Бурятская танка – искусство философии и медитации
Бурятская танка – искусство философии и медитации

Меняется ритм жизни, пространственное мышление, но в человеке, в художнике, всегда остается стремление обратиться к своим истокам, проникнуться культурным наследием своего народа. 

Буддийская аппликация танка, или свиток, – это древнее религиозное искусство тибетского буддизма. В переводе с тибетского слово «тан» значит «плоский», а суффикс «ка» означает «живопись». Таким образом, танка – это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Живописные сюжеты танка включают образы Будды, сцены из жизни буддийских святых и учителей. Танка бывают разных размеров, от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Пишутся эти иконы на ткани красками, приготовленными из растительного сырья и непрозрачных минералов, некоторые фрагменты покрывают чистым золотом. Это очень кропотливая и тонкая работа. Чтобы нарисовать танка больших размеров группе художников приходится работать несколько месяцев или даже лет.


Танка это больше, чем просто произведение искусства. Танка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации. Изображения божества обычно сделаны тонким контуром, символичны жесты рук, украшенные драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, кораллами и жемчугами. 

Танки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. У каждого из божеств – свои атрибуты и свое назначение. Главенствующей в танка обычно является центральная фигура. Чудесному окружению соответствуют изображения персонажей танка. Буддийские танка-аппликации исполняются по строго устоявшимся канонам, согласно которым нельзя изменять жесты рук наклоны голов. Изменения допускаются лишь в окружении главного божества. Буддийской танка может заниматься не каждый человек, а лишь посвященные. 

Изготовление танка - сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание. 


Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству. 

  

Танки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Танки написанные красками делятся еще на пять категорий:

  •  Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

  •  Тханки на золотом фоне.

  •  Тханки на красном фоне.

  •  Тханки на черном фоне.

  • Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.

Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект. 

Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения. Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Танка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости. Танки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

В старые давние годы жил хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.

— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан.— Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!

Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца. Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и всех других, перевезет на новые места.

Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север — в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена. Тайком от всех Цырен кормил и поил отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы он мог расправить затекшие руки и ноги.

Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.

Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что-то блестит. Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.

Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.

Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого берега вниз, да так навсегда и остался в морской пучине...

Так погибло на дне моря много людей хана Санада.

Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.

— Отец, — сказал Цырен,— прощай! Погибнем мы...

— Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?— спросил старик.

Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.

— А оттуда еще никто не возвращался,— закончил он свой рассказ.

Выслушал это старик и сказал:

— Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу,— только ее отражение. Поднимись на гору, найди чашу и принеси ее хану. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули, и пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени — хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье!

Цырен сейчас же отправился к горе. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исца­рапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на вы­сокой, неприступной скале сияет красивая золотая чаша.

Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Ждать пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Цырен крикнул что было силы. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный пришел он к хану Санаду и поставил перед ним чашу.


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика