Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже второй год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. О том, как изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию – в нашем материале.
Идею воссоздания существовавшей до 1930-х годов прошлого столетия традиции изготовления в бурятских дацанах всей ритуальной атрибутики, элементов внутреннего и внешнего декора буддийских храмов, создания скульптур и статуй Божеств буддийского пантеона поддержал президент России Владимир Путин. Именно на выделенные им денежные средства удалось наладить производство. В этом же году известный бурятский скульптор Даши Намдаков предложил выпускать копии своей скульптуры «Маленький Будда». После посещения мастерской летом 2015 года он отметил, что литье подобного качества он редко встречал в России. Отметим, что мастерская также занимается изготовлением художественной скульптуры, декоративных элементов, деталей интерьера, сувенирной продукции. В марте 2015 года был открыт цех по производству бурятских четок. Литейный цех мастерской «Эрхим Дархан» оснащен техническим оборудованием мирового уровня и использует в своей работе трехкоординатный фрезерный станок, 3-д принтер и сканер для объемной печати и сканирования.
Изготовление скульптуры основано на традиционных технологиях, появившихся еще в древней Индии. Сначала мастер изготавливает модель из воска. Далее по ней создается форма. Саму скульптуру отливают из бронзы, в основе которой находится медь, с добавлениями цинка, олова и других металлов в незначительных количествах. Как отмечают в мастерской, монгольские народы были известны еще с древности как «железоделатели» - кузнецы, ювелиры и литейщики.
Новым витком возрождения литейной традиции стало открытие галереи искусств народов Азии в Иволгинском дацане, построенной благодаря меценатам многопрофильной компании «Номто», которые оказывают в республике поддержку в развитии спорта, а теперь и искусства. В экспозиции галереи можно в полной мере оценить работы мастеров «Эрхим Дархан». Как подчеркивают создатели галереи, произведения тут отличает то, что сделаны они не одним мастером, что в свою очередь отражает процесс возрождения литейной традиции в более широком масштабе, чем раньше. Это подчеркивает и старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель Тибетской, Монгольской и Хатанской коллекции, кандидат исторических наук Юлия Илюхина, прибывшая в республику на открытие галереи. По ее словам, если раньше каждая подобная скульптура была в единственном экземпляре, в современных условиях есть возможность их тиражировать. Однако, открытие галереи она видит как продолжение традиций изготовления в дацанах ритуальных предметов и написания танка.
- Это, наверное, впервые, когда на территории дацана открывается галерея, где представлены не только буддийские, но и образцы светского искусства, - добавила Илюхина. – Надеюсь, что это направление будет развиваться и дальше, тем более, что в буддизме около тыс. божеств. И будет неплохо, если все дацаны в Бурятии будут иметь собственные скульптуры. А верующие смогут получить впечатления на праздник, приобретя себе бронзовый символ года.
Среди скульптур галереи и божества буддийского пантеона, и традиционные, светские сюжеты. В числе буддийских образов - Будда Шакьямуни, Ваджрасаттва и Арьябала или Авалокитешвара, божество милосердия и сострадания. К этой же категории произведений относится и скульптурное изображение Пандито Хамбо ламы Дашидоржи Итигэлова.
- Как правило, в буддизме лама чаще не имел подобных черт, поскольку важнее всего была просветленная природа Учителя, - отмечает гендиректор художественной мастерской Дид Хамбо лама Дагба Очиров. – Здесь же Итигэлов наделен портретными особенностями.
Как отражение важного места в буддийских духовных практиках - молитвы – выставка включает скульптуры под названиями «Хуварак» (ученик, послушник), «Молитва» и «На просторах Космоса». Светские сюжеты экспозиция мастеров «Эрхим Дархан» отражают статуэтки борцов, лучников и всадников, наделенные динамичностью и экспрессией. Все они одеты в традиционные костюмы с благопожелательными орнаментами. Особое место, по словам создателей галереи, в ней занимают образы животных, некоторые из которых входят в 12-летний календарный цикл: овца, собака и обезьяна.
Вдохновением для художественного руководителя и самих мастеров служат идеи самих жителей республики. Мастерская регулярно проводит конкурс эскизов, лучшие из которых приобретают форму в руках скульпторов и чеканщиков. Таким стал эскиз с изображением обезьяны-символа 2016 года, который отправил победитель конкурса, приуроченного к Сагаалгану. 108 бронзовых фигурок обезьян изготовлены в первые дни Нового Года по лунному календарю. По словам генерального директора мастерской Дагбы Очирова, все они будут освящены у Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, и каждый желающий сможет приобрести их в Иволгинском дацане.
- Разные по форме обезьяны символизируют бесконечность, счастье, отказ от всех злых поступков, желание делиться добротой со всеми живыми существами, - рассказал Очиров.
Вероятно, самой необычной скульптурой является «Принцесса Великих степей», которая, как отмечают эксперты, весьма характерна для искусства периода постмодернизма, и сочетает в себе разные элементы философии. На ее удлиненном теле можно увидеть мировое дерево и водопад, волосы, разделенные на две части на монгольский манер, представляют собой фигуру коня. У ноги женщины стоит ребенок. Таким образом, выражена идея женщины создательницы и столпа мира.
В первые 15 дней Сагаалган в Иволгинский дацан на хуралы приезжают люди со всей Бурятии и соседних регионов. Родину в дни праздника и посетил бывший сенатор и экс-депутат Народного Хурала Бурятии Иннокентий Егоров, который поделился, что нигде не видел подобной галереи. «Хамбо лама в этом деле первооткрыватель, - сказал Егоров. – Об этом я давно мечтал, и вот, моя мечта сбылась».
В свою очередь, Дид хамбо лама Дагба Очиров добавляет, что все произведения имеют под собой традиции и сюжеты от родной земли и многих поколений предков. И служат нитью, связующей прошлое с будущим, традицию с современностью, человека с огромным миром. «Мы уверены, что истинные буддийские шедевры в исполнении дальнейшем станут настоящим мировым брендом Бурятии», - подчеркнул он.
В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!
И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин?
- Царь приказал жар-птицу добыть.
- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.
- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.