Алтаргана: грандиозный праздник
Алтаргана: грандиозный праздник

Алтаргана международный бурятский фестиваль, который проводится с 1994 года, раз в два года. Несмотря на то, что праздник считается бурятским, впервые идея проведения фестиваля родилась в Монголии. Инициатором и организатором первого фестиваля, главной целью которого было культурное единение бурят Монголии выступила Б. Мунхжаргал, занимающая тогда должность специалиста департамента культуры администрации Хэнтэйского аймака.

Мунхжаргал обратилась к губернатору аймака Балданжоржу, который является бурятом по национальности и предложила провести в ДадалсомонеХэнтэйского аймака, где буряты составляют 25% населения, «песенный праздник бурят».

- Я тогда только что закончила Санкт-Петербургский университет и решила, что проведение фестиваля бурятской песни у нас в аймаке будет хорошим началом для молодого специалиста, - рассказывает Мунхжаргал, инициатор фестиваля «Алтаргана», – Губернатор одобрил мою идею и дал немного денег из бюджета. Остальные средства я нашла у меценатов. Так родилась «Алтаргана»,- рассказала Мунхжаргал корреспонденту «АРД».

Название фестиваля придумали жители аймака. Алтаргана - это степной кустарник семейства бобовых с очень сильной и развитой корневой системой и именно это, решили организаторы, символизирует народные «корни». Сначала в фестивале принимали участие несколько аймаков, сегодня это представители нескольких аймаков Внутренней Монголии КНР, российских регионов, бурятских диаспор разных стран мира.

Первые четыре фестиваля «Алтаргана» проходили с 1994 по 2000 год в разных аймаках Монголии как праздники бурятской песни. Но уже в 2002 году фестиваль вышел на международный уровень - он прошёл в России.С тех пор фестиваль проводится поочерёдно в одном из трёх регионов России (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) или в Монголии.

Во время фестиваля проводятся спортивные состязания: конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука, разбивание костей «hээршалган», концерты, научная конференция. Так, традиционная бурятская борьба Бухэ-барилдаан  или «борьба силачей» зародилась еще в древности. Первое упоминание борьбы встречается в «Тайной истории монголов» (1240): «Однажды на пиршистве Чингисхан предложил побороться Бури-Буке с Бэлгудеем». Подобные же состязания практикуются среди монголов, якутов, хакасов, тувинцев. Различия  касаются, главным образом, одежды борцов и ритуалов проведения состязаний в целом и отдельных схваток.

Борются спортсмены до касания третьей точкой, допускаются любые захваты противника выше и ниже пояса, а также любые борцовские действия. Победителем схватки становится борец, заставивший соперника коснуться земли любой частью тела кроме стоп, даже если борец случайно коснется земли третьей точкой, он считается проигравшим.

История стрельбы из лука также уходит истоками к тем далеким временам, когда воины Чингисхана во время долгих привалов скатывали из длинных сыромятных поводов крепкие мячики - подушки, устанавливали их на определенном расстоянии и, стреляя по ним из своего боевого оружия - лука, состязались в меткости и силе, что имело для них очень важное значение в походах и битвах. Стрельба из лука была любимым и уважаемым занятием бурят-монголов, о чем красноречиво свидетельствуют исторические летописи «Сокровенное сказание монголов», записи бурятского летописца ТугулдураТобоева, сделанные в середине XIX века.

Соревнования по разбиванию хребтовой кости для зрителей всегда становится незабываемым зрелищем. Главным атрибутом игры является большая кость коровы или быка предварительно вываренная и очищенная от мяса.Толщина такой кости может достигать 6 миллиметров, к тому же кость трубчатая и имеет как минимум две прочные стенки, между которыми находится костный мозг. Спортсмен берет кость за «рукоять» левой рукой, ладонью правой руки несколько раз примеряется - ударить нужно повыше набалдашника, причем найти такое место, которое позволит кости расколоться на весу. Удар требуется резкий и сильный, но для успеха должна работать не только разящая рука, но и та, которая держит кость: именно она задает жесткость усилия, под натиском которого снаряд может лопнуть.Каждый спортсмен перед тем, как попробовать свою силу, должен помолиться предкам, попросить удачи.

Однако, «Алтаргана» интересна не только спортивными соревнованиями, но и творческими конкурсами. Так очень интересен и специфичен конкурс Улигершинов. Улигеры бурят - это большие поэмы от 5-6 до 10-20 тыс. стихотворных строк. Они исполняются под аккомпанемент музыкального инструмента хуур. Исполняют их улигершины - люди художественно одаренные, с богатой памятью, обладающие особым даром речи, определенной дикцией. Наиболее талантливые сказители хранят в своей памяти до нескольких десятков улигеров и во все времена пользовались у бурят почетом и уважением.

Также среди творческих конкурсов исполнение бурятской эстрадной песни, фотографий, лучшей книги о бурятской культуре, кино. Также всегда большой популярностью пользуется выставка прикладного творчества. Впервые на «Алтаргане 2016» которая проходила в Бурятии фермерами были представлены быт и уклад жизни бурят «Нангинбууса». Участники конкурса также показали документальные фильмы о жизни фермеров и животноводов, в которых рассказали о своей жизни и ведении хозяйства.

Всего на последней, прошедшей в 2016 году «Алтаргане» победителям творческих конкурсов было вручено более 100 шелковых танка, освященных во Дворце Хамбо Ламы Даши-ДоржоЭтигэлова.Шелковые свитки выполнены по всем канонам буддийской изобразительной живописи, для чего были проведены консультации в мастерской Иволгинского дацана.

В прошлом году в Улан-Удэ эстафетную палочку – флаг фестиваля – передали на церемонии закрытия праздника Иркутской области, где уже через два года будут выбирать новых чемпионов. Там в 2018 году пройдет следующий, 13-ый по счету фестиваль «Алтаргана».

Шестнадцатилетний Будамшу Даа поспорил, что сумеет заставить самого богдо (Богдо, богдохан - святейший - ханский титул) приподняться и поздороваться с ним при всем народе.

Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сиденье и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу Даа взял тюфяк и заходит к богдо.

– Прошу вас чуть приподняться, я хочу подложить вам этот тюфяк, – говорит.

Как только богдо чуть приподнялся, Будамшу Даа подложил тюфяк и поприветствовал его.

– Доброго здоровья!

Так он выиграл спор у своих друзей.

Снова Будамшу Даа поспорил с товарищами, что он получит от самого богдо его шапку. Он сшил из шкуры росомахи шапку, пришел к богдо и встал перед ним.

– Парень, какая у тебя красивая шапка! Из чьей шкуры сшита? – спрашивает богдо.

– Сшита из шкуры росомахи, – отвечает Будамшу Даа.

– Поменяемся шапками? – говорит богдо.

– А где ваша шапка?

Богдо показывает на свою старую шапку.

– Согласен, пусть будет так. Хоть шапка ваша и старая, зато на макушке с жезлом и вся разукрашена. У моей шапки, кроме красоты, ничего нет, – сказал Будамшу Даа, отдал ему свою шапку из шкуры росомахи, надел шапку богдо и приехал домой.

Так сумел он взять у богдо его шапку и выиграть спор.

Опять он поспорил, что заставит богдо лаять по-собачьи.

– Не сумеешь, – спорят с ним друзья.

Вместе с поспорившими друзьями Будамшу Даа отправился к богдо.

– Вы стойте возле двери и слушайте. Я зайду к богдо и заставлю его лаять по-собачьи, – сказал Будамшу Даа.

Потом он зашел к богдо и начал рассказывать ему о разных зверях и животных всей земли, – В каждой долине собаки лают по-разному? – спрашивает он у богдо. – А всюду, где я был, собаки лают на один лад: «Ха-ху-хуу». А как лают они по-другому?

– Они лают одинаково только там, где ты бывал. В некоторых долинах собаки лают вот так: «Хуп-хуп». Поэтому говорят, что в разных долинах собаки лают по-разному, – сказал богдо.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия