Солнечный танец бурятского народа
Солнечный танец бурятского народа

Ёхор (бурятское Ёохор) - это народный танец-хоровод у бурят, распространён он во всей этнической Бурятии и без этого танца не обходится ни одно крупное застолье или празднование.

Круговые танцы существуют у многих народов мира. Сакральные круговые танцы - это древние практики, которые возникали стихийно. Они могли быть приурочены к разным временам и событиям года - к посеву и сбору урожая – медитативные и задорные, исполняемые для заклинания стихий, духов солнца и дождя, для привлечения счастья и сохранения мира. Круговой танец служил особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. На протяжении многих веков он выражал настроения и чувства, копил опыт и стремления народа. Самобытная культура и национальные традиции добавили в музыку и танцы каждого края своё неповторимое очарование.

Но при всём многообразии характеров, народы разных стран объединяет структура танцевального круга. Люди берутся за руки, а танец усиливает энергию, направляя её в русло интуитивного знания. Круг – это переход в другое измерение. Танец поглощает нас целиком и дарит необъяснимое словами ощущение полёта. Мы летим сквозь время, и, доверяясь кругу, черпаем незримую мудрость далёкого прошлого, осознаём настоящее и загадываем будущее. Двигаясь в ритмах разных стран, мы легко переносимся с континента на континент, зная, что вселенная чутко реагирует на любое наше чувство, и что от нас зависит судьба всей планеты. Так, например, у французов круговой танец называется гавот или фарандола, у сербов, хорватов и черногорцев – коло, у грузинского народа это перхули, у румынского народа – хора или сырба. У Бурятского народа это ёхор.


В современном бурятско-русском словаре слово «ёхор» означает «бурятский хоровод». Слово «ёхор», по мнению фольклористов, возникло из словосочетания «ерогодэхэ» (двигаться вприпрыжку) и «ерд-хорд гэлдэхэ» (говорит отрывисто, резко), либо из более древнего тюрко-монгольского корня «ягаруухаянаадан» (водить хоровод). У многих народов Сибири и Дальнего Востока существуют похожие танцы. Это и эвенкийская пляска, и якутский танец «осуохай». Исполняется он под аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный напев. Группа танцующих, держась за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движение убыстряется, шаги сменяются прыжками.

Говорить однозначно о смысле движений нельзя, пишет Википедия. Можно лишь предположить, что скачкообразные движения могли относиться к культу (поклонению) коня у бурят. А движения руками могут относиться к культу птицы. В древности танцевали «ёхор» только по кругу слева направо, то если за направлением движения солнца. Танцевать наоборот строго запрещалось, так как существовало поверье, что против Солнца движутся злые духи. И в настоящее время буряты, чтя традиции предков, танцуют «ёхор», образовав круг.


Сегодня  ёхор употребляется как общенациональное название танца-хоровода. У западных бурят, в частности у эхирит-булагатов, он популярен под названием наадан (букв. «игра») или хатарнаадан («танец-игра»). Песни, сопровождающие танец, называются нааданайдуунууд — «игровые песни» (вариант - нааданзугаа, где зугаа — «беседа, разговор, пир, увеселение») или хатарнааданайдуунууд - «танцевальные песни». По древней традиции нааданы (в значении «игра» и «танец») завершали родовые шаманские обряды жертвоприношений — тайлганы, а позднее, с распространением буддизма, и введённые в его практику, обряды обо. Поэтому хороводные танцы бурят в древности являлись составной частью обрядовых игрищ и были связаны с родовыми культовыми местами, проводившимися здесь молениями и жертвоприношениями, что и отразилось в традиционном названии кругового танца - наадан. У восточных бурят терминами ёохор и нэрьелгэ (один из древнейших обрядовых танцев хори-бурят) обозначаются сами танцы, а песни именуются ёохоройдуунууд, хатарайдуунууд, нэрьеэнэйдуунууд.

Как танцуют ёхор

Ёхор изучался в разные годы учеными, исследователями практиками –хореографами. В древности буряты исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Все эти объекты символизировали мифическое мировое дерево, т.е. исполнение танца имело религиозный смысл.Ехор исполнялся во время празднования Сагаалгана, на свадьбе, в ритуале посвящения в шаманы, по случаю приезда молодого гостя и гостьи.

Большей частью ехор исполняли весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе.Костер, вокруг которого образовывали круг, разжигали после захода солнца. Если число участников было много, то образовывали двойной круг. Здесь можно было не только танцевать, но встретиться со знакомыми. Парни приглядывали себе невест, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой старались им понравиться.

Ехор всегда выделяет из круга исполнителей талантливых певцов и певиц. В каждом улусе был свой ведущий запевала, мастер ведения ехора. Как правило, это были музыкально одаренные люди, наделенные хорошим голосом, артистическими способностями. Они становились главными заводилами, давали ритм запева и слова песни. Иногда устраивали турниры-состязания. Опытные запевалы могли выдумывать новые слова к старой песне, добавляя, что новое. Наиболее удачные строки песен, переходя к другим запевалам, постепенно теряли своих хозяев, становились народными.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать.

Танец разделяется на три периода. Первый – когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно передвигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания.

Второй период – когда танцующие подвигаются друг другу поплотнее, полуподнимают руки и слегка машут друг другу ими вверх и вниз, наклонившись немного вперед. В это время песня делается менее протяжной и поется громче.

Третий период – когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу.

Ёхор сегодня

Сегодня этот танец не менее популярен у бурятского народа, чем в древности, хотя и не имеет уже религиозного значения. Его по-прежнему танцуют на крупных праздниках,  свадьбах, застольях и юбилеях, многие называют ёхор даже брендом Бурятии. В республике есть даже специальное событие – «Ночь ёхора», которая в этом году как прошла в финал конкурса туристических проектов событийного туризма по Сибири и Дальнему Востоку - RussianEventAwards. С первого года проведения «Ночь Ёхора» сразу стал значимым и любимым многими, в нем принимали участие несколько тысяч человек – жителей и гостей республики. В этом году специально на него приезжали московские гости - жюри федерального шоу «Танцуют все» Алла Сигалова и Егор Дружинин. Они приняли участие в традиционных мастер-классах по ехору и провели автограф-сессию.

Есть и еще одно громкое событие, связанное с ёхором, но уже на уровне флеш-моба. Каждый год, в первый день Сагаалгана, в любой точке земного шара выходцы из Бурятии и все люди, которые в какой- то степени причастны к бурятской культуре, собираются в единый круг, берутся за руки и танцуют ехор. Таким образом, весь бурятский народ объединяется с помощью танца. В 2016 году на канале издательского дома в Youtube было залито 38 роликов, а в ночь на праздник поступили ролики из нескольких аймаков Монголии. В 2016 году ехор станцевали выходцы из Бурятии, живущие в Великобритании, Германии, США , Канаде. Впервые ролики были присланы из Казахстана и Австралии. Из российских городов первые к глобальному ехору присоединился Петропавловск-Камчатский. Стабильно во флешмобе принимает участие Москва, Иркутск, Новосибирск и Забайкальский край. Пройдет гранд-ёхор и в этом году. 

Шестнадцатилетний Будамшу Даа поспорил, что сумеет заставить самого богдо (Богдо, богдохан - святейший - ханский титул) приподняться и поздороваться с ним при всем народе.

Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сиденье и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу Даа взял тюфяк и заходит к богдо.

– Прошу вас чуть приподняться, я хочу подложить вам этот тюфяк, – говорит.

Как только богдо чуть приподнялся, Будамшу Даа подложил тюфяк и поприветствовал его.

– Доброго здоровья!

Так он выиграл спор у своих друзей.

Снова Будамшу Даа поспорил с товарищами, что он получит от самого богдо его шапку. Он сшил из шкуры росомахи шапку, пришел к богдо и встал перед ним.

– Парень, какая у тебя красивая шапка! Из чьей шкуры сшита? – спрашивает богдо.

– Сшита из шкуры росомахи, – отвечает Будамшу Даа.

– Поменяемся шапками? – говорит богдо.

– А где ваша шапка?

Богдо показывает на свою старую шапку.

– Согласен, пусть будет так. Хоть шапка ваша и старая, зато на макушке с жезлом и вся разукрашена. У моей шапки, кроме красоты, ничего нет, – сказал Будамшу Даа, отдал ему свою шапку из шкуры росомахи, надел шапку богдо и приехал домой.

Так сумел он взять у богдо его шапку и выиграть спор.

Опять он поспорил, что заставит богдо лаять по-собачьи.

– Не сумеешь, – спорят с ним друзья.

Вместе с поспорившими друзьями Будамшу Даа отправился к богдо.

– Вы стойте возле двери и слушайте. Я зайду к богдо и заставлю его лаять по-собачьи, – сказал Будамшу Даа.

Потом он зашел к богдо и начал рассказывать ему о разных зверях и животных всей земли, – В каждой долине собаки лают по-разному? – спрашивает он у богдо. – А всюду, где я был, собаки лают на один лад: «Ха-ху-хуу». А как лают они по-другому?

– Они лают одинаково только там, где ты бывал. В некоторых долинах собаки лают вот так: «Хуп-хуп». Поэтому говорят, что в разных долинах собаки лают по-разному, – сказал богдо.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия