу сэб сэхэ

Түргэн дундаа эрьехэ».

Эзэн хаан тиин хүхибэ,

Эльбэшэндээ дохибо:

«Һайхан туһыш мартахагүйб,

Һaнahaн юумыш арсахагүйб».

Аяар дээрэһээ эрэ тахяа

Агуу хаанай хилэ сахяа.

Харата аюулай болоо һаань,

Халдан дайсанай ороо һаань.

Эрэ тахяа сэб сэхэ

Эгээл тиишээ эрьехэ,

Хүсэтэ шангаар хашхарха:

«Кири-ку-ку. Ха-ха-ха!

Хажуулдижа хэбтээд, ши

Хан түрэеэ хүтэлыши!»

Хүршэнэрынь тэрэ дороо

Хүсэ ядан номгороо.

Халдан орохоо айгаа лэ —

Хамха сохюулха байгаа лэ.

Харин тэдээндэ Дадон хаан

Харюу үгэжэ шадаал ха.

Тахяа дуугай болоодхёо,

Дохёо үгэхөө болёодхёо.

Арбаад хоноо тэрэ гэһээр,

Агуу хаанай сэрэгһээ

Мэдээн үгы, жэгтэйлэ,

Мэгдээд, хүн зон жэгшээ лэ.

Дахяад тахяа булайгаар

Даляа сохин хуугайлаа.

Бүхы сэрэгээ Дадон хаан

Бүридхэжэ гулидхаад,

Зальбаржа тиин бурхандаа

Залан өөрөө ябабал даа.

Сэрэгээ хаан хүтэлжэ,

Сэхэ зүүлжээ шэглэжэ,

Үдэр һуни хамаагүй.

Үни удаан ябаа лэ.

Дайнай болоһоор мур сараа,

Дайсадай хараа бараа

Харгы замдань дайралдаагүй.

Хаанаш бури харагдаагүй.

«Жэгтэй юм даа!» — гэжэ хаан

Жэхын, гайхан бодоно ха.

Долоо хоноод байхадань,

Дободээрэ гарахадань,

Холо бэшэ — бараг даа —

Хоёр хада харагдаа.

Сэрэгээрээ агуу хаан

Сэхэ гүйлгэн ошоба ха.

Тойроод хон-жэн. Сайбалзаад,

Торгон майхан байбал даа,

Хадын хүмэг хабшалда

Хаанай сэрэг барандаа

Алуулшанхай, нэбшынхэй,

Амигүйнүүд хэбтэнхэй.

Гайхал болоһон Дадон хаан

Майхан тээшэ ошоол ха.

Халаг! Халаг! Аюул лэ!

Хаанай хүбүүд хоюулаа

Хуяггүйнүүд, зэбсэгтэеэ

Хурса һэлмээр бэе бэеэ

Эльбэдүүлэн шунажа,

Эрхэ мэдэлдэнь орожо,

Домог сууень һайрхаба,

Долоон хоног найрлаба.

Одоош юумэн элиржэ,

Дадон хаамнай тэлэржэ,

Сэбэр гоохоноо абанхай,

Сэрэг суураа дахууланхай,

Гэр тээшээ гэшхүүлбэ,

Газар тээшээ галгюулба.

Хаанай бусажа ябаһые,

Хатантай юутэй болоһые

Улад зониинь дохёолын

Урид мэдээд орхёо лэ.

Ниислэл хотынь арад зон

Ниитэ дээрээ дохилзон,

Хаалгын тэндэ үймэлдэн,

Хаанаа угтаал шууялдан.

Хатантаяа зэргэлээд.

Хаанай hyyhaн тэргэһээ

Халташ гээгдэн, тамарангүй

Харайлдаа лэ баран зон.

Хаан гараа арбагашуулаа,

Хамаг зоноо амаршалаа...

Одоо эндэ гэнтэдэ

Олон зоной зэргэдэ

Сарачинай залаатай,

Сагаан тоорсог малгайтай,

Хун шубуундал саб сагаан

Хубилгаанаа хаан хараал.

«Да, мэндэ, ахатан!» —

Амаршалбал хаан угтан.—

Ямар юумэн хэрэгтэйб?

Яаралтайгаар хэлэгты».

Эльбэшэниииь дүтэлжэ,

Эхилээ һэн иигэжэ:

«Үндэр ехэ Дадон хаан,

Үгэдөө хүрэхэ болоол хаш.

Аюулта сагта, тиихэдэ.

Алтан, зөөри, зиндаа гү,

Али хүлэг мундаа гү,

Энэ гүрэнэйм хахадые ши

Эзэлэн абаад, эдлыши».

«Намда юунш хэрэггүй,— гэн,

Намжарлаба эльбэшэн.—

Шамахаан хатанаа намда

Шагнал болгон үгыш даа».

«Эды нэтэрүү яндан, ши

Эгтээ һула һалахалши! —

Хаан ехээр сухалдаад,

Хараал шэрээл табибал даа.—

Амиды дээрээ түргэнөөр

Арил саашаа, үбгэжөөл!

Харуулшадни. баригты,

Хайра гамгүй намнагты!»

Үбгэн хаанда гэдэргэ

Үrэ хэлээл эсэргүү.

Хаантай арсалдахамнай

Һайтай бэшэ —эли һэмнэй:

Дадон алда һорьбоёо

Дары абаад. борбогор

Хайратайхан үбгэнэй

Халзан духа руу буулгалай.

Үбгэн тэндээ унаба,

Үхал тэрээниие абаба.

Эндэ гэнтэ ... долгисоод,

Эзэн хото дорьбошао.

Харин дүүхэй жэгшэжэ:

«Ха-ха! ha-ha!» — эгшэжэ.

Нүгэлһөөшье айнгүйгөөр

Нэгэл тиимээр энеэгээ.

Хэрэггүй юумэн хэгдээ гэн,

Хэдыш Дадон мэгдээ haa,

Хатан тээшээ хараба,

Халта миһэрээд абаба —

Хамаг олон зоноороо

Хан хотодоо ороо лэ...

Аяар дээрэ түмэрэй

Абяан гэнтэ жэнгирээд,

Хамаг зоной үлыжэ.

Харан байтар гэлыжэ,

Эрэ тахяа ганжарһаа

Элин буугаад намжараар

Тэргэ соогоо налайһан

Мэргэн хаанай зулай дээр

Эгсэ ерээд һуушалай,

Эгээл духынь тоншолой.

Тэрэ дороол эрэ тахяа

Тэрьедэжэ арилаа.

Агуу хаан мэдээ алдаба,

Ара хойшоо алдалжа,

Тэргэ дээрэһээ унаба ха,

Тэндээ ами табиба ха.

Хатан хараа бараагаа

Харагдангүй талиигаа.

Худалшье haa, онтохон

Хурсаар хадхаад орхихол!

Залуушуулнай омог лэ —

Захяа, һургаал бологлэ.

Гута Чимитав буряадшалбй.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика