Игрушки из дерева - душа народа
Игрушки из дерева -  душа народа

У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те затем превращались в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала: солома, дерево, ткань и другие. Сущность и назначение древних кукол означает образ человека.

В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тысяч лет до нашей эры. И по сей день душа культуры бурятского народа находит свое отражение в деревянных игрушках, которые в основном изготавливаются в Бурятии. Деревянные игрушки не только символизируют доброту и удивительную теплоту народа, но и изготавливаются из экологически чистого материала. Тактильные ощущения от прикосновения к деревянным игрушкам обладают даже профилактическими свойствами: эфирные масла, содержащиеся в слоях древесины, имеют лечебный эффект и благотворно воздействуют не только на ребенка, который играет с данной вещью, но и на атмосферу квартиры, путем испарения древесины.

Деревянные куклы изготавливаются путем художественной резки из таких пород дерева, как береза и липа, а затем окрашиваются в яркие краски. При создании набора этой игрушки формируются целые семьи. Роспись их как в наши, так и в прежние времена, отличается яркостью красок и колоритностью быта.

В истории бурятских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит пара недель. Сначала из твердых пород дерева в столярной мастерской выпиливают так называемые «болванки» разных частей тела: отдельно голова и туловище, а иногда и конечности, если кукла шарнирная. Прежде чем преступить к обработке поверхности наждачной бумагой, деталям дают хорошо просохнуть и дать усадку. Затем уже мастер преступает к полировке поверхности, чтобы избавиться от заусенцев, шероховатостей, пористых участков. Если кукла состоит из нескольких деталей, их аккуратно склеивают между собой, соблюдая все пропорции будущей игрушки. Для придания поверхности наибольшей гладкости, еще тщательно грунтуют, иногда даже несколько раз.

Волшебство в мастерской начинается, когда за стол садится художник-оформитель. Он открывает коробку с акриловыми красками: ах, каких только цветов там нет! Яркие, насыщенные! После взмаха тонкой кисти на куске дерева появляются выразительные раскосые глазки, нос, пухлые щечки и губы. Далее художник наряжает свое творение в праздничный наряд и украшения.

Сувенирная кукла в бурятском национальном костюме разработана специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким. Уникальный сувенир особенно актуален для республики Бурятии, входящей в туристическую рекреационную зону.

Кроме того, Республика Бурятия славятся своими резчиками по дереву, тонко чувствующими эпоху, изобретающими игрушки, передающие образы людей и зверей, тем самым отражая городской и сельский быт. Бурятские мастера и по сей день продолжают свое дело, создавая деревянные игрушки, сохраняя технологии художественных народных промыслов, а которые воплощают собой древнюю культуру России.

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия