Сувениры из рога – старинные традиции
Сувениры из рога – старинные традиции

Издавна Бурятия славится своей необычностью, неповторимостью, индивидуальностью. В любом уголке мира есть свои особые народные игрушки, куклы, сувениры или маленький талисман. Они имеют характерные национальные особенности, которые свойственны исключительно той местности, откуда произошли.

Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Сегодня можно встретить исключительно новое решение – куклу из рога. Разнообразие решений может быть достигнуто путем использования яркой цветовой гаммы и разных конструктивных решений. В итоге куклы из рога КРС получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой, применением природного материала.

В Бурятии авторами кукол из рога КРС являются Павел и Алла Павловы. Супруги в своих костяных куклах уже несколько лет воплощают всю изящность и неповторимость бурятского народа. Сделаны их куколки из коровьих рогов. Аналогов таких сувениров нигде нет, они даже запатентованы. Столь оригинальная идея супружеской паре пришла случайно. Они нигде специально не обучались, говорят, что их талант - на генном уровне, отцы и деды были художниками.

- Однажды вечером с мужем, любуясь коровьим рогом, мы нашли схожесть с бурятскими остроконечными шапками. Сшили шапочку, надели, расписали, и получилась кукла. Это была наша первая работа, ее мы назвали «Шаман». Первое время куклы просто лежали и пылились, а сейчас отбоя нет, не успеваем с заказами. Наших кукол можно увидеть на прилавках магазина в Улан-Удэ и Иркутске. Бывают заказы и из Москвы, - рассказала Анна Павлова.

Сувенирная  кукла разработана специально для широкого круга потребителей - для туристов, приобретающих сувениры на память и в подарок родным и близким.  Уникальный сувенир особенно актуален для республики Бурятии, входящей в туристическую рекреационную зону.

Процесс изготовления сувениров очень трудоемкий, хотя, со стороны, говорят мастера, кажется, что легко. Каждая кукла - исключительно ручная работа. На изготовление одной такой фигурки уходит четыре-пять дней. Сначала коровьи рога варят в течение пяти часов, затем, при помощи металлического скребка из них вычищают все внутренности. Следующий этап обработки - шлифовка поверхности на наждачном круге. И уже потом, в зависимости от длины и формы рога, его расписывают.

- Коровьи рога расписываем гуашью и затем даем просохнуть. Затем кукла покрывается лаком и опять сохнет где-то два дня. В конце работы к кончику рога крепится и сама шапка, - пояснил Павел Павлов.

Использование рога КРС различных животных является еще и безотходным производством, говорит Павел, и абсолютно безвредным и экологичным. 

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

- Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

- Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

- Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия