Одежда для полярного круга
Одежда для полярного круга

За северным полярным кругом температура часто достигает 50 градусов мороза и даже больше, но люди, живущие там издавна, не мерзнут. Во время многочисленных экспедиций на север первопроходцы не раз удивлялись одежде коренного населения крайнего севера. Основу их гардероба составляли меха и здесь это было далеко не роскошью.

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий на Севере применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и теплой одежде диктовалась природой, меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды это монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов.

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов – стеклянный, например, лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий. Орнаменты из бисера, как правило, представляли собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и так далее. Из бисера плели подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Изготовленные украшения сочетались с одеждой, дополняя и украшая ее. На территории России изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веках до нашей эры. Большего расцвета изготовление бисерных бус и украшений достигло в конце 19 начале 20 веков в Юго-Восточной части России, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Но наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Специалисты в области материальной культуры в составе одежды ненцев различают три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»); угорский (туникообразный покрой); древнеарктический, аборигенный (глухой покрой). Мужская и женская одежда у ненцев – это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов, из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIX веках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами. У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.

Традиционная плечевая мужская одежда была широко известна на Севере не только ненцам, но и их соседям – коми и обским уграм. Малицу шили из оленьих шкур, мехом внутрь, в виде длинной рубахи с капюшоном. Характерными для нее были рукавицы, пришитые к рукавам, и так называемая панда – полоса меха шириной 17-20 сантиметров, идущая по подолу, причем рукавицы и панду делали всегда мехом наружу. Длина малицы – ниже колен, и подпоясывали ее с напуском. Существовали два типа покроя. У малицы первого типа стан шили из двух цельных больших шкур, хвостовой частью вниз. Соединяя края шкур, оставляли не сшитыми проймы для рукавов. Широкую панду всегда делали из белого пушистого собачьего меха. Капюшон (у тундровых ненцев – себя сава, у лесных – нюмя) состоял из двух частей меха: поперечной полосы, покрывающей темя, и полукруглой затылочной части. Делали его мехом наружу, вокруг лица шла широкая опушка из песцового или собачьего хвоста. Лицевую часть стягивали ровдужным ремешком. Между основанием капюшона и воротом малицы вшивали стоячий воротник луху, шириной пять сантиметров.

Украшением малицы цветные суконные кантики, пропущенные в швы, либо узкие полоски сукна, которые накладывали поверх основных швов. Второй тип малицы украшали узкими чередующимися полосками оленьего меха над пандой, иногда пришивали широкую орнаментирванную полосу из цветного сукна.

При небольших морозах поверх малицы надевали парку, глухую одежду мехом наружу. Делали ее из тонких шкурок оленьих телят. Псинку парки выкраивали вместе с затылочной частью капюшона из цельной шкуры, при этом на капюшон приходилась часть шкуры, снятая с головы оленя. Отверстия от глаз и рогов зашивали, вводя в швы светлый мех и красное сукно. В отверстия у оснований ушей прикрепляли кисточки из цветных суконных полосок. Между подолом и пандой шла широкая орнаментированная полоса, выполненная техникой меховой мозаики. Такие же полосы орнамента украшали лицевой край капюшона и края парки. В сильные холода, при небольших снегопадах и в дальнюю дорогу поверх малицы надевали верхнюю глухую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу, - совик. Делали его из выростковых шкур, предпочитая мех белого цвета. Спинку совика шили из трех шкур, центральную шкуру кроили вместе с затылочной частью капюшона. Лицевую опушку капюшона из песцовых хвостов делали со вздержкой. На панду пускали собачий мех. Рукава шили широкие, на большой манжете мехом внутрь, по краю манжеты шла узкая опушка из белого меха.

Верхнюю часть женских шуб на Крайнем Севере шили из шкурок белки, выдры, бобра, лисицы, нижнюю образовывали широкие горизонтальные полосы из волчьего, лисьего, собачьего меха, а у богатых ненок даже из соболя и бобра. Между этими пушистыми полосами вставляли узкие суконные ленты. Их собирали из разноцветных кусочков, создавая яркую и разнообразную цветовую палитру. В швы шубы вставляли свободно свисающие кусочки меха и сукна. Верхняя женская одежда была распашной. В ней отсутствовали продольные конструктивные швы, она как бы обертывала торс женщины. Длина такой шубы – ниже колен, полы соединялись с помощью завязок. Иногда к шубе пришивали воротник из песцового или собачьего хвоста. Верхнюю одежду женщины подпоясывали ткаными поясами из разноцветных шерстяных ниток русской и коми-зырянской работы.

Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру. 

Старик пришел к эвенкам, говорит им:
- Вы, эвенки, лыжи себе сделайте. Те стали старика спрашивать:
- Дедушка, как же мы лыжи себе сделаем?
Дед отвечает:
- Вы концы у досок загните. На этих лыжах ходите, белок промышляйте.
Эвенки опять стали старика спрашивать:
- Чем мы белок убивать будем? Старик сказал:
- А вы у русских ружья возьмите. Опять эвенки говорят: - Дедушка, мы не знаем, как ружьями убивать. Тогда старик сказал:
Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия