«Чтобы понять человека, попробуй пройти в его обуви хотя бы милю», - примерно так гласит народная поговорка. Сейчас процесс производства такого индивидуального предмета гардероба, как обувь, на больших производствах давно автоматизирован. Между тем, полностью вручную ее уже больше десяти лет делают в Бурятии. Как это происходит, в нашем материале.

Идея создавать национальную обувь в Бурятии на кафедре технологического университета родилась еще в конце восьмидесятых. Первую колодку заказали в Ленинграде, затем выпускница ВСГУТУ Галина Егорова (сейчас она директор малого инновационного предприятия «Гутал», в переводе с бурятского обувь) защитила диплом по специальности и стала сама проектировать модели. Обувь начали делать во времена большого дефицита, когда людям буквально было нечего носить и продукция пользовалась спросом. Так понемногу вошли в рынок, хотя и сейчас свое предприятия Егорова не считает ни малым, ни средним бизнесом – это, скорее, производственный участок, говорит она. В штате у Галины всего пять человек и все делается вручную, что придает еще больше ценности конечному продукту.
- Людей, настоящих умельцев, с хорошими руками найти трудно. Не каждому это под силу. Сейчас все куда-то торопятся, а в нашем деле ценится усидчивость, глазомер, ведь это очень кропотливая работа, - говорит женщина. - Мы хотим возродить то, чем занимались наши предки, наши бабушки и дедушки, наши родители, но что мы как-то растеряли.
От колодки до волка и скорпиона
Колодка для национальной обуви разработана специально для Бурятии, но и нынешние сапоги можно считать традиционными. Как говорит Галина Егорова, единственное, что отличает нынешние модели от тех, что делали наши деды, это то, что можно отличить - где правый, а где левый сапог. Раньше даже такого понятия не было, вся обувь была одинаковой. В производстве обуви, рассказывает Галина, используются только российские материалы, все необходимое участок закупает в местных специализированных магазинах. Небольшие объемы производства не требуют больших закупок за пределами региона. Применяется при изготовлении не только овчина и другой натуральный мех, но и замша, и лак, чтобы орнамент лучше выделялся на модели.

Обувь начинается с эскиза – его готовит сама Галина Клементьевна. По ее словам, она старается его сделать не сложным, чтобы по нему можно было потом легко скроить и сшить обувь. По эскизу выкраивают будущие сапоги, затем отдельно вырезают орнаменты. В основном, на гуталах используются животные мотивы. Для того, чтобы узнать, можно ли вообще использовать определенный орнамент на обуви, Егорова обратилась к ламе, который уже давно не проводит службы, но сам занимается творчеством, расписывая сундуки.

- Он одобрил мои эскизы и вот уже сколько лет я ими пользуюсь. На сапогах можно увидеть, например, бараньи рога, цветы, листья, - показывает она на готовую обувь.
Но это, как она говорит, не предел. Бывает, что заказчики приходят со своими эскизами. Так, один из заказов поступил от борцов, которые попросили изобразить на обуви волка, еще один заказчик принес с собой рисунок скорпиона. Решить эту задачу позволяет единственная современная машина на участке, позволяющая вышить изображение чего угодно. Готовый орнамент наклеивают на кожу и прошивают, затем к заготовке сапога подшивается подклад – так выглядит заготовка будущих национальных сапожек.
Теперь к делу приступают мастера не только с умелыми, но и сильными руками: заготовку надо затянуть по колодке, плотными нитками пришить два слоя, предшествующих подошве. Подошва – дело особенно ответственное, от ее качества будет потом зависеть, замерзнут ноги у человека или нет. Делается подошва так: сначала мастер пришивает стельку, затем вторую, войлочную подошву, или так называемый рант. После этого мастер пришивает к сапогу всю толстую и многослойную подошву.

Процесс производства практически не автоматизирован, исключение составляют швейные машинки. Помимо этого в работе помогают шлифовальные машины, которыми мастера пользуются, чтобы доработать готовую модель, есть также машина для сбора меха и точильный станок. Все остальное здесь делают руками.

Традиция или мода?
Ассортимент и размерный ряд инновационного предприятия «Гутал» все время пополняется, ведь заказы поступают абсолютно разные. Если раньше цех мог простаивать осенью или в начале лета, то сейчас заказы поступают регулярно – так, к новому сезону предстоит изготовить около 150 пар обуви. По словам Галины Егоровой, заказывать обувь поначалу приходили, в основном, люди старшего поколения, для которых обувь в национальном стиле – дань традиции, своей молодости, своим отцам. Сейчас уже обращаются люди самых разных возрастов и профессий, заказы поступают и от целых ансамблей, приходят ламы и шаманы. Заказывают не только взрослую, но и детскую обувь. Кроме того, подчеркивает Егорова, популярность национальной обуви растет среди молодежи – этнические мотивы сейчас в тренде и модницы этим с удовольствием пользуются. Тем более, что обувь на предприятии выпускают качественную и стильную – она хорошо смотрится как на молодых людях, так и на девушках. Галина Егорова надеется, что эта тенденция будет только крепнуть и разрабатывает новые эскизы.

В старые давние годы жил хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.
— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан.— Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!
Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца. Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и всех других, перевезет на новые места.
Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север — в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена. Тайком от всех Цырен кормил и поил отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы он мог расправить затекшие руки и ноги.
Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.
Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что-то блестит. Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.
Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.
Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого берега вниз, да так навсегда и остался в морской пучине...
Так погибло на дне моря много людей хана Санада.
Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.
— Отец, — сказал Цырен,— прощай! Погибнем мы...
— Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?— спросил старик.
Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.
— А оттуда еще никто не возвращался,— закончил он свой рассказ.
Выслушал это старик и сказал:
— Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу,— только ее отражение. Поднимись на гору, найди чашу и принеси ее хану. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули, и пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени — хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье!
Цырен сейчас же отправился к горе. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исцарапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на высокой, неприступной скале сияет красивая золотая чаша.
Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Ждать пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Цырен крикнул что было силы. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный пришел он к хану Санаду и поставил перед ним чашу.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.