Бурятская танка – искусство философии и медитации
Бурятская танка – искусство философии и медитации

Меняется ритм жизни, пространственное мышление, но в человеке, в художнике, всегда остается стремление обратиться к своим истокам, проникнуться культурным наследием своего народа. 

Буддийская аппликация танка, или свиток, – это древнее религиозное искусство тибетского буддизма. В переводе с тибетского слово «тан» значит «плоский», а суффикс «ка» означает «живопись». Таким образом, танка – это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Живописные сюжеты танка включают образы Будды, сцены из жизни буддийских святых и учителей. Танка бывают разных размеров, от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Пишутся эти иконы на ткани красками, приготовленными из растительного сырья и непрозрачных минералов, некоторые фрагменты покрывают чистым золотом. Это очень кропотливая и тонкая работа. Чтобы нарисовать танка больших размеров группе художников приходится работать несколько месяцев или даже лет.


Танка это больше, чем просто произведение искусства. Танка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации. Изображения божества обычно сделаны тонким контуром, символичны жесты рук, украшенные драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, кораллами и жемчугами. 

Танки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. У каждого из божеств – свои атрибуты и свое назначение. Главенствующей в танка обычно является центральная фигура. Чудесному окружению соответствуют изображения персонажей танка. Буддийские танка-аппликации исполняются по строго устоявшимся канонам, согласно которым нельзя изменять жесты рук наклоны голов. Изменения допускаются лишь в окружении главного божества. Буддийской танка может заниматься не каждый человек, а лишь посвященные. 

Изготовление танка - сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание. 


Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству. 

  

Танки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Танки написанные красками делятся еще на пять категорий:

  •  Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

  •  Тханки на золотом фоне.

  •  Тханки на красном фоне.

  •  Тханки на черном фоне.

  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект. 

Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Танка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Танки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

В прежнее время был на земле бог, и в это же время жили три девицы.

- Я бы желал жениться на одной из этих трех девиц - сказал бог и спросил у одной: - Что ты умеешь делать?

Девица ответила:

- Я умею выпекать хлеб. Могу испечь его столько, что, когда отведают триста солдат, еще краюха останется. Спросил он у другой:

- А ты что можешь?

- Я выращу девяносто девять осин! - ответила эта девушка.

Тогда он спросил у третьей:

- А ты что умеешь? - Я рожу трех сыновей, - ответила она, - двое из них будут иметь золотую грудь, один - обычную, человеческую.

- В таком случае я женюсь на тебе. Да будет так! - сказал бог и взял ее за себя замуж.

Стали они жить вместе. Пришло время жене его родить ребенка. Бог сказал:

- Пусть ребенок родится без меня, не следует мужчине видеть, как рождаются дети! И ушел.

Он долгое время где-то был и вернулся в юрту, когда решил, что ребенок уже родился. Там была одна старуха. Он спросил у старухи, родился ли ребенок. Старуха ответила:

- Родился.

Тогда бог пожелал увидеть ребенка. Старуха на это сказала:

- Его нельзя тебе видеть.

- Все-таки я хочу его видеть! - сказал бог и приказал старухе принести ребенка.

Старуха пошла и принесла вместо ребенка собачьего щенка. Бог щелкнул его в голову, и голова отлетела прочь.

И стал бог жить как прежде. Скоро его жене опять подошло время родить. Снова ушел бог. Когда вернулся, опять спросил у этой старухи, родился .ли. сын.

Старуха ответила:

- Родился!

- Я хотел бы увидеть ребенка!

Старуха сказала:

- Тебе нельзя его видеть!

- Все же я хочу видеть; что бы там ни было, это мой отпрыск, принеси его! - сказал бог.

Старуха снова принесла собачьего щенка. Бог щелкнул его по голове, и голова отлетела прочь. И снова бог стал жить как прежде. Через некоторое время подошла пора жене его родить в третий раз.

Бог ушел, затем вернулся и спросил у той старухи:

- Ребенок наш, видимо, родился?

- Родился! - ответила старуха и принесла ребенка с обычной человеческой грудью и головой.

- Эта женщина предсказывала, что родит трех парней!


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика