Почему унты - самая теплая обувь
Почему унты - самая теплая обувь

Большая часть России находится в умеренном и полярном климате, поэтому здесь очень холодно. Особенно низкая температура в Сибири и Якутии. Именно в Якутии находятся самые холодные населенные точки на земле, Верхоянск и Оймякон. Так, например, по неофициальным данным в 1938 году в посёлке Оймякон было зафиксировано  −77,8°С. Какую же обувь нужно носить при таких морозах?  Конечно же, из меха. 

Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность  сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Интересно то, что даже в своём изначальном северном варианте унты нередко становились не только удобной обувью, но и предметом изобразительного искусства. Мастера севера украшали их кусочками кожи, вышивками и бисером, а девушки покоряли сердца своих поклонников искусной выделкой своих унтов.

У народов Крайнего Севера унты используется как повседневная зимняя обувь. У нанайцев, удэгейцев для унтов используется название торбаса или торбаза. Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков.  В Бурятию унты пришли с севера, но за многовековую историю пошив унтов и здесь стал традиционным ремеслом.

Сейчас хорошая пара унтов стоит, в среднем, 16 тысяч рублей и выше. Стоимость унтов складывается, в первую очередь, за счёт камусов (шкурка оленя от колена до копыт).  Камус – самый прочный материал для обуви, он намного долговечнее кожи и замши. Раньше унты носились по 10–15 лет, но сейчас срок эксплуатации этой ­обуви сократился из-за реагентов, которыми посыпают улицы. Морозостойкость камусу обеспечивает ворс – каждая жёсткая волосинка по своему строению напоминает запаянную колбу, внутри которой – воздух. Такая конструкция даёт особую теплопроводность, поэтому унты держат температуру так же хорошо, как термос сохраняет кофе или чай горячим.

В Улан-Удэ мест, где шьют и продают унты очень много. Только на центральном рынке существует своя небольшая «улица унтов». Здесь друг за другом идет более десятка магазинов с большим выбором теплой меховой обуви. На вопрос о том, как шьют унты, и из чего складывается цена пары самой теплой обуви,  ответила одна из ремесленников, Клара Жанаева.

- Чтобы сшить пару унтов, нужно 8–10 шкурок. На мужские унты уходит до 10 камусов, ведь они больше по размеру. Одна шкурка стоит примерно 900–950 рублей, это самый большой вклад в стоимость товара. Плюс унты нужно сшить, поставить внутренний подклад или, как мы говорим, «поднаряд из овчины», проставить подошвы. Это полностью ручная работа. В унтах нет супинаторов, они как валенки, только меховые, - рассказывает Жанаева.

Нужно отметить, что олени в Бурятии не водятся, поэтому основными поставщиками камуса являются северные районы страны России - Таймыр, Якутия. После того, как шкурки прибыли в Улан-Удэ, мастера отправляют их на выделку в Технологический университет. Перед тем, как начать кройку, мастер смотрит, какой размер получится, ведь на одну пару обуви подбирается шкурки одного оленя.

- После того, как мастер подобрал шкурки и определился с размером, шкурки замачивают  в теплой воде и начинают кроить,- делится технологией Жанаева.

После того, как пара собрана, на нее пришиваются украшения, внутренний подклад из овечьей шерсти или из европейского меха (50% меха и 50% шерсти на тканой основе). Овечью шерсть мастер Жанаева в работу берет произведенную в Бурятии или Монголии.

- Местные еще предпочитают подклад из шинели. Буряты знают, что так будет не только теплее, но и практичней,- отметила мастер.

Внутрь на колодку набивается войлок, чуть тоньше, затем пришивается еще один слой войлока и микропора (подошва), специальная зимняя, чтобы ноги не скользили на прикатанном снегу или льду. Каблук приклеивается к унтам отдельно и его затем можно поменять, если он износится. Одну пару унтов можно носить до 15 лет, если правильно за ними ухаживать. Здесь мастер поделилась маленьким секретом: 

- Сушить унты нужно не на батарее или печке, а вблизи нее. А чтобы унты сохранились как можно дольше, летом, прежде чем убрать в шкаф, на унты нужно надеть капроновые колготы - именно они позволят обуви дышать и сохранят их от пыли и паразитов. И еще унты «любят», чтобы их протирали, очищая от пыли и грязи,- советует Жанаева.

На изготовление пары унтов, говорит мастер, уходит два дня – это в среднем, и в этой профессии есть целые династии. В некоторых Улан-Удэнских мастерских  работают ремесленники, которые шьют унты по 20–30 лет, тем же занимались их отцы и деды, передавая свой опыт из поколения в поколение. 

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия