Бурятские племена
Бурятские племена
Хори

Потомки племени хори - нынешние хоринские буряты, как называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии, самые многочисленные из бурят. Считается, что хори пришли из Предбайкалья вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только по приходу русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, Хори-туматами.

По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна(Олёдоя), Буряа и Хоридоя.

От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов,калмыков),от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов.

У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингисхана, Шаралдай и Нагаадай родили одна пять, другая шесть сыновей.

По их именам и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.

Вот эти 11 родов - Галзут, Шарайт, Хуасай, Хубдут, Худай (дети Шаралдай);Харгана, Гучит, Бодонгут, Сагаан, Хальбин, Батанай.

Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала 16 века. попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.

В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в 9 веке. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз.Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги).Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас баторе.

Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучита - в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры

Булагаты

Первоначальным местом поселения булагатов является территория по берегам реки Куды (Худайн гол-река свата) в одноименной долине. По версиям исследователей, булагаты являются потомками племени чиносцев, которые в 13 веке были уведены Буха-нойоном в поход в Среднюю Азию, где по тюркской традиции, их называли булагачинами. Позже в середине-конце 14 века по некоторым данным, в предгорьях Монгольского Алтая, близ Тянь-Шаня они образовали ханство булагачи, позже разгромленное войсками Тимура. Неизвестно, вернулись ли булагачи в свои родные края, или остались, но оставшаяся в Предбайкалье группа родов чинос, стала называть себя булагатами.

Позже булататы расселились по берегам рек Ангара, Ида, Ока, Унга, Оса. Сильные булагатские племена ашаагабатов и икинатов жили отдельно на территории современного Нижнеудинского района Иркутской обл. в бассейнах рек Бирюса, Уда (Чуна) и Ока. Ашаагабаты и икинаты простирали своё влияние на карагасов(тофаларов),канских корчунцев,тунгусов,воевали друг с другом. Известно,что икинатский князец Баахай воевал с ашаагабатами, бил их, и позже был разгромлен соединёнными отрядами ашаагабатского Ехэ Улаана и красноярскими - служилыми людьми.

Устная традиция булагатов возводит их родословную к легендарному первопредку Буха-нойону, чьим сыном был Булагат, от которого произошло племя. Однако на деле характер формирования племени значительно сложнее, поскольку по разным родовым группам содержание родословной неодинаково. Время жизни Буха-нойона, которого многие исследователи считают реальной исторической личностью, относится ко временам Чингисхана, и некоторые считают, что Буха-нойон возглавил тумэн (10 тыс.) войск Чингисхана в походе на запад. Следовательно, Булагат жил примерно в конце 13-начале 14 века. Сыном Булагата был Булган-хара (Черный Соболь). В некоторых родословных указывается его брат - Бузган-хара. Сыном Булган-хара был Тугалак, семь сыновей которого и дали потомство булагатам.

Вот некоторые из крупных родов булагат - Алагуев, Хурхутский, Готольский, "Батлаевская семерка" (Батлай), "Бубаевская восьмерка" (Бубай), Харанутский, Хулмэнгэнский,Хогойский, Онгойский, Онхотойский и др. Часть булагатов проживает также на территории современной Бурятии. Нынешние булататы преимущественно проживают в Боханском, Осинском, Нукутском районах Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, частью- в Аларском, Эхирит-Булагатском районах округа и в Усть-Удинском и Балаганском районах Иркутской области.

Хонгодоры

Племя хонгодор к началу 18 века жило на юго-западе Предбайкалья, по соседству с булагатами.

Хонгодоры переселились в Предбайкалье в 1688 году, во время Ойрат - Халхасской войны, когда приближенный халхасского Сайн-хана вождь хонгодоров Бахак Ирбанов, замешанный в конфликте между Сайн-ханом и ойратским Галдан - Бошокту ханом, ушел со своими людьми и дядей-сановником Адаем из рода Бадархан в Предбайкалье, в район Тунки и Закамны.

Вслед за беглецами была снаряжена погоня во главе с Шуухэр(Сухор)-нойоном.

Спасаясь от преследователей, хонгодоры частью ушли в аларскую степь. Шуухэр-нойон же направился в долину Иркута, где разбил Хурэмши-нойона, затем напал на бурят шошолоков, где убил шамана и шаманку. Затем направился в Кудинскую долину.

Узнав о нашествии нойона, булагатские вожди решили не сопротивляться грозному врагу. Приготовили для его воинов богатое угощение. Не тронув булагатов, Шуухэр-нойон пошел в верховья Лены, где напал на эхиритов, и когда он возвращался, отягощенный добычей, булагаты напали на него. Сухор-нойон был тяжело ранен, и вскоре умер, войско его было рассеяно. Некоторые потомки воинов монгольского нойона живут ныне среди булагатов.

Ранее считалось, что хонгодоры являются монгольским племенем, но имеющиеся данные позволяют говорить о том, что они являются ответвлением булагатов, генеалогия которых отводит хонгодоров от сыновей Тугалака-Борюха-тургена и Божин-дахая. Видимо, ушедшие на юг булагаты в итоге сформировались в отдельное племя уже на территории Монголии. Хонгодоры подразделяются на восемь родов, которые имеют номерные обозначения - первый, второй, третий хонгодоровские роды.

Но существуют и именные обозначения - говорится о родах Ашхай, Ашат, Холшо, Даши, Хагта, Дуртэн, Тайбжан, Боолдой. Кроме того, к хонгодорам относят роды булагатов и монголов, присоединившихся к хонгодорам - это роды Тэртэ, Шошолок, Бадархан, Хабарнут, Улахан, Шаранут.

Роды Тэртэ и Шошолок жили в Предбайкалье ещё до прихода хонгодоров. Тэртэ был братом Буура-нойона, образовавшего нойотский род, шошолоки считаются родом небесных кузнецов - дархатов, потомками первого кузнеца Божинтоя, имели сильные шаманские корни. Род Бадархан пошел от дяди Бахака Адая, роды Улахан и Хабарнут образовались уже при приходе хонгодоров в Аларь, род Шаранут жил в Алари до хонгодоров. В конце 17 века хонгодоров насчитывалось около 1300 человек.

В настоящее время хонгодоры проживают преимущественно на территории Закаменского и Тункинского районов Бурятии, Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского АО.

Селенгинцы

О селенгинских бурят-монголах упоминается в русских источниках, где описываются монгольское племя табангут, жившее в районе Гусиного озера. Предводителем табангутов был Турухай-Табунан, зять монгольского Сецен-хана. Говорится, что "мунгалы те доброконны и доброоружны", количество их было около 20 тысяч, табангуты были в то время довольно воинственны, ходили на хоринцев, тунгусов. Появились табангуты в Бурятии либо незадолго до прихода русских, либо ещё во времена Чингисхана.

После прихода русских, хотя Турухай-Табунан принял русское подданство, многие табангуты и другие роды ушли в Халха-Монголию.

Сонголы, сартулы - эти роды появились в Бурятии незадолго до Сайнхановских войн 1688 года, когда предводитель монгольских семи хошунов Ухин (Окин-тайжи) с дружиной в 150 воинов ушёл из Халхи на север, в район нынешних сёл Большой Луг и Харлун по обе стороны Селенги. Там Окин встретился с бурятом Мунко, ставшим побратимом - андой Ухина. От них пошли роды сонголов и сартулов. В честь Окина было названо село Окино - ключи. В русских документах того времени они называются долонкошеуновскими мунгалами, т.е. монголами из семи хошунов.

Про род хатагинов упоминается в "Сокровенном Сказании", где говорится, что хатагины входили в коалицию Джамухи, затем передались Чингису. Позже были переселены на территорию нынешней южной Бурятии.

Кроме данных родов, на территории Бурятии проживали хара-монголы,котоые начали приходить из Халхи ещё тогда, когда Чингисхан выделил своему полководцу Сорган-шира и его сыновьям бывшие земли меркитов. В преданиях селенгинцев говорится о их вожде Далай-Даван хане, правившем хара-монголами незадолго до прихода русских. Жили они в Тунгуйской долине, Далай-Даван имел дворец, расположенный близ нынешнего села Сутай. При приходе русских, если верить легендам, хара-монголы Далай-Даван хана ушли обратно в Халху, но кое-кто остался.

Уже в наше время археологи раскопали остатки усадьбы Далай-Даван хана. По их предположениям, её возвели ещё в 13-14 веке, так что хара-монголы обосновались на территории бывших меркитских земель ещё тогда.

Эхириты

Первоначально эхириты селились в верховьях Куды и Лены, и на берегах притоков Лены Манзурки и Анги. (Качугский район Иркутской обл.) Во времена курыкан,очевидно,большая часть чинос, называемая икиресами,перешла Байкал и поселилась на территории Северо-Восточной Монголии. Икиресы фигурируют в “Сокровенном сказании”, упоминается о том, что икиресы были в числе племён,которые возвели Джамуху в гурханы для совместной борьбы против Чингиса,а затем перешли на его сторону, воевали с найманами, кара-китаями. Дальнейшая судьба монгольских икиресов неизвестна,вероятно они тоже рассеялись на просторах Средней Азии.Во времена монгольского владычества эхириты вкупе с булагатами,по мнению некоторых исследователей,составили бурятский племенной союз.Эхириты и булагаты отражали набеги монголов,сами ходили на тунгусов,воевали с саха(якутами),пытавшимися наложить дань на эхиритов. Известна легенда про батора Эдэгэя, победившего сахайского богатыря Хутэ Хошошо, закованного в панцирь, и затем ставшего нойоном эхиритов.

Родословная эхиритского племени обычно начинается с Эхирита,по легенде, родившегося от пёстрого налима и береговой щели Байкала. Буха-ноен в качестве прародителя выступает очень редко, в отличие от булагатов. Эхирит имел одного сына-Зонхи, которого можно рассматривать как своеобразный прототип Тугалака. У Зонхи было четверо сыновей(иногда называется и пятый-Малаан) - Хуудаг Сагаан, Шоно, Абзай и Хэнгэлдэр(порядок тоже различается).Наиболее многочисленное ответвление эхиритов идет от Хэнгэлдэра, который нередко называется сыном Хэрхэлдээ, и следовательно внуком Зонхи. У Хэнгэлдэра было по одним данным трое, по другим-пять сыновей. Довольно крупными родами были Шоно, Буура, Хамнагадай, Хадаалай, Ользонов, Баяндай, Абзай.

Современные эхириты в основном проживают в Эхирит-Булагатском и Баяндаевском районах округа, также в Ольхонском и Качугском районах области. Также живут в Боханском и Осинском районах округа.

Также эхиритские роды можно встретить на территории Селенгинского, Кабанского и Усть-Баргузинского районов республики Бурятия.

Источник: Родное село

Шестнадцатилетний Будамшу Даа поспорил, что сумеет заставить самого богдо (Богдо, богдохан - святейший - ханский титул) приподняться и поздороваться с ним при всем народе.

Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сиденье и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу Даа взял тюфяк и заходит к богдо.

– Прошу вас чуть приподняться, я хочу подложить вам этот тюфяк, – говорит.

Как только богдо чуть приподнялся, Будамшу Даа подложил тюфяк и поприветствовал его.

– Доброго здоровья!

Так он выиграл спор у своих друзей.

Снова Будамшу Даа поспорил с товарищами, что он получит от самого богдо его шапку. Он сшил из шкуры росомахи шапку, пришел к богдо и встал перед ним.

– Парень, какая у тебя красивая шапка! Из чьей шкуры сшита? – спрашивает богдо.

– Сшита из шкуры росомахи, – отвечает Будамшу Даа.

– Поменяемся шапками? – говорит богдо.

– А где ваша шапка?

Богдо показывает на свою старую шапку.

– Согласен, пусть будет так. Хоть шапка ваша и старая, зато на макушке с жезлом и вся разукрашена. У моей шапки, кроме красоты, ничего нет, – сказал Будамшу Даа, отдал ему свою шапку из шкуры росомахи, надел шапку богдо и приехал домой.

Так сумел он взять у богдо его шапку и выиграть спор.

Опять он поспорил, что заставит богдо лаять по-собачьи.

– Не сумеешь, – спорят с ним друзья.

Вместе с поспорившими друзьями Будамшу Даа отправился к богдо.

– Вы стойте возле двери и слушайте. Я зайду к богдо и заставлю его лаять по-собачьи, – сказал Будамшу Даа.

Потом он зашел к богдо и начал рассказывать ему о разных зверях и животных всей земли, – В каждой долине собаки лают по-разному? – спрашивает он у богдо. – А всюду, где я был, собаки лают на один лад: «Ха-ху-хуу». А как лают они по-другому?

– Они лают одинаково только там, где ты бывал. В некоторых долинах собаки лают вот так: «Хуп-хуп». Поэтому говорят, что в разных долинах собаки лают по-разному, – сказал богдо.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия