Достояние республики: Гобелены из конского волоса
Достояние республики: Гобелены из конского волоса

Почему сегодня, в технократической, стремительно меняющейся реальности, мы все чаще обращаемся к традиции? Нас завораживают звуки, фактуры, образы, орнаменты, символический код которых, кажется, напрямую обращается к нашему бессознательному. Может быть, еще и поэтому природные материалы дарят такое ощущение уюта и умиротворения.


Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте), способное символическим языком выразить самые разные идеи. 

Гобелен любит намеки и недосказанность, создавая в помещении атмосферу таинственности, комфорта и уюта. Гобелен - штучная вещь, обладающая своим характером, мастер, соткавший его, вложил частицу своего мира, каждая ниточка подчинена общему замыслу. В руках мастера волосы как бы оживают второй раз, приобретая одушевленность творческого замысла. На изготовление одного, даже небольшого гобелена необходимо остричь несколько десятков лошадей.

Гобелены из конского волоса неподвластны времени, а благодаря природному цвету, волос они не потеряют своей яркости на многие века, сохраняя свой первозданный цвет и вид. 

Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура гобелена из конского волоса создает свою игру света и тени, изменяя свои оттенки, на протяжении всего дня при разном освещении каждая работа, приобретая свою индивидуальность, даря радость каждому взору на гобелен. 

Искусство плетения из конского волоса известно бурятам издавна. Умельцы плели сети для ловли рыбы, верхнюю обувь, вожжи, подпруги для сёдел, половики. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа Бурятии.

Гобелены как вид искусства стали ткать в Бурятии со второй половины 70-х годов. Основоположником этого вида творчества стала Светлана Ринчинова. Заслуга Светланы Петровны состоит во внедрении в область художественного творчества совершенно нового направления, не существовавшего прежде в декоративно-прикладном искусстве в Республике Бурятия и в Российской Федерации. Государственным комитетом по изобретениям и открытиям основательнице бурятской школы гобелена выданы соответствующие патенты. Она создала бурятскую школу гобелена. Её ученицы-последовательницы Римма Доржиева, Баярма Домбиева, Татьяна Дашиева, Нина Эрдынеева успешно работают в гобелене, обучили мастерству многих учеников. Под руководством С.П. Ринчиновой в 1982 г. был создан крупномасштабный волосяной занавес для Бурятского государственного академического театра драмы группой обученных ею женщин. Этот гобелен площадью 100 кв. метров и около тонны веса великолепно украшает авансцену

 Как создается гобелен

 

Сначала создается эскиз, но основная творческая работа еще впереди. Затем готовится материал - конский волос. Волосы раскладываются по цветам, как краски. Очищаются от мусора и грязи. Процесс очищения поделен на два этапа: сначала волосы чистятся стиральным порошком, затем отстирываются шампунем. После чего их скручивают в нить, как и в древности, вручную - веретеном. Далее натягивается основа и вплетается готовая нить.

 

Сложность работы с волосом состоит в том, что это грубый, жесткий материал с ограниченными цветовыми возможностями, но эти недостатки при умелой обработке переходят в достоинства. Процесс создания гобелена довольно трудоемкий, но творческая работа дарит большую радость. 


Изготовление гобелена хранит в себе множество секретов. Пока гобелен создается, довольно трудно представить себе, насколько завершенная работа будет соответствовать замыслу художника. И вот работа закончена, и странно, как из прядей волос получается нечто притягивающее взгляд.


Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия