Когда-то у бурят считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина или ребенок. Так же, как скакать на коне. Дети, едва начав ходить, уже брали в руки лук и умели управляться со скакуном. Тогда такие умения были залогом выживания, вопросом жизни и смерти, сейчас это только традиция. Правда, очень красивая, так же, как и один из самых популярных бурятских праздников – Сурхарбан.
Сурхарбан – летний праздник, как правило, его дату назначают по завершении посевных работ и обязательно в воскресный день. Он отмечается практически всеми монголоязычными народами, но в Бурятии это празднование проходит на редкость масштабно, привлекая жителей даже из самых отдаленных районов. В Монголии праздник отмечается под названием «Наадан», - то есть «три игры мужей», подразумевая тем самым соревнования в стрельбе из лука, конные скачки и борьбу. Поэтому и в Бурятии другое название праздника –«эрын гурбан наадан» или просто Наадан.
Нет единого мнения о том, когда именно и при каких обстоятельствах возник этот праздник, нет и одного мнения о значении самого этого слова. В переводе с бурятского языка само слово Сурхарбан обозначает дословно «стрельба в сур», то есть сделанную из колышка с намотанным на него ремнем мишень. Колышки втыкают в землю и задача лучника – сбить их. Другая версия названия отсылает к старинной легенде о тарбагане (сурке), по которой тарбаган был когда-то человеком, метким стрелком. «Однажды, - гласит легенда, - на небе появилось сразу три солнца, стало очень жарко и наступила засуха. Тогда стрелок решил сбить лишнее солнце, но, к своему стыду, промахнулся, и, не в силах вынести позор, отрезал себе большие пальцы, превратился в животное и стал жить под землей».
Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.
В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.
Сокровенное сказание монголов
Одна их целей празднования Сурхарбана – сохранение и развитие национальных видов спорта, спортивные состязания - душа и сердце праздника. Традиционно в программу включаются три вида спорта: стрельба из лука (по бурятским правилам), бурятская борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. Лук и стрелы – особая часть бурятской традиции, они издавна пользовались особым уважением. В юрте они всегда висели на почетном месте, и считается, что, например, через них нельзя переступать. Стрельба из лука была одним из самых любимых занятий бурят-монголов, об этом упоминается и в летописи «Сокровенное сказание монголов», и в записях бурятского летописца Тугулдура Тобоева, относящихся к середине 19 века. Сегодня в Бурятии стрельба из лука – традиционный и особо почитаемый вид спорта, в республике работают секции по стрельбе из лука, проводятся турниры, а бурятские лучники в разные годы принимали участие в олимпийских играх. В 2012 году, уезжая на Олимпиаду в Лондон, российские лучники взяли с собой стрелы, освященные главой буддистской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.
Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.
Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.
- В Бурятии борьба проходит на кушаках и это самая честная борьба, - говорит Сыдеев, - мужчины хватают друг друга за кушаки и борются до полной победы, кто кого одолеет. Турниры по бурятской борьбе проходят во время всех спортивных праздников, особый толчок к ее развитию дали дацаны, храмы Буддистской традиционной Сангхи России и лично глава Сангхи, Хамбо лама ДамбаАюшеев. Турниры по бурятской борьбе проводятся и во время всех крупных молебнов, и победители в качестве призов получают автомобили, отары овец. Это престижно и почетно - стать чемпионом таких соревнований.
Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:
- Моя жизнь, - говорит спортсмен, - связана со спортом и лично у меня Сурхарбан вызывает душевный подъем, хорошее настроение и гордость за свой народ.
- Я горжусь, что мы сохранили эту традицию бурятского народа, - согласен с Сыдеевым почетный работник образования России, мастер спорта по вольной борьбе Валерий Цыбиков, - я сам принимал участие в борцовских поединках с пятилетнего возраста. Победитель Сурхарбана – это почет и слава на всю жизнь, своими лучшими борцами гордится весь род или село, даже район. Это своего рода герои нашего времени, люди, на которых всегда равнялась молодежь. Победа в борцовском поединке – показатель мужества и силы мужчины.
Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.
- Сурхарбан проводится бурятской диаспорой в Испании, - говорит Владимир Сыдеев, - и там в программу тоже включен турнир по бурятской борьбе. В прошлом году победил испанец, годом ранее - калмык. Но неважно, кто там одержал победу, для меня лично это большая гордость – знать, что национальный вид спорта нашего народа представлен даже в сердце Европы.
Этноспорт
Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова, начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.
- В 2014 году впервые в программу соревнований Сурхарбана включены национальные игры - перетягивание плетки (ташуур татаха), разбивание хребтовой кости (hэер шаалган) и игра в кости (шагай наадан). Очки за победу в них учитываются в общекомандном зачете.
Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.
- Мы не просто реконструируем национальные игры, - говорит Гергенов, - мы хотим возродить и присущий им сакральный смысл, это самое главное.
Нужно отметить, говорит Гергенов, что и перетягивание плетки, и разбивание хребтовой кости - это не спорт, а именно игры, национальные, со своей историей и правилами, но игры. Видом спорта, говорит Гергенов, в России является только то, что аккредитовано министерством спорта РФ и входит в реестр. На сегодня в Бурятии нет ни одного аккредитованного национального вида спорта. У конных скачек нет даже собственной федерации, хотя и стрельба из лука и конные скачки в Бурятии считаются одними из самых любимых, массовых и почетных видов спорта. Но у экспертов, говорит Гергенов, в вопросе аккредитации национальных видов спорта единой точки зрения нет. С одной стороны, включение вида спорта в официальный реестр дает возможность проведения турниров, учреждения званий мастеров, кандидатов в мастера спорта, открывает доступ к бюджетному финансированию. С другой же стороны, многие считают, что национальные виды спорта и жёсткий регламент, являющийся неотъемлемой частью аккредитации, – вещи несовместимые.
В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.
Сказывают люди, что когда-то в стародавние времена в городе Кракове, неподалёку от городских ворот, жил знаменитый маг и чародей пан Твардовский. Был он рыцарем из знатного рода, но мечу и копью смолоду предпочёл волшебные книги. Долгие годы провёл он за чтением, постигая тайны колдовства, пока в одном из старинных томов не вычитал, как заклинаниями вызвать к себе чёрта.
И вот однажды в полнолуние поднялся он высоко в горы, там на перекрёстке четырёх дорог три раза назвал чёрта по имени, обернулся на четыре стороны света и стал ждать. Ровно в полночь явился к нему чёрт.
С виду похож на заморского гостя: фрак короткий, жилетка на толстом брюхе не сходится, панталоны в обтяжку, туфли с пряжками золотыми. Ни дать ни взять знатный господин из далёких краёв. Но только из-под берета рожки выглядывают, из-под фрака кончик хвоста с клоками шерсти торчит, а из туфель копыта выпирают.
Низко-низко склонился он перед Твардовским в поклоне, бархатным беретом с перышком взмахнул и медовым голосом спрашивает:
— Вы звали меня, господин? Я к вашим услугам! Сам сатана меня к вам прислал. Велел служить вам верой и правдой.
— Сам сатана, говоришь? Ну что же, тем лучше,— отвечает ему Твардовский.— А теперь слушай меня, хвостатый! Отныне ты мой раб. Любая моя прихоть — для тебя закон. Да не вздумай меня обманывать, я заклинаниями своими со дна морского тебя достану.
Махнул чёрт хвостом, опустил уши и тоненьким голоском пропищал:
— Приказывайте, господин, и я как преданный слуга выполню все ваши пожелания, прихоти и капризы. Дам вам власть над людьми и над миром вещей, несметными богатствами одарю. Только для порядка надо составить нам договор. За все старания мои и подарки нужна мне от вас самая малость, сущий пустяк. Вот здесь, на этой бумаге собственной кровью поставьте подпись, что запродали мне свою душу.
С этими словами чёрт вытащил длинный пергамент и протянул Твардовскому. Пан Твардовский без долгих колебаний уколол себе булавкой средний палец и собственною кровью подписал с чёртом договор.
Было в нём одно условие, которое показалось Твардовскому хорошей лазейкой, чтобы от чёрта уйти. Чёрным по белому там было написано, что, пока Твардовский не вступит в Рим, нет у чёрта никаких прав ни на его тело, ни на душу.
«Ты хитёр, но и я не прост,— думал Твардовский, подписывая бумагу.— Благородными родителями своими, дедом и прадедом клянусь, что, покуда я жив, ноги моей в этом городе не будет».
Схватил чёрт подписанный договор, махнул хвостом, так что полы его фрака вверх взлетели, и только хотел было сквозь землю провалиться, чтобы в аду перед сатаной ловкой сделкой похвастаться, как Твардовский хвать его за хвост.
— Э нет, постой, голубчик, так дело не пойдёт! Теперь ты мой слуга и слушай, что я тебе прикажу. Видишь вон ту гору? Олькуш она зовётся. Так вот, свези туда серебро со всей Польши. Все горы и долы обыщи. Из-под земли его достань. А потом для верности сверху скалами завали, чтобы ни один вор к серебру не подобрался.
Словно вихрь помчался чёрт в пекло за помощью и подмогой. Разбежались его дружки рогатые во все стороны, рыщут по всей Польше, в три погибели согнувшись, серебро на себе волокут, а Твардовскому всё мало.
Долго рыскали черти в поисках серебра и, наконец, последнюю его горсть в Олькушские земли доставив, еле живые, с плачем да стонами поплелись в ад. Только чёрт, слуга пана Твардовского, не получил ни минуты передышки и тотчас же предстал перед своим господином.
А тот, подкручивая ус, говорит:
— Ты, чёрт, как я погляжу, молодец, стараешься. Но это ещё не всё! Видишь вон тот утёс? Взвали его на спину да сбрось возле той горы, что Собачьей зовётся.
Застонал чёрт под тяжестью огромного камня. Пока его к горе нёс, чуть было хребет не сломал.
Насилу дотащил и сбросил.
Не успел чёрт дух перевести, а Твардовский ему уже новую задачу придумал.
— Видишь,— говорит,— петуха, что вон на том заборе поёт? Хочу отныне на нём летать, как на коне крылатом!
Чёрт низко поклонился в ответ, в ладоши хлопнул, свистнул два раза, глядь — Твардовский уже на петуха садится. Тот крыльями взмахнул, и полетели они в Краков.
В Кракове народ сбежался, все стоят, смотрят, что за диво такое?
А тут пан Твардовский собственной персоной с петуха слезает и говорит:
— Не бойтесь, люди добрые! Или не признаёте? Это ведь я, ваш земляк, пан Твардовский!
С той поры жил Твардовский, не ведая забот. Стоило ему взмахнуть своей волшебной тростью, и всё было к его услугам. Ни в чём не знал отказа. Конь, что на вывеске в трактире нарисован, служил ему верным скакуном. А частенько верхом на петухе летал Твардовский в Краковский замок к королю, чтобы его колдовскими своими трюками развлечь и позабавить. Золота у Твардовского было, что песка на речном берегу, серебра в Олькушских землях — целые горы.
А вскоре он и жениться надумал. В Кракове, на рынке, приглянулась ему хорошенькая горожанка, что горшками да мисками торговала. Бойкая и смелая она была, умом и красотой славилась. Многие к ней сватались, да только получали отказ. Никто ей угодить не мог. А чтобы от женихов отделаться, она говорила, что выйдет замуж за того, кто разгадает одну мудрёную загадку.
Прослышав про это, Твардовский вырядился в лохмотья, на лице морщины нарисовал, волосы пудрой припорошил, будто седина это, и в таком виде предстал перед девушкой.
— Не возьмёшь ли меня в мужья, красавица?
А она расхохоталась, глядя на старика, но шутки ради показывает ему на большую плетёную бутыль и спрашивает:
Угадай-ка, сделай милость, Что за тварь здесь поселилась, Кто здесь — рыба, птица, уж? Угадаешь — ты мой муж.
Не успела до конца договорить, а Твардовский уже кричит:
— Угадал я, плутовка. Пчёлка это!
Бутыль выпала у девушки из рук и, ударившись о камень, разлетелась в мелкие осколки. А Твардовский смеётся:
— Готовься к свадьбе, красавица!
Девушка в слёзы. При виде девичьих слёз дрогнуло у Твардовского сердце от жалости. С помощью волшебных слов мигом расстался он с жалким рубищем, стёр с лица морщины, волосы в локоны уложил. Стоит перед девушкой в новом кафтане, в плаще с меховым подбоем, в бархатных панталонах и туфлях с бриллиантовыми застёжками. На груди — золотая цепь поблёскивает.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.