Возрождение литейной традиции Бурятии
Возрождение литейной традиции Бурятии

Искусные мастера художественной мастерской Иволгинского дацана «Эрхим дархан» уже второй год возрождают литейные традиции. Мастерская открылась на территории дацана в 2014 году благодаря поддержке президента России Владимира Путина. О том, как изготавливаются уникальные скульптуры в мастерской, прославившей Бурятию – в нашем материале.

Идею воссоздания существовавшей до 1930-х годов прошлого столетия традиции изготовления в бурятских дацанах всей ритуальной атрибутики, элементов внутреннего и внешнего декора буддийских храмов, создания скульптур и статуй Божеств буддийского пантеона поддержал президент России Владимир Путин. Именно на выделенные им денежные средства удалось наладить производство. В этом же году известный бурятский скульптор Даши Намдаков предложил выпускать копии своей скульптуры «Маленький Будда».  После посещения мастерской летом 2015 года он отметил, что литье подобного качества он редко встречал в России. Отметим, что мастерская также занимается изготовлением художественной скульптуры, декоративных элементов, деталей интерьера, сувенирной продукции. В марте 2015 года был открыт цех по производству бурятских четок. Литейный цех мастерской «Эрхим Дархан» оснащен техническим оборудованием мирового уровня и использует в своей работе  трехкоординатный фрезерный станок, 3-д принтер и сканер  для объемной печати и сканирования.

мастер за работой.jpg 

Изготовление скульптуры основано на традиционных технологиях, появившихся еще в древней Индии. Сначала мастер изготавливает модель из воска. Далее по ней создается форма. Саму скульптуру отливают из бронзы, в основе которой находится медь, с добавлениями цинка, олова и других металлов в незначительных количествах. Как отмечают в мастерской, монгольские народы были известны еще с древности как «железоделатели» - кузнецы, ювелиры и литейщики.

IMG_20160111_144132.jpg 

IMG_20160111_142957.jpg 

Новым витком возрождения литейной традиции стало открытие галереи искусств народов Азии в Иволгинском дацане, построенной благодаря меценатам многопрофильной компании «Номто», которые оказывают в республике поддержку в развитии спорта, а теперь и искусства. В экспозиции галереи можно в полной мере оценить работы мастеров «Эрхим Дархан». Как подчеркивают создатели галереи, произведения тут отличает то, что сделаны они не одним мастером, что в свою очередь отражает процесс возрождения литейной традиции в более широком масштабе, чем раньше. Это подчеркивает и старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель Тибетской, Монгольской и Хатанской коллекции, кандидат исторических наук Юлия Илюхина, прибывшая в республику на открытие галереи. По ее словам, если раньше каждая подобная скульптура была в единственном экземпляре, в современных условиях есть возможность их тиражировать. Однако, открытие галереи она видит как продолжение традиций изготовления в дацанах ритуальных предметов и написания танка.

эрхим3.jpg 

- Это, наверное, впервые, когда на территории дацана открывается галерея, где представлены не только буддийские, но и образцы светского искусства, - добавила Илюхина. – Надеюсь, что это направление будет развиваться и дальше, тем более, что в буддизме около тыс. божеств. И будет неплохо, если все дацаны в Бурятии будут иметь собственные скульптуры. А верующие смогут получить впечатления на праздник, приобретя себе бронзовый символ года.

Обезьяна.jpeg 

Среди скульптур галереи и божества буддийского пантеона, и традиционные, светские сюжеты. В числе буддийских образов - Будда Шакьямуни, Ваджрасаттва и Арьябала или Авалокитешвара, божество милосердия и сострадания. К этой же категории произведений относится и скульптурное изображение Пандито Хамбо ламы Дашидоржи Итигэлова.

- Как правило, в буддизме лама чаще не имел подобных черт, поскольку важнее всего была просветленная природа Учителя, - отмечает гендиректор художественной мастерской Дид Хамбо лама Дагба Очиров. – Здесь же Итигэлов наделен портретными особенностями.

Как отражение важного места в буддийских духовных практиках  - молитвы – выставка включает скульптуры под названиями «Хуварак» (ученик, послушник), «Молитва» и «На просторах Космоса». Светские сюжеты экспозиция мастеров «Эрхим Дархан» отражают статуэтки борцов, лучников и всадников, наделенные динамичностью и экспрессией. Все они одеты в традиционные костюмы с благопожелательными орнаментами. Особое место, по словам создателей галереи,  в ней занимают образы животных, некоторые из которых входят в 12-летний календарный цикл: овца, собака и обезьяна.

эрхим4.jpg 

девочка с дев3.jpg 

Вдохновением для художественного руководителя и самих мастеров служат идеи самих жителей республики. Мастерская регулярно проводит конкурс эскизов, лучшие из которых приобретают форму в руках скульпторов и чеканщиков. Таким стал эскиз с изображением обезьяны-символа 2016 года, который отправил победитель конкурса, приуроченного к Сагаалгану. 108 бронзовых фигурок обезьян изготовлены в первые дни Нового Года по лунному календарю. По словам генерального директора мастерской Дагбы Очирова, все они будут освящены у Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, и каждый желающий сможет приобрести их в Иволгинском дацане.

- Разные по форме обезьяны символизируют бесконечность, счастье, отказ от всех злых поступков, желание делиться добротой со всеми живыми существами, - рассказал Очиров.

Вероятно, самой необычной скульптурой является «Принцесса Великих степей», которая, как отмечают эксперты, весьма характерна для искусства периода постмодернизма, и сочетает в себе разные элементы философии. На ее удлиненном теле можно увидеть мировое дерево и водопад,  волосы, разделенные на две части на монгольский манер, представляют собой фигуру коня. У ноги женщины стоит ребенок. Таким образом, выражена идея женщины создательницы и столпа мира.

эрхим2.jpg

В первые 15 дней Сагаалган в Иволгинский дацан на хуралы приезжают люди со всей Бурятии и соседних регионов. Родину в дни праздника и посетил бывший сенатор и экс-депутат Народного Хурала Бурятии Иннокентий Егоров, который поделился, что нигде не видел подобной галереи. «Хамбо лама в этом деле первооткрыватель, - сказал Егоров. – Об этом я давно мечтал, и вот, моя мечта сбылась».

В свою очередь, Дид хамбо лама Дагба Очиров добавляет, что все произведения имеют под собой традиции и сюжеты от родной земли и многих поколений предков.  И служат нитью, связующей прошлое с будущим, традицию с современностью, человека с огромным миром. «Мы уверены, что  истинные буддийские шедевры в исполнении дальнейшем станут настоящим мировым брендом Бурятии», - подчеркнул он.

В старые давние годы жил хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.

— Старики будут мешать нам в пути! — сказал хан.— Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!

Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Только один из подданных хана Санада, молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца. Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и всех других, перевезет на новые места.

Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север — в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена. Тайком от всех Цырен кормил и поил отца, а на привалах, когда было совсем темно, выпускал старика, чтобы он мог расправить затекшие руки и ноги.

Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.

Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что-то блестит. Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.

Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.

Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого берега вниз, да так навсегда и остался в морской пучине...

Так погибло на дне моря много людей хана Санада.

Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.

— Отец, — сказал Цырен,— прощай! Погибнем мы...

— Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?— спросил старик.

Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.

— А оттуда еще никто не возвращался,— закончил он свой рассказ.

Выслушал это старик и сказал:

— Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша эта лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы и стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу,— только ее отражение. Поднимись на гору, найди чашу и принеси ее хану. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули, и пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени — хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье!

Цырен сейчас же отправился к горе. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исца­рапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на вы­сокой, неприступной скале сияет красивая золотая чаша.

Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Ждать пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Цырен крикнул что было силы. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный пришел он к хану Санаду и поставил перед ним чашу.


Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика