Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли
Картины из минералов Бурятии: Красота родной земли

Ее картины из камня известны далеко за пределами Бурятии. Они есть в коллекциях Патриарха всея Руси Кирилла, Далай Ламы IVX, президентов Монголии и Татарстана, Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия и многих других. Нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда – каждая картина это своего рода мини-коллекция минералов Бурятии. Техника выполнения такой картины разработана самим автором – Татьяной Комович. Подробнее об этом в нашем материале.


Хрупкий агатовый цветок, кружевные нефритовые листья, вкрапления граната и фон из невесомой аквамариновой пыли – в такую красоту трудно поверить. И трудно представить, насколько трудоемкий процесс создания одной такой картины художником Татьяной Комович. Как тщательно подбирается каменная крошка по цвету,  чтобы отобразить всё многообразие оттенков, с какой точностью определяется месторасположение каждого камешка. Сюжеты картин из каменной крошки бывают самые разные, возможности кажутся безграничными. Каждое панно Татьяны Комович – это своего рода коллекция минералов и пород, находящихся в недрах Бурятии, песка и камней с берегов Байкала. Подобные картины очень редки, встретить минерал чистого голубого или чистого красного цвета трудно, стоят они недешево и редко встречаются в одном регионе.

10.jpg 

Стоит отметить, что техника создания картин каменной крошки существовала, например, в древней Африке, где использовали песок, которого на этом континенте много, разного калибра и разных оттенков. Промысел существует там и в настоящее время, и направлен в основном на туристов, которые покупают такие картины как оригинальный сувенир и увозят к себе на родину. Сейчас такие мастера на вес золота – слишком много нюансов в этом деле. В Бурятии картинами из камней занимается Татьяна Комович.

11.jpg 

Хозяйка медной горы

Каменные запасы в мастерской Татьяны Комович насчитывают более сотни наименований: нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда, жадеит, малахит, хромдиопсид, мрамор, яшма, амазонит, серафинит, серпентинит, желтый, зеленый, розовый авантюрин, янтарь, горный хрусталь, дымчатый кварц, апатит, унакит, прозелит, гелиодор. Добываются они в недрах Бурятии, Забайкальского края, Иркутска,  Якутии, Урала и других регионов России. Коллекцию дополняют красивые камни, привезенные из Монголии, Мозамбика, Зимбабве, Ботсваны, ЮАР, Мадагаскара.

 2.jpg

Первые картины Комович создала в девяностых годах, с тех пор вот уже 17 лет она оттачивает свое мастерство. Имея педагогическое образование, работая художником-оформителем и учителем рисования в школе, она всегда мечтала заняться любимым делом - творчеством.

- У меня очень давно была такая идея, я видела такие картины, привезенные с Урала. Долго не могла понять технологию изготовления.  – Литературы никакой не было, учиться этому ремеслу негде, художники, которые привозили подобные картины, своих секретов не раскрывали. Я сама, методом проб и ошибок, доходила до всего. Пробовала разный клей, камни, и потихоньку у меня начало получаться. Сначала были, конечно, неровности и ошибки, но со временем, с годами выработалась своя технология. Эта технология единственная, мной созданная и опробованная.

S9clD4C9cZs.jpg 

Технологию, которой Татьяна создает свои шедевры, она назвала «аппликация». Суть ее заключается в том, что камни наносятся на полотно постепенно, слоями, создавая при этом объемный эффект. Начинает она с пыли, с самой мелкой фракции, затем по приближении размер каменной крошки увеличивается, и на переднем плане выкладываются крупные камни. Как отметила художник, покупатели называют такие картины «с эффектом 3D».

8JU0_unMLCw.jpg

От скалы до картины

«Начало начал» такой картины – это лист ДВП. Обрамляется в раму он в самом начале работы. Самый главный «ингредиент» каменного творчества – это, конечно же, камни. Камень может быть и драгоценным, и полудрагоценным и поделочным. Самое ценное из камней уже забирают ювелиры, а все что остается после них, лом, крошку, скупает Татьяна для своих работ.

8.jpg

В своих работах я использую ломаные,( дробленые, необработанные) камни, также галтованные (пропущенные через специальный галтовочный барабан с различными абразивами) и резаные полированные пластины.  Подготовка материала к работе трудоемкая .Сначала камни ломаются вручную большой кувалдой, потом толкутся в специальной ступе или в дробильной машине, а затем просеиваются через многоярусное сито. В конечном итоге мастер получает каменную крошку различных фракций: как мука, как соль, как сахар и более крупные.

     13015182_1326993217327925_7352714645843659387_n.jpg

- В начале работы первыми материалами были красный кирпич, уголь, песок и кусочки мрамора. Я все это раздолбила, просеяла, но из-за недостатка цвета палитра в картинах была скудной. Тогда и возникла идея использовать в работе местные минералы. Сегодня использую только натуральные камни, -  пояснила художник.

За 17 лет она создала более 200 тысяч панно: больших и маленьких. Сегодня картина от Комович – своего рода бренд, один из любимых сувениров, которые стараются увезти из Бурятии туристы. Отметим, что картины мастера Татьяна Комович были подарены таким известным людям, как Патриарх всея Руси Кирилл, Далай Лама IVX, Президент Монголии, Президент Татарстана, Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, а также находятся в частных коллекциях России и зарубежья.  

17.jpg 

В старые давние годы жил хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.

— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан.— Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!

Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца. Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и всех других, перевезет на новые места.

Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север — в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена. Тайком от всех Цырен кормил и поил отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы он мог расправить затекшие руки и ноги.

Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.

Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что-то блестит. Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.

Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.

Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого берега вниз, да так навсегда и остался в морской пучине...

Так погибло на дне моря много людей хана Санада.

Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.

— Отец, — сказал Цырен,— прощай! Погибнем мы...

— Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?— спросил старик.

Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.

— А оттуда еще никто не возвращался,— закончил он свой рассказ.

Выслушал это старик и сказал:

— Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу,— только ее отражение. Поднимись на гору, найди чашу и принеси ее хану. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули, и пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени — хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье!

Цырен сейчас же отправился к горе. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исца­рапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на вы­сокой, неприступной скале сияет красивая золотая чаша.

Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Ждать пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Цырен крикнул что было силы. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный пришел он к хану Санаду и поставил перед ним чашу.


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика