Игрушки бурятского народа
Игрушки бурятского народа

Детские игрушки занимают особое место в жизни каждого народа. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой – у славянских народов это глина, береста, солома, дерево. У кочевых народов, в том числе у бурят – кости, рога животных, камни, солома и так далее. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали ум, сноровку, внимание и так далее.    

Трудно сказать точно, когда появились детские игрушки. Главный источник наших знаний - археологические находки. Археологи условно называют игрушками все находки, сделанные в виде фигурок людей и животных. На территории Сибири нашли множество таких игрушек, выточенных из мягкого камня мергеля или из бивня мамонта за 35-12 тысяч лет до нашей эры.С древнейших времен кукла была участницей ритуальных действий. Она была связующим звеном между миром богов и миром людей. Она была подобием живого человека, находящегося в состоянии транса. Такая кукла не имела собственной сущности и всегда готова была принять иной облик и разделить чужую точку зрения. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Куклы-чучела спасли множество человеческих жизней - их приносили в жертву богам вместо людей. 

Почти во всех древнеславянских обрядах присутствуют куклы. Можно сказать, что наши предки играли с куклой в ходе религиозного обряда, но смысл и характер этой игры не походил ни на забаву, ни на развлечение. Это была серьезнейшая духовная работа, направленная на поддержание гармонии в самих себе и в мироздании в целом.

Потом куклы служили оберегами от болезней, несчастий, голода и бесплодия. Пока, наконец, не стали утешителями и воспитателями детей - игрушками.

Игрушка всегда была неотъемлемой частью быта любого народа, «зеркалом» его жизни. С давних же времен известно существование в России различных игрушечных промыслов. Это знаменитая Дымка, Каргополь, Вятка, Богородское, Сергиев Пасад и так далее.В словаре русского языка, составленном Владимиром Далем говорилось, что игрушка – «это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В России игрушке уделялось особое внимание, так, есть даже Государственный музей игрушки. Основан он в 1918 году знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом, который хотел, чтобы дети в таком музее не только могли  рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.В древности игрушки служили не только для игры, но и для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка, например, или мяч символизировали небо и небесный мир, они как бы соединяли ребенка с миром добра. И в игрушках никогда не было изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Кстати, житейское мнение, будто кукла - забава только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети, пока не имели иных различий в костюме, до 7-8 лет. И лишь когда мальчик облачался в порты, а девочка в юбку, их роли и игры строго различались.

Одна из первых, так называя, колышковая кукла, пишут исследователи, была сделана еще в 17 веке. Готовили ее из цельного куска дерева, у нее не было суставов, она не могла двигаться, и изначально была церковным атрибутом – служила для создания сценок на библейские темы. Затем в мире появились восковые куклы, культ которых до сих пор сохраняется на их родине – в Англии. Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на промышленной основе. Правда, из-за хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным. Однако у каждого народа материл, из которого делали первых кукол, был разным -  куклы могли быть соломенными, из пучков травы, из тряпья, бересты, - словом, того, что было под рукой. У бурят, как у кочевников-скотоводов, первые игрушки делали из костей животных.

Игрушки бурятского народа

Буряты очень заботились о своих детях, говорят исследователи. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Буряты не наказывали своих детей и не били и дети были абсолютно свободны — играли и веселились где только могли. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами — защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло. Можно сказать, они и были первыми игрушками.

Вообще, все их игрушки имели прямое отношение ко взрослому миру. Там, где на зимних гуляниях в честь Сагаалгана мужчины показывали силу и ловкость, разбивая  «hээр» - длинный отросток грудного позвонка быка или коровы – малыши играли в косточки поменьше. Так появилась, например, игра «шагай» - в лодыжки. Игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии, более 30 веков назад. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиции, и каждая имеет своё название. Особо ценились старые лодыжки, высушенные и отполированные временем, хранящие тепло ладоней предков.

Шагай наадан

В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эта игра воспитывает характер, волю, развивает не только физические и нравственные качества, но также умственные способности: память, сообразительность, логическое и творческое мышление, устный счет, глазомер. В каждом доме эти косточки, предназначенные для игры, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета и их коллекции были предметом особой гордости.

Из костей же делали куколок– но для этого использовали уже кости ног коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, за что и называли эту кость тагалсагай уе - « бабка», а игру - «Бэрбэгы». Эти косточки одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком. Такие куклы получались высотой 8-10 сантиметров, долго служили и практически не ломались. Из коровьих костей делали куколок-детей, а куколок-родителей делали из ног коня, которые были крупнее. У мальчиков были свои игрушки. Поскольку буряты - потомственные скотоводы, как и, например, якуты, то это были разнообразные изображения лошади из дерева и кости.

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол и куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала. Сувениры из рога – старинные традиции

И с детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. 

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия