Почему унты - самая теплая обувь
Почему унты - самая теплая обувь

Большая часть России находится в умеренном и полярном климате, поэтому здесь очень холодно. Особенно низкая температура в Сибири и Якутии. Именно в Якутии находятся самые холодные населенные точки на земле, Верхоянск и Оймякон. Так, например, по неофициальным данным в 1938 году в посёлке Оймякон было зафиксировано  −77,8°С. Какую же обувь нужно носить при таких морозах?  Конечно же, из меха. 

Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность  сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Интересно то, что даже в своём изначальном северном варианте унты нередко становились не только удобной обувью, но и предметом изобразительного искусства. Мастера севера украшали их кусочками кожи, вышивками и бисером, а девушки покоряли сердца своих поклонников искусной выделкой своих унтов.

У народов Крайнего Севера унты используется как повседневная зимняя обувь. У нанайцев, удэгейцев для унтов используется название торбаса или торбаза. Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков.  В Бурятию унты пришли с севера, но за многовековую историю пошив унтов и здесь стал традиционным ремеслом.

Сейчас хорошая пара унтов стоит, в среднем, 16 тысяч рублей и выше. Стоимость унтов складывается, в первую очередь, за счёт камусов (шкурка оленя от колена до копыт).  Камус – самый прочный материал для обуви, он намного долговечнее кожи и замши. Раньше унты носились по 10–15 лет, но сейчас срок эксплуатации этой ­обуви сократился из-за реагентов, которыми посыпают улицы. Морозостойкость камусу обеспечивает ворс – каждая жёсткая волосинка по своему строению напоминает запаянную колбу, внутри которой – воздух. Такая конструкция даёт особую теплопроводность, поэтому унты держат температуру так же хорошо, как термос сохраняет кофе или чай горячим.

В Улан-Удэ мест, где шьют и продают унты очень много. Только на центральном рынке существует своя небольшая «улица унтов». Здесь друг за другом идет более десятка магазинов с большим выбором теплой меховой обуви. На вопрос о том, как шьют унты, и из чего складывается цена пары самой теплой обуви,  ответила одна из ремесленников, Клара Жанаева.

- Чтобы сшить пару унтов, нужно 8–10 шкурок. На мужские унты уходит до 10 камусов, ведь они больше по размеру. Одна шкурка стоит примерно 900–950 рублей, это самый большой вклад в стоимость товара. Плюс унты нужно сшить, поставить внутренний подклад или, как мы говорим, «поднаряд из овчины», проставить подошвы. Это полностью ручная работа. В унтах нет супинаторов, они как валенки, только меховые, - рассказывает Жанаева.

Нужно отметить, что олени в Бурятии не водятся, поэтому основными поставщиками камуса являются северные районы страны России - Таймыр, Якутия. После того, как шкурки прибыли в Улан-Удэ, мастера отправляют их на выделку в Технологический университет. Перед тем, как начать кройку, мастер смотрит, какой размер получится, ведь на одну пару обуви подбирается шкурки одного оленя.

- После того, как мастер подобрал шкурки и определился с размером, шкурки замачивают  в теплой воде и начинают кроить,- делится технологией Жанаева.

После того, как пара собрана, на нее пришиваются украшения, внутренний подклад из овечьей шерсти или из европейского меха (50% меха и 50% шерсти на тканой основе). Овечью шерсть мастер Жанаева в работу берет произведенную в Бурятии или Монголии.

- Местные еще предпочитают подклад из шинели. Буряты знают, что так будет не только теплее, но и практичней,- отметила мастер.

Внутрь на колодку набивается войлок, чуть тоньше, затем пришивается еще один слой войлока и микропора (подошва), специальная зимняя, чтобы ноги не скользили на прикатанном снегу или льду. Каблук приклеивается к унтам отдельно и его затем можно поменять, если он износится. Одну пару унтов можно носить до 15 лет, если правильно за ними ухаживать. Здесь мастер поделилась маленьким секретом: 

- Сушить унты нужно не на батарее или печке, а вблизи нее. А чтобы унты сохранились как можно дольше, летом, прежде чем убрать в шкаф, на унты нужно надеть капроновые колготы - именно они позволят обуви дышать и сохранят их от пыли и паразитов. И еще унты «любят», чтобы их протирали, очищая от пыли и грязи,- советует Жанаева.

На изготовление пары унтов, говорит мастер, уходит два дня – это в среднем, и в этой профессии есть целые династии. В некоторых Улан-Удэнских мастерских  работают ремесленники, которые шьют унты по 20–30 лет, тем же занимались их отцы и деды, передавая свой опыт из поколения в поколение. 

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин?

- Царь приказал жар-птицу добыть.

- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василисацаревна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златомсеребром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребет.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил Стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика