Гутал: национальная обувь своими руками
Гутал: национальная обувь своими руками

«Чтобы понять человека, попробуй пройти в его обуви хотя бы милю», - примерно так гласит народная поговорка. Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале.

3.jpg

Идея создавать национальную обувь в Бурятии на кафедре технологического университета родилась еще в конце восьмидесятых. Первую колодку заказали в Ленинграде, затем выпускница ВСГУТУ Галина Егорова (сейчас она  директор малого инновационного предприятия «Гутал», в переводе с бурятского обувь) защитила диплом по специальности и стала сама проектировать модели. Обувь начали делать во времена большого дефицита, когда людям буквально было нечего носить и продукция пользовалась спросом. Так понемногу вошли в рынок, хотя и сейчас свое предприятия Егорова не считает ни малым, ни средним бизнесом – это, скорее, производственный участок, говорит она. В штате у Галины всего пять человек и все делается вручную, что придает еще больше ценности конечному продукту.

- Людей, настоящих умельцев, с хорошими руками найти трудно. Не каждому это под силу. Сейчас все куда-то торопятся, а в нашем деле ценится усидчивость, глазомер, ведь это очень кропотливая работа, - говорит женщина. - Мы хотим возродить то, чем занимались наши предки, наши бабушки и дедушки, наши родители, но что мы как-то растеряли.

От колодки до волка и скорпиона

Колодка для национальной обуви разработана специально для Бурятии, но и нынешние сапоги можно считать традиционными. Как говорит Галина Егорова, единственное, что отличает нынешние модели от тех, что делали наши деды, это то, что можно отличить - где правый, а где левый сапог. Раньше даже такого понятия не было, вся обувь была одинаковой. В производстве обуви, рассказывает Галина, используются только российские материалы, все необходимое участок закупает в местных специализированных магазинах. Небольшие объемы производства не требуют больших закупок за пределами региона. Применяется при изготовлении не только овчина и другой натуральный мех, но и замша, и лак, чтобы орнамент лучше выделялся на модели.

4.jpg

Обувь начинается с эскиза – его готовит сама Галина Клементьевна. По ее словам, она старается его сделать не сложным, чтобы по нему можно было потом легко скроить и сшить обувь. По эскизу выкраивают будущие сапоги, затем отдельно вырезают орнаменты. В основном, на гуталах используются животные мотивы. Для того, чтобы узнать, можно ли вообще использовать определенный орнамент на обуви, Егорова обратилась к ламе, который уже давно не проводит службы, но сам занимается творчеством, расписывая сундуки.

1.jpg

- Он одобрил мои эскизы и вот уже сколько лет я ими пользуюсь. На сапогах можно увидеть, например, бараньи рога, цветы, листья, - показывает она на готовую обувь.

Но это, как она говорит, не предел. Бывает, что заказчики приходят со своими эскизами. Так, один из заказов поступил от борцов, которые попросили изобразить на обуви волка, еще один заказчик принес с собой рисунок скорпиона. Решить эту задачу позволяет единственная современная машина на участке, позволяющая вышить изображение чего угодно. Готовый орнамент наклеивают на кожу и прошивают, затем к заготовке сапога подшивается подклад – так выглядит заготовка будущих национальных сапожек.

Теперь к делу приступают мастера не только с умелыми, но и сильными руками: заготовку надо затянуть по колодке, плотными нитками пришить два слоя, предшествующих подошве. Подошва – дело особенно ответственное, от ее качества будет потом зависеть, замерзнут ноги у человека или нет. Делается подошва так: сначала мастер пришивает стельку, затем вторую, войлочную подошву, или так называемый рант. После этого мастер пришивает к сапогу всю толстую и многослойную подошву.

5.jpg

Процесс производства практически не автоматизирован, исключение составляют швейные машинки. Помимо этого в работе помогают шлифовальные машины, которыми мастера пользуются, чтобы доработать готовую модель, есть также машина для сбора меха и точильный станок. Все остальное здесь делают руками.  

6.jpg

Традиция или мода?

Ассортимент и размерный ряд инновационного предприятия «Гутал» все время пополняется, ведь заказы поступают абсолютно разные. Если раньше цех мог простаивать осенью или в начале лета, то сейчас заказы поступают регулярно – так, к новому сезону предстоит изготовить около 150 пар обуви. По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили, в основном, люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции, своей молодости, своим отцам. Сейчас уже обращаются люди самых разных возрастов и профессий, заказы поступают и от целых ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь. Кроме того, подчеркивает Егорова, популярность национальной обуви растет среди молодежи – этнические мотивы сейчас в тренде и модницы этим с удовольствием пользуются. Тем более, что обувь на предприятии выпускают качественную и стильную – она хорошо смотрится как на молодых людях, так и на девушках. Галина Егорова надеется, что эта тенденция будет только крепнуть и разрабатывает новые эскизы.

2.jpg

(Сказка о золотом петушке)

Урда сагай уринда.

Уһан далайн дулаанда

Холын нэгэ гүрэндэ,

Хонгор уужам орондо

Алдар суута Дадон хаан

Ажаһуугаа юм hэн xa.

Эрэ тахяа гаргаба,

Эзэн хаанда һарбайба.

«Энэ алтан тагтаа

Эгээл үндэр гэнжартаа

Абаашажа hyyлгaгты,

Агуу харуулда байлгагты! —

Гэһэн аба рал хубилгаан

Гэмгүй зохидоор буулгаал,—

Оршон тойрон тайбан һаань,

Орон түрынш гайгүй haaнь,

Алтан тагтаам һууридаа

Абяагүйгөөр һуухал даа.

Хэсүү зэбсэг далайгаад.

Хэн нэгэнэй гал дайгаар

Наашаа гэнтэ халдаг даа,

Нангин хилыш алхаг даа —

Алтан тагтаам тухайлхал,

Амаргүйгөөр хуугайлхал.

Түйтэ зүг руу сэб сэхэ

Түргэн дундаа эрьехэ».

Эзэн хаан тиин хүхибэ,

Эльбэшэндээ дохибо:

«Һайхан туһыш мартахагүйб,

Һaнahaн юумыш арсахагүйб».

Аяар дээрэһээ эрэ тахяа

Агуу хаанай хилэ сахяа.

Харата аюулай болоо һаань,

Халдан дайсанай ороо һаань.

Эрэ тахяа сэб сэхэ

Эгээл тиишээ эрьехэ,

Хүсэтэ шангаар хашхарха:

«Кири-ку-ку. Ха-ха-ха!

Хажуулдижа хэбтээд, ши

Хан түрэеэ хүтэлыши!»

Хүршэнэрынь тэрэ дороо

Хүсэ ядан номгороо.

Халдан орохоо айгаа лэ —

Хамха сохюулха байгаа лэ.

Харин тэдээндэ Дадон хаан

Харюу үгэжэ шадаал ха.

Тахяа дуугай болоодхёо,

Дохёо үгэхөө болёодхёо.

Арбаад хоноо тэрэ гэһээр,

Агуу хаанай сэрэгһээ

Мэдээн үгы, жэгтэйлэ,

Мэгдээд, хүн зон жэгшээ лэ.

Дахяад тахяа булайгаар

Даляа сохин хуугайлаа.

Бүхы сэрэгээ Дадон хаан

Бүридхэжэ гулидхаад,

Зальбаржа тиин бурхандаа

Залан өөрөө ябабал даа.

Сэрэгээ хаан хүтэлжэ,

Сэхэ зүүлжээ шэглэжэ,

Үдэр һуни хамаагүй.

Үни удаан ябаа лэ.

Дайнай болоһоор мур сараа,

Дайсадай хараа бараа

Харгы замдань дайралдаагүй.

Хаанаш бури харагдаагүй.

«Жэгтэй юм даа!» — гэжэ хаан

Жэхын, гайхан бодоно ха.

Долоо хоноод байхадань,

Дободээрэ гарахадань,

Холо бэшэ — бараг даа —

Хоёр хада харагдаа.

Сэрэгээрээ агуу хаан

Сэхэ гүйлгэн ошоба ха.

Тойроод хон-жэн. Сайбалзаад,

Торгон майхан байбал даа,

Хадын хүмэг хабшалда

Хаанай сэрэг барандаа

Алуулшанхай, нэбшынхэй,

Амигүйнүүд хэбтэнхэй.

Гайхал болоһон Дадон хаан

Майхан тээшэ ошоол ха.

Халаг! Халаг! Аюул лэ!

Хаанай хүбүүд хоюулаа

Хуяггүйнүүд, зэбсэгтэеэ

Хурса һэлмээр бэе бэеэ

Эльбэдүүлэн шунажа,

Эрхэ мэдэлдэнь орожо,

Домог сууень һайрхаба,

Долоон хоног найрлаба.

Одоош юумэн элиржэ,

Дадон хаамнай тэлэржэ,

Сэбэр гоохоноо абанхай,

Сэрэг суураа дахууланхай,

Гэр тээшээ гэшхүүлбэ,

Газар тээшээ галгюулба.

Хаанай бусажа ябаһые,

Хатантай юутэй болоһые

Улад зониинь дохёолын

Урид мэдээд орхёо лэ.

Ниислэл хотынь арад зон

Ниитэ дээрээ дохилзон,

Хаалгын тэндэ үймэлдэн,

Хаанаа угтаал шууялдан.

Хатантаяа зэргэлээд.

Хаанай hyyhaн тэргэһээ

Халташ гээгдэн, тамарангүй

Харайлдаа лэ баран зон.

Хаан гараа арбагашуулаа,

Хамаг зоноо амаршалаа...

Одоо эндэ гэнтэдэ

Олон зоной зэргэдэ

Сарачинай залаатай,

Сагаан тоорсог малгайтай,

Хун шубуундал саб сагаан

Хубилгаанаа хаан хараал.

«Да, мэндэ, ахатан!» —

Амаршалбал хаан угтан.—

Ямар юумэн хэрэгтэйб?

Яаралтайгаар хэлэгты».

Эльбэшэниииь дүтэлжэ,

Эхилээ һэн иигэжэ:

«Үндэр ехэ Дадон хаан,

Үгэдөө хүрэхэ болоол хаш.

Аюулта сагта, тиихэдэ.

Алтан, зөөри, зиндаа гү,

Али хүлэг мундаа гү,

Энэ гүрэнэйм хахадые ши

Эзэлэн абаад, эдлыши».

«Намда юунш хэрэггүй,— гэн,

Намжарлаба эльбэшэн.—

Шамахаан хатанаа намда

Шагнал болгон үгыш даа».

«Эды нэтэрүү яндан, ши

Эгтээ һула һалахалши! —

Хаан ехээр сухалдаад,

Хараал шэрээл табибал даа.—

Амиды дээрээ түргэнөөр

Арил саашаа, үбгэжөөл!

Харуулшадни. баригты,

Хайра гамгүй намнагты!»

Үбгэн хаанда гэдэргэ

Үrэ хэлээл эсэргүү.

Хаантай арсалдахамнай

Һайтай бэшэ —эли һэмнэй:

Дадон алда һорьбоёо

Дары абаад. борбогор

Хайратайхан үбгэнэй

Халзан духа руу буулгалай.

Үбгэн тэндээ унаба,

Үхал тэрээниие абаба.

Эндэ гэнтэ ... долгисоод,

Эзэн хото дорьбошао.

Харин дүүхэй жэгшэжэ:

«Ха-ха! ha-ha!» — эгшэжэ.

Нүгэлһөөшье айнгүйгөөр

Нэгэл тиимээр энеэгээ.

Хэрэггүй юумэн хэгдээ гэн,

Хэдыш Дадон мэгдээ haa,

Хатан тээшээ хараба,

Халта миһэрээд абаба —

Хамаг олон зоноороо

Хан хотодоо ороо лэ...

Аяар дээрэ түмэрэй

Абяан гэнтэ жэнгирээд,

Хамаг зоной үлыжэ.

Харан байтар гэлыжэ,

Эрэ тахяа ганжарһаа

Элин буугаад намжараар

Тэргэ соогоо налайһан

Мэргэн хаанай зулай дээр

Эгсэ ерээд һуушалай,

Эгээл духынь тоншолой.

Тэрэ дороол эрэ тахяа

Тэрьедэжэ арилаа.

Агуу хаан мэдээ алдаба,

Ара хойшоо алдалжа,

Тэргэ дээрэһээ унаба ха,

Тэндээ ами табиба ха.

Хатан хараа бараагаа

Харагдангүй талиигаа.

Худалшье haa, онтохон

Хурсаар хадхаад орхихол!

Залуушуулнай омог лэ —

Захяа, һургаал бологлэ.

Гута Чимитав буряадшалбй.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика