Большая часть России находится в умеренном и полярном климате, поэтому здесь очень холодно. Особенно низкая температура в Сибири и Якутии. Именно в Якутии находятся самые холодные населенные точки на земле, Верхоянск и Оймякон. Так, например, по неофициальным данным в 1938 году в посёлке Оймякон было зафиксировано −77,8°С. Какую же обувь нужно носить при таких морозах? Конечно же, из меха.
Издревле население Сибири обрабатывало шкурки животных для пошива одежды. В северных районах Сибири самым многочисленным животным всегда был Северный олень. Поэтому люди и шили из его шкурок теплую одежду и обувь. Именно там, на крайнем севере когда-то и придумали унты. На языке эвенков слово «унта» и означает - «обувь», разновидность сапог для холодного и очень холодного климата. Двухсторонний мех и войлочная подошва унтов защищали ноги их владельцев от самых лютых морозов. Интересно то, что даже в своём изначальном северном варианте унты нередко становились не только удобной обувью, но и предметом изобразительного искусства. Мастера севера украшали их кусочками кожи, вышивками и бисером, а девушки покоряли сердца своих поклонников искусной выделкой своих унтов.
У народов Крайнего Севера унты используется как повседневная зимняя обувь. У нанайцев, удэгейцев для унтов используется название торбаса или торбаза. Раньше унты входили в комплектацию зимней формы одежды лётчиков. В Бурятию унты пришли с севера, но за многовековую историю пошив унтов и здесь стал традиционным ремеслом.
Сейчас хорошая пара унтов стоит, в среднем, 16 тысяч рублей и выше. Стоимость унтов складывается, в первую очередь, за счёт камусов (шкурка оленя от колена до копыт). Камус – самый прочный материал для обуви, он намного долговечнее кожи и замши. Раньше унты носились по 10–15 лет, но сейчас срок эксплуатации этой обуви сократился из-за реагентов, которыми посыпают улицы. Морозостойкость камусу обеспечивает ворс – каждая жёсткая волосинка по своему строению напоминает запаянную колбу, внутри которой – воздух. Такая конструкция даёт особую теплопроводность, поэтому унты держат температуру так же хорошо, как термос сохраняет кофе или чай горячим.
В Улан-Удэ мест, где шьют и продают унты очень много. Только на центральном рынке существует своя небольшая «улица унтов». Здесь друг за другом идет более десятка магазинов с большим выбором теплой меховой обуви. На вопрос о том, как шьют унты, и из чего складывается цена пары самой теплой обуви, ответила одна из ремесленников, Клара Жанаева.
- Чтобы сшить пару унтов, нужно 8–10 шкурок. На мужские унты уходит до 10 камусов, ведь они больше по размеру. Одна шкурка стоит примерно 900–950 рублей, это самый большой вклад в стоимость товара. Плюс унты нужно сшить, поставить внутренний подклад или, как мы говорим, «поднаряд из овчины», проставить подошвы. Это полностью ручная работа. В унтах нет супинаторов, они как валенки, только меховые, - рассказывает Жанаева.
Нужно отметить, что олени в Бурятии не водятся, поэтому основными поставщиками камуса являются северные районы страны России - Таймыр, Якутия. После того, как шкурки прибыли в Улан-Удэ, мастера отправляют их на выделку в Технологический университет. Перед тем, как начать кройку, мастер смотрит, какой размер получится, ведь на одну пару обуви подбирается шкурки одного оленя.
- После того, как мастер подобрал шкурки и определился с размером, шкурки замачивают в теплой воде и начинают кроить,- делится технологией Жанаева.
После того, как пара собрана, на нее пришиваются украшения, внутренний подклад из овечьей шерсти или из европейского меха (50% меха и 50% шерсти на тканой основе). Овечью шерсть мастер Жанаева в работу берет произведенную в Бурятии или Монголии.
- Местные еще предпочитают подклад из шинели. Буряты знают, что так будет не только теплее, но и практичней,- отметила мастер.
Внутрь на колодку набивается войлок, чуть тоньше, затем пришивается еще один слой войлока и микропора (подошва), специальная зимняя, чтобы ноги не скользили на прикатанном снегу или льду. Каблук приклеивается к унтам отдельно и его затем можно поменять, если он износится. Одну пару унтов можно носить до 15 лет, если правильно за ними ухаживать. Здесь мастер поделилась маленьким секретом:
- Сушить унты нужно не на батарее или печке, а вблизи нее. А чтобы унты сохранились как можно дольше, летом, прежде чем убрать в шкаф, на унты нужно надеть капроновые колготы - именно они позволят обуви дышать и сохранят их от пыли и паразитов. И еще унты «любят», чтобы их протирали, очищая от пыли и грязи,- советует Жанаева.
На изготовление пары унтов, говорит мастер, уходит два дня – это в среднем, и в этой профессии есть целые династии. В некоторых Улан-Удэнских мастерских работают ремесленники, которые шьют унты по 20–30 лет, тем же занимались их отцы и деды, передавая свой опыт из поколения в поколение.
Урда сагай уринда.
Уһан далайн дулаанда
Холын нэгэ гүрэндэ,
Хонгор уужам орондо
Алдар суута Дадон хаан
Ажаһуугаа юм hэн xa.
Эрэ тахяа гаргаба,
Эзэн хаанда һарбайба.
«Энэ алтан тагтаа
Эгээл үндэр гэнжартаа
Абаашажа hyyлгaгты,
Агуу харуулда байлгагты! —
Гэһэн аба рал хубилгаан
Гэмгүй зохидоор буулгаал,—
Оршон тойрон тайбан һаань,
Орон түрынш гайгүй haaнь,
Алтан тагтаам һууридаа
Абяагүйгөөр һуухал даа.
Хэсүү зэбсэг далайгаад.
Хэн нэгэнэй гал дайгаар
Наашаа гэнтэ халдаг даа,
Нангин хилыш алхаг даа —
Алтан тагтаам тухайлхал,
Амаргүйгөөр хуугайлхал.
Түйтэ зүг руу сэб сэхэ
Түргэн дундаа эрьехэ».
Эзэн хаан тиин хүхибэ,
Эльбэшэндээ дохибо:
«Һайхан туһыш мартахагүйб,
Һaнahaн юумыш арсахагүйб».
Аяар дээрэһээ эрэ тахяа
Агуу хаанай хилэ сахяа.
Харата аюулай болоо һаань,
Халдан дайсанай ороо һаань.
Эрэ тахяа сэб сэхэ
Эгээл тиишээ эрьехэ,
Хүсэтэ шангаар хашхарха:
«Кири-ку-ку. Ха-ха-ха!
Хажуулдижа хэбтээд, ши
Хан түрэеэ хүтэлыши!»
Хүршэнэрынь тэрэ дороо
Хүсэ ядан номгороо.
Халдан орохоо айгаа лэ —
Хамха сохюулха байгаа лэ.
Харин тэдээндэ Дадон хаан
Харюу үгэжэ шадаал ха.
Тахяа дуугай болоодхёо,
Дохёо үгэхөө болёодхёо.
Арбаад хоноо тэрэ гэһээр,
Агуу хаанай сэрэгһээ
Мэдээн үгы, жэгтэйлэ,
Мэгдээд, хүн зон жэгшээ лэ.
Дахяад тахяа булайгаар
Даляа сохин хуугайлаа.
Бүхы сэрэгээ Дадон хаан
Бүридхэжэ гулидхаад,
Зальбаржа тиин бурхандаа
Залан өөрөө ябабал даа.
Сэрэгээ хаан хүтэлжэ,
Сэхэ зүүлжээ шэглэжэ,
Үдэр һуни хамаагүй.
Үни удаан ябаа лэ.
Дайнай болоһоор мур сараа,
Дайсадай хараа бараа
Харгы замдань дайралдаагүй.
Хаанаш бури харагдаагүй.
«Жэгтэй юм даа!» — гэжэ хаан
Жэхын, гайхан бодоно ха.
Долоо хоноод байхадань,
Дободээрэ гарахадань,
Холо бэшэ — бараг даа —
Хоёр хада харагдаа.
Сэрэгээрээ агуу хаан
Сэхэ гүйлгэн ошоба ха.
Тойроод хон-жэн. Сайбалзаад,
Торгон майхан байбал даа,
Хадын хүмэг хабшалда
Хаанай сэрэг барандаа
Алуулшанхай, нэбшынхэй,
Амигүйнүүд хэбтэнхэй.
Гайхал болоһон Дадон хаан
Майхан тээшэ ошоол ха.
Халаг! Халаг! Аюул лэ!
Хаанай хүбүүд хоюулаа
Хуяггүйнүүд, зэбсэгтэеэ
Хурса һэлмээр бэе бэеэ
Эльбэдүүлэн шунажа,
Эрхэ мэдэлдэнь орожо,
Домог сууень һайрхаба,
Долоон хоног найрлаба.
Одоош юумэн элиржэ,
Дадон хаамнай тэлэржэ,
Сэбэр гоохоноо абанхай,
Сэрэг суураа дахууланхай,
Гэр тээшээ гэшхүүлбэ,
Газар тээшээ галгюулба.
Хаанай бусажа ябаһые,
Хатантай юутэй болоһые
Улад зониинь дохёолын
Урид мэдээд орхёо лэ.
Ниислэл хотынь арад зон
Ниитэ дээрээ дохилзон,
Хаалгын тэндэ үймэлдэн,
Хаанаа угтаал шууялдан.
Хатантаяа зэргэлээд.
Хаанай hyyhaн тэргэһээ
Халташ гээгдэн, тамарангүй
Харайлдаа лэ баран зон.
Хаан гараа арбагашуулаа,
Хамаг зоноо амаршалаа...
Одоо эндэ гэнтэдэ
Олон зоной зэргэдэ
Сарачинай залаатай,
Сагаан тоорсог малгайтай,
Хун шубуундал саб сагаан
Хубилгаанаа хаан хараал.
«Да, мэндэ, ахатан!» —
Амаршалбал хаан угтан.—
Ямар юумэн хэрэгтэйб?
Яаралтайгаар хэлэгты».
Эльбэшэниииь дүтэлжэ,
Эхилээ һэн иигэжэ:
«Үндэр ехэ Дадон хаан,
Үгэдөө хүрэхэ болоол хаш.
Аюулта сагта, тиихэдэ.
Алтан, зөөри, зиндаа гү,
Али хүлэг мундаа гү,
Энэ гүрэнэйм хахадые ши
Эзэлэн абаад, эдлыши».
«Намда юунш хэрэггүй,— гэн,
Намжарлаба эльбэшэн.—
Шамахаан хатанаа намда
Шагнал болгон үгыш даа».
«Эды нэтэрүү яндан, ши
Эгтээ һула һалахалши! —
Хаан ехээр сухалдаад,
Хараал шэрээл табибал даа.—
Амиды дээрээ түргэнөөр
Арил саашаа, үбгэжөөл!
Харуулшадни. баригты,
Хайра гамгүй намнагты!»
Үбгэн хаанда гэдэргэ
Үrэ хэлээл эсэргүү.
Хаантай арсалдахамнай
Һайтай бэшэ —эли һэмнэй:
Дадон алда һорьбоёо
Дары абаад. борбогор
Хайратайхан үбгэнэй
Халзан духа руу буулгалай.
Үбгэн тэндээ унаба,
Үхал тэрээниие абаба.
Эндэ гэнтэ ... долгисоод,
Эзэн хото дорьбошао.
Харин дүүхэй жэгшэжэ:
«Ха-ха! ha-ha!» — эгшэжэ.
Нүгэлһөөшье айнгүйгөөр
Нэгэл тиимээр энеэгээ.
Хэрэггүй юумэн хэгдээ гэн,
Хэдыш Дадон мэгдээ haa,
Хатан тээшээ хараба,
Халта миһэрээд абаба —
Хамаг олон зоноороо
Хан хотодоо ороо лэ...
Аяар дээрэ түмэрэй
Абяан гэнтэ жэнгирээд,
Хамаг зоной үлыжэ.
Харан байтар гэлыжэ,
Эрэ тахяа ганжарһаа
Элин буугаад намжараар
Тэргэ соогоо налайһан
Мэргэн хаанай зулай дээр
Эгсэ ерээд һуушалай,
Эгээл духынь тоншолой.
Тэрэ дороол эрэ тахяа
Тэрьедэжэ арилаа.
Агуу хаан мэдээ алдаба,
Ара хойшоо алдалжа,
Тэргэ дээрэһээ унаба ха,
Тэндээ ами табиба ха.
Хатан хараа бараагаа
Харагдангүй талиигаа.
Худалшье haa, онтохон
Хурсаар хадхаад орхихол!
Залуушуулнай омог лэ —
Захяа, һургаал бологлэ.
Гута Чимитав буряадшалбй.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.