Возрождение литейной традиции Бурятии
Возрождение литейной традиции Бурятии

Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже второй год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. О том, как изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию – в нашем материале.

Идею воссоздания существовавшей до 1930-х годов прошлого столетия традиции изготовления в бурятских дацанах всей ритуальной атрибутики, элементов внутреннего и внешнего декора буддийских храмов, создания скульптур и статуй Божеств буддийского пантеона поддержал президент России Владимир Путин. Именно на выделенные им денежные средства удалось наладить производство. В этом же году известный бурятский скульптор Даши Намдаков предложил выпускать копии своей скульптуры «Маленький Будда».  После посещения мастерской летом 2015 года он отметил, что литье подобного качества он редко встречал в России. Отметим, что мастерская также занимается изготовлением художественной скульптуры, декоративных элементов, деталей интерьера, сувенирной продукции. В марте 2015 года был открыт цех по производству бурятских четок. Литейный цех мастерской «Эрхим Дархан» оснащен техническим оборудованием мирового уровня и использует в своей работе  трехкоординатный фрезерный станок, 3-д принтер и сканер  для объемной печати и сканирования.

мастер за работой.jpg 

Изготовление скульптуры основано на традиционных технологиях, появившихся еще в древней Индии. Сначала мастер изготавливает модель из воска. Далее по ней создается форма. Саму скульптуру отливают из бронзы, в основе которой находится медь, с добавлениями цинка, олова и других металлов в незначительных количествах. Как отмечают в мастерской, монгольские народы были известны еще с древности как «железоделатели» - кузнецы, ювелиры и литейщики.

IMG_20160111_144132.jpg 

IMG_20160111_142957.jpg 

Новым витком возрождения литейной традиции стало открытие галереи искусств народов Азии в Иволгинском дацане, построенной благодаря меценатам многопрофильной компании «Номто», которые оказывают в республике поддержку в развитии спорта, а теперь и искусства. В экспозиции галереи можно в полной мере оценить работы мастеров «Эрхим Дархан». Как подчеркивают создатели галереи, произведения тут отличает то, что сделаны они не одним мастером, что в свою очередь отражает процесс возрождения литейной традиции в более широком масштабе, чем раньше. Это подчеркивает и старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель Тибетской, Монгольской и Хатанской коллекции, кандидат исторических наук Юлия Илюхина, прибывшая в республику на открытие галереи. По ее словам, если раньше каждая подобная скульптура была в единственном экземпляре, в современных условиях есть возможность их тиражировать. Однако, открытие галереи она видит как продолжение традиций изготовления в дацанах ритуальных предметов и написания танка.

эрхим3.jpg 

- Это, наверное, впервые, когда на территории дацана открывается галерея, где представлены не только буддийские, но и образцы светского искусства, - добавила Илюхина. – Надеюсь, что это направление будет развиваться и дальше, тем более, что в буддизме около тыс. божеств. И будет неплохо, если все дацаны в Бурятии будут иметь собственные скульптуры. А верующие смогут получить впечатления на праздник, приобретя себе бронзовый символ года.

Обезьяна.jpeg 

Среди скульптур галереи и божества буддийского пантеона, и традиционные, светские сюжеты. В числе буддийских образов - Будда Шакьямуни, Ваджрасаттва и Арьябала или Авалокитешвара, божество милосердия и сострадания. К этой же категории произведений относится и скульптурное изображение Пандито Хамбо ламы Дашидоржи Итигэлова.

- Как правило, в буддизме лама чаще не имел подобных черт, поскольку важнее всего была просветленная природа Учителя, - отмечает гендиректор художественной мастерской Дид Хамбо лама Дагба Очиров. – Здесь же Итигэлов наделен портретными особенностями.

Как отражение важного места в буддийских духовных практиках  - молитвы – выставка включает скульптуры под названиями «Хуварак» (ученик, послушник), «Молитва» и «На просторах Космоса». Светские сюжеты экспозиция мастеров «Эрхим Дархан» отражают статуэтки борцов, лучников и всадников, наделенные динамичностью и экспрессией. Все они одеты в традиционные костюмы с благопожелательными орнаментами. Особое место, по словам создателей галереи,  в ней занимают образы животных, некоторые из которых входят в 12-летний календарный цикл: овца, собака и обезьяна.

эрхим4.jpg 

девочка с дев3.jpg 

Вдохновением для художественного руководителя и самих мастеров служат идеи самих жителей республики. Мастерская регулярно проводит конкурс эскизов, лучшие из которых приобретают форму в руках скульпторов и чеканщиков. Таким стал эскиз с изображением обезьяны-символа 2016 года, который отправил победитель конкурса, приуроченного к Сагаалгану. 108 бронзовых фигурок обезьян изготовлены в первые дни Нового Года по лунному календарю. По словам генерального директора мастерской Дагбы Очирова, все они будут освящены у Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, и каждый желающий сможет приобрести их в Иволгинском дацане.

- Разные по форме обезьяны символизируют бесконечность, счастье, отказ от всех злых поступков, желание делиться добротой со всеми живыми существами, - рассказал Очиров.

Вероятно, самой необычной скульптурой является «Принцесса Великих степей», которая, как отмечают эксперты, весьма характерна для искусства периода постмодернизма, и сочетает в себе разные элементы философии. На ее удлиненном теле можно увидеть мировое дерево и водопад,  волосы, разделенные на две части на монгольский манер, представляют собой фигуру коня. У ноги женщины стоит ребенок. Таким образом, выражена идея женщины создательницы и столпа мира.

эрхим2.jpg

В первые 15 дней Сагаалган в Иволгинский дацан на хуралы приезжают люди со всей Бурятии и соседних регионов. Родину в дни праздника и посетил бывший сенатор и экс-депутат Народного Хурала Бурятии Иннокентий Егоров, который поделился, что нигде не видел подобной галереи. «Хамбо лама в этом деле первооткрыватель, - сказал Егоров. – Об этом я давно мечтал, и вот, моя мечта сбылась».

В свою очередь, Дид хамбо лама Дагба Очиров добавляет, что все произведения имеют под собой традиции и сюжеты от родной земли и многих поколений предков.  И служат нитью, связующей прошлое с будущим, традицию с современностью, человека с огромным миром. «Мы уверены, что  истинные буддийские шедевры в исполнении дальнейшем станут настоящим мировым брендом Бурятии», - подчеркнул он.

(Сказка о золотом петушке)

Урда сагай уринда.

Уһан далайн дулаанда

Холын нэгэ гүрэндэ,

Хонгор уужам орондо

Алдар суута Дадон хаан

Ажаһуугаа юм hэн xa.

Эрэ тахяа гаргаба,

Эзэн хаанда һарбайба.

«Энэ алтан тагтаа

Эгээл үндэр гэнжартаа

Абаашажа hyyлгaгты,

Агуу харуулда байлгагты! —

Гэһэн аба рал хубилгаан

Гэмгүй зохидоор буулгаал,—

Оршон тойрон тайбан һаань,

Орон түрынш гайгүй haaнь,

Алтан тагтаам һууридаа

Абяагүйгөөр һуухал даа.

Хэсүү зэбсэг далайгаад.

Хэн нэгэнэй гал дайгаар

Наашаа гэнтэ халдаг даа,

Нангин хилыш алхаг даа —

Алтан тагтаам тухайлхал,

Амаргүйгөөр хуугайлхал.

Түйтэ зүг руу сэб сэхэ

Түргэн дундаа эрьехэ».

Эзэн хаан тиин хүхибэ,

Эльбэшэндээ дохибо:

«Һайхан туһыш мартахагүйб,

Һaнahaн юумыш арсахагүйб».

Аяар дээрэһээ эрэ тахяа

Агуу хаанай хилэ сахяа.

Харата аюулай болоо һаань,

Халдан дайсанай ороо һаань.

Эрэ тахяа сэб сэхэ

Эгээл тиишээ эрьехэ,

Хүсэтэ шангаар хашхарха:

«Кири-ку-ку. Ха-ха-ха!

Хажуулдижа хэбтээд, ши

Хан түрэеэ хүтэлыши!»

Хүршэнэрынь тэрэ дороо

Хүсэ ядан номгороо.

Халдан орохоо айгаа лэ —

Хамха сохюулха байгаа лэ.

Харин тэдээндэ Дадон хаан

Харюу үгэжэ шадаал ха.

Тахяа дуугай болоодхёо,

Дохёо үгэхөө болёодхёо.

Арбаад хоноо тэрэ гэһээр,

Агуу хаанай сэрэгһээ

Мэдээн үгы, жэгтэйлэ,

Мэгдээд, хүн зон жэгшээ лэ.

Дахяад тахяа булайгаар

Даляа сохин хуугайлаа.

Бүхы сэрэгээ Дадон хаан

Бүридхэжэ гулидхаад,

Зальбаржа тиин бурхандаа

Залан өөрөө ябабал даа.

Сэрэгээ хаан хүтэлжэ,

Сэхэ зүүлжээ шэглэжэ,

Үдэр һуни хамаагүй.

Үни удаан ябаа лэ.

Дайнай болоһоор мур сараа,

Дайсадай хараа бараа

Харгы замдань дайралдаагүй.

Хаанаш бури харагдаагүй.

«Жэгтэй юм даа!» — гэжэ хаан

Жэхын, гайхан бодоно ха.

Долоо хоноод байхадань,

Дободээрэ гарахадань,

Холо бэшэ — бараг даа —

Хоёр хада харагдаа.

Сэрэгээрээ агуу хаан

Сэхэ гүйлгэн ошоба ха.

Тойроод хон-жэн. Сайбалзаад,

Торгон майхан байбал даа,

Хадын хүмэг хабшалда

Хаанай сэрэг барандаа

Алуулшанхай, нэбшынхэй,

Амигүйнүүд хэбтэнхэй.

Гайхал болоһон Дадон хаан

Майхан тээшэ ошоол ха.

Халаг! Халаг! Аюул лэ!

Хаанай хүбүүд хоюулаа

Хуяггүйнүүд, зэбсэгтэеэ

Хурса һэлмээр бэе бэеэ

Эльбэдүүлэн шунажа,

Эрхэ мэдэлдэнь орожо,

Домог сууень һайрхаба,

Долоон хоног найрлаба.

Одоош юумэн элиржэ,

Дадон хаамнай тэлэржэ,

Сэбэр гоохоноо абанхай,

Сэрэг суураа дахууланхай,

Гэр тээшээ гэшхүүлбэ,

Газар тээшээ галгюулба.

Хаанай бусажа ябаһые,

Хатантай юутэй болоһые

Улад зониинь дохёолын

Урид мэдээд орхёо лэ.

Ниислэл хотынь арад зон

Ниитэ дээрээ дохилзон,

Хаалгын тэндэ үймэлдэн,

Хаанаа угтаал шууялдан.

Хатантаяа зэргэлээд.

Хаанай hyyhaн тэргэһээ

Халташ гээгдэн, тамарангүй

Харайлдаа лэ баран зон.

Хаан гараа арбагашуулаа,

Хамаг зоноо амаршалаа...

Одоо эндэ гэнтэдэ

Олон зоной зэргэдэ

Сарачинай залаатай,

Сагаан тоорсог малгайтай,

Хун шубуундал саб сагаан

Хубилгаанаа хаан хараал.

«Да, мэндэ, ахатан!» —

Амаршалбал хаан угтан.—

Ямар юумэн хэрэгтэйб?

Яаралтайгаар хэлэгты».

Эльбэшэниииь дүтэлжэ,

Эхилээ һэн иигэжэ:

«Үндэр ехэ Дадон хаан,

Үгэдөө хүрэхэ болоол хаш.

Аюулта сагта, тиихэдэ.

Алтан, зөөри, зиндаа гү,

Али хүлэг мундаа гү,

Энэ гүрэнэйм хахадые ши

Эзэлэн абаад, эдлыши».

«Намда юунш хэрэггүй,— гэн,

Намжарлаба эльбэшэн.—

Шамахаан хатанаа намда

Шагнал болгон үгыш даа».

«Эды нэтэрүү яндан, ши

Эгтээ һула һалахалши! —

Хаан ехээр сухалдаад,

Хараал шэрээл табибал даа.—

Амиды дээрээ түргэнөөр

Арил саашаа, үбгэжөөл!

Харуулшадни. баригты,

Хайра гамгүй намнагты!»

Үбгэн хаанда гэдэргэ

Үrэ хэлээл эсэргүү.

Хаантай арсалдахамнай

Һайтай бэшэ —эли һэмнэй:

Дадон алда һорьбоёо

Дары абаад. борбогор

Хайратайхан үбгэнэй

Халзан духа руу буулгалай.

Үбгэн тэндээ унаба,

Үхал тэрээниие абаба.

Эндэ гэнтэ ... долгисоод,

Эзэн хото дорьбошао.

Харин дүүхэй жэгшэжэ:

«Ха-ха! ha-ha!» — эгшэжэ.

Нүгэлһөөшье айнгүйгөөр

Нэгэл тиимээр энеэгээ.

Хэрэггүй юумэн хэгдээ гэн,

Хэдыш Дадон мэгдээ haa,

Хатан тээшээ хараба,

Халта миһэрээд абаба —

Хамаг олон зоноороо

Хан хотодоо ороо лэ...

Аяар дээрэ түмэрэй

Абяан гэнтэ жэнгирээд,

Хамаг зоной үлыжэ.

Харан байтар гэлыжэ,

Эрэ тахяа ганжарһаа

Элин буугаад намжараар

Тэргэ соогоо налайһан

Мэргэн хаанай зулай дээр

Эгсэ ерээд һуушалай,

Эгээл духынь тоншолой.

Тэрэ дороол эрэ тахяа

Тэрьедэжэ арилаа.

Агуу хаан мэдээ алдаба,

Ара хойшоо алдалжа,

Тэргэ дээрэһээ унаба ха,

Тэндээ ами табиба ха.

Хатан хараа бараагаа

Харагдангүй талиигаа.

Худалшье haa, онтохон

Хурсаар хадхаад орхихол!

Залуушуулнай омог лэ —

Захяа, һургаал бологлэ.

Гута Чимитав буряадшалбй.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика