Сурхарбан: традиция, пережившая века
Сурхарбан: традиция, пережившая века

Когда-то у бурят считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина или ребенок. Так же, как скакать на коне. Дети, едва начав ходить, уже брали в руки лук и умели управляться со скакуном. Тогда такие умения были залогом выживания, вопросом жизни и смерти, сейчас это только традиция. Правда, очень красивая, так же, как и один из самых  популярных бурятских праздников – Сурхарбан.

Сурхарбан – летний праздник, как правило, его дату назначают по завершении посевных работ и обязательно в воскресный день. Он отмечается практически всеми монголоязычными народами, но в Бурятии это празднование проходит на редкость масштабно, привлекая жителей даже из самых отдаленных районов. В Монголии праздник отмечается под названием «Наадан», - то есть «три игры мужей», подразумевая тем самым соревнования в стрельбе из лука, конные скачки и борьбу. Поэтому и в Бурятии другое название праздника –«эрын гурбан наадан» или просто Наадан.

Нет единого мнения о том, когда именно и при каких обстоятельствах возник этот праздник, нет и одного мнения о значении самого этого слова. В переводе с бурятского языка само слово Сурхарбан обозначает дословно «стрельба в сур», то есть сделанную из колышка с намотанным на него ремнем мишень. Колышки втыкают в землю и задача лучника – сбить их. Другая версия названия отсылает к старинной легенде о тарбагане (сурке), по которой тарбаган был когда-то человеком, метким стрелком. «Однажды, - гласит легенда, - на небе появилось сразу три солнца, стало очень жарко и наступила засуха. Тогда стрелок решил сбить лишнее солнце, но, к своему стыду, промахнулся, и, не в силах вынести позор, отрезал себе большие пальцы, превратился в животное и стал жить под землей».

Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.

В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.  

Сокровенное сказание монголов

Одна их целей празднования Сурхарбана – сохранение и развитие национальных видов спорта, спортивные состязания - душа и сердце праздника. Традиционно в программу включаются три вида спорта: стрельба из лука (по бурятским правилам), бурятская борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. Лук и стрелы – особая часть бурятской традиции, они издавна пользовались особым уважением. В юрте они всегда висели на почетном месте, и считается, что, например, через них нельзя переступать. Стрельба из лука была одним из самых любимых занятий бурят-монголов, об этом упоминается и в летописи «Сокровенное сказание монголов», и в записях бурятского летописца Тугулдура Тобоева, относящихся к середине 19 века. Сегодня в Бурятии стрельба из лука – традиционный и особо почитаемый вид спорта, в республике работают секции по стрельбе из лука, проводятся турниры, а бурятские лучники в разные годы принимали участие в олимпийских играх. В 2012 году, уезжая на Олимпиаду в Лондон, российские лучники взяли с собой стрелы, освященные главой буддистской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.    

Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.

Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.

- В Бурятии борьба проходит на кушаках и это самая честная борьба, - говорит Сыдеев, - мужчины хватают друг друга за кушаки и борются до полной победы, кто кого одолеет. Турниры по бурятской борьбе проходят во время всех спортивных праздников, особый толчок к ее развитию дали дацаны, храмы Буддистской традиционной Сангхи России и лично глава Сангхи, Хамбо лама ДамбаАюшеев. Турниры по бурятской борьбе проводятся и во время всех крупных молебнов, и победители в качестве призов получают автомобили, отары овец. Это престижно и почетно - стать чемпионом таких соревнований.       

Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:

-  Моя жизнь, - говорит спортсмен, - связана со спортом и лично у меня Сурхарбан вызывает душевный подъем, хорошее настроение и гордость за свой народ.

- Я горжусь, что мы сохранили эту традицию бурятского народа, - согласен с Сыдеевым  почетный работник образования России, мастер спорта по вольной борьбе Валерий Цыбиков, - я сам принимал участие в борцовских поединках с пятилетнего возраста. Победитель Сурхарбана – это почет и слава на всю жизнь, своими лучшими борцами гордится весь род или село, даже район. Это своего рода герои нашего времени, люди, на которых всегда равнялась молодежь. Победа в борцовском поединке – показатель мужества и силы мужчины. 

Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.

- Сурхарбан проводится бурятской диаспорой в Испании, - говорит Владимир Сыдеев, - и там в программу тоже включен турнир по бурятской борьбе. В прошлом году победил испанец, годом ранее - калмык. Но неважно, кто там одержал победу, для меня лично это большая гордость – знать, что национальный вид спорта нашего народа представлен даже в сердце Европы.   

Этноспорт

Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова,  начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.

- В 2014 году впервые в программу соревнований Сурхарбана включены национальные игры -  перетягивание плетки (ташуур татаха), разбивание хребтовой кости (hэер шаалган) и игра в кости (шагай наадан). Очки за победу в них учитываются в общекомандном зачете.

Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.

- Мы не просто реконструируем национальные игры, - говорит Гергенов, - мы хотим возродить и присущий им сакральный смысл, это самое главное.

Нужно отметить, говорит Гергенов, что и перетягивание плетки, и разбивание хребтовой кости  - это не спорт, а именно игры, национальные, со своей историей и правилами, но игры. Видом спорта, говорит Гергенов, в России является только то, что аккредитовано министерством спорта РФ и входит в реестр. На сегодня в Бурятии нет ни одного аккредитованного национального вида спорта. У конных скачек нет даже собственной федерации, хотя и стрельба из лука и конные скачки в Бурятии считаются одними из самых любимых, массовых и почетных видов спорта. Но у экспертов, говорит Гергенов, в вопросе аккредитации национальных видов спорта единой точки зрения нет. С одной стороны, включение вида спорта в официальный реестр дает возможность проведения турниров, учреждения званий мастеров, кандидатов в мастера спорта, открывает доступ к бюджетному финансированию. С другой же стороны, многие считают, что национальные виды спорта и жёсткий регламент, являющийся неотъемлемой частью аккредитации, – вещи несовместимые. 

В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.   

(Сирота Боро)

1   Үншэн Боро хүбүүн эхэнэртэеэ хоюулаа гэртээ һуугаа, долоон хара хонитой, хоёр хүхэ морьтой, гүрбан шажан болохо гурь шара нохойтой. Долоон хара хониниинь долоон ел соо хурьгалаагэй.

Долоон хара хониёо хараад, долоон хонимни хурьгалагшаа гү гэжэ хэтэбшэеэ үргэлөөд ябжайгаа.

Долоон ел болһон хойно ехэ хониниинь хоёр хурьга гаргаа, хоюуландаа хуса хурьгад. Хэтэбшэ соогоо хоёр хурьгаяа хээд модондо үлгөөд, гэртээ хүршэрээ.

— Хонимнай хурьгалшоо, — гэжэ эхэнэртээ Үншэш Боро хүбүүн хэлнэ.

— Юундэ хурьгадаа асараагойштеэ? — гэбэ эхэнэрынь.

2   Асарха гээд ошходонь, хоёр хирээ хурьганайнь нэжээд нюдээнь малтажа эдьтеод* байгаа. Һайн хүхэ морёо эмээллэжэ унаад ла, хоёр хирээе намнажа ошожо үлдэжэ хүсээд, нэжээд нюдээнь малтажа абаад ошобо. Хоёр хирээн Эсэгэ Малаанда ошожо мүргөө. "Нюдымнай Үншэн Боро хүбүүн малтажа абтёо*", — гэжэ.

Эсэгэ Малаан тэнгэриһээ долоон шоно эльгээгээ: "Үншэн Боро хүбүүни һайн хүхэ мориин эдеэд ерэгты", — гэжэ.

Үншэн Боро хүбүүнэй гурбан шажан шара нохойнь улин татан хусаба. Тиихэдэнь Үншэн Боро хүбүүн абдараа неэжэ, алда бандан хадагаа гаргаба.

3   — Гурбан жэлыя хорто дайсании мэдэхэ гурбан шзжан гурь шара нохойм, юундэ хусабаш? — гэжэ алда бандан хадагаа барин нохойдоо абаралдаба.

— Һайн хүхэ морииш эдихэ гэжэ долоон шоно ерэхэнь, — гэжэ гурь шара нохойн хэлэбэ.

— Һайн хүхэ мориёо үлеэжэ абаха арга забһар юун бэлэй? — гэжэ нохойдоо абаралдаба.

— Һайн хүхэ мориёо ээрмэ сагаан тала дээрэ абаашша аргамжадте. Муу хүхэ мориёо нэмэреэд, үбһэ табьжа үгөөд уядте.

Тиигээд уядтёод* байхадань, долоон шоно һүни ерэзд; "Һайн хүхэ мориниин энэ байна", — гэжэ муу хүхэ мориинь эдеэд ябашба.

4  Үншэн Боро хүбүүн хойто үглөөниинь бодоод, һайн хүлэг мориёо эмээдлэжэ абаад ла, долоон шоноёо үлдөөд ябаба. Үлдэжэ хүсээд лэ, долоон шоноёо арһынь гол таһа хуулаад, хоншоортонь шэрүүлээд табидтиба. Долоон шоно Эсэгэ Малаан тэнгэридэ aphaa шэрэһээр хүрэбэ.

Эсэгэ Малаан тэнгэри юһэн шолмос эльгээгээ: "Үншэн Боро хүбүүе алаад ерэгты", — гэжэ.

Баһа гурбан шажан гурь шара нохойн улин татая хусаба. Тиихэдэнь Үншэн Боро хүбүүн абдараа неэн, алда бандан хадагаа гаргаба.

5   — Гурбан жэлын хорто дайсании мэдэхэ гурбан шажан гурь шара нохойм, юундэ хусабаш? — гэжэ алда бандан хадагаа баршг нохойдоо абаралдаба.

— Юһэн шолмос ерэхэнь, шамайе алахань, — гэбэ нохойнь.

— Амида үлэхын арга забһар юун бэлэй? — гэжэ Үншэн Боро хүбүүн һурана.

— Хангайн шэнээн хара тогоон соогоо морьни бааһа бусалга. Үдэшын боро хараанаар ерхэ, саашаа хараад хусахадам, хүлеэгээд байгаарайш. Гэр тээшээ хараад ухиг-ухиг хусахадам; 'Тэр бараан арюудаг, ум маа-хуумГ' — гээд мориноо бусалжа байһан бааһа хаяа хана руугаа шүдээрэйш.

6  Үдэшын боро хараан болбо, гурь шара нохойн саашаа хараад хусана, тиихэдэнь Үншэн Боро хүбүүн хүлеэжэ байна Гэр тээшээ хараад ухиг-ухиг хусаба, тиихэдэнь Үншэн Боро хүбүүн: "Гэр ба­раан арюудаг, ум маа-хуум!" — гэжэ мориноо бусалжа байЬан бааЬа хаяа хана руугаа шүдэбэ. Юһэн шолмос шагаажа байһанаа нюдэһээ дургэдтеэ. Baha хүтэрэлдэһээр Эсэгэ Малаан тэнгэридэ ошоо. Эсэгэ Малаан тэнгэри Гунан тэнгэр Дүнэн тэнгэр хоёри эльгээгээ: "Ошожо Үншэн Боро хүбүүе тэһэ нэрьеэд ерэгты", — гэжэ.

7   Гурбан шажан гурь шара нохойя баһа улин татан хусаба. Тии­хэдэнь Үншэн Боро хүбүүн абдараа неэжэ, алда бандан хадагаа гаргаба.

— Гурбан жэлын хорто дайсании мэдэхэ гурбан шажан гурь шара нохойм, юундэ хусабаш? — гэжэ алда бандан хадагаа барин нохойдоо абаралдаба.

— Эсэгэ Малаан тэнгэри Гунан тэнгэр Дунай тэнгэр хосри шамайе тэһэ яэрьеэд ерхэ гэжэ элыээхэнь, — гэбэ гурь шара нохойнь.

— Амида үлэхын арга забһар юун бэлэй? — гэнэ Үншэн Боро хүбүүн.

8   — Хониноо эдеэлдэг гурбан болдоги баруун болдог дээрэ гараад бай, — гэбэ гурь шара нохойнь. — Баруун тээһээ үүлэн баруйгаад ерхэ, дээрэш ерээд няд-тад гэхэ, дунда болдог дээртэ харайжа гараад байгаарай. Дунда болдог дээрэ няд-тад гэхэ, зуун болдог дээрээ гараад байгаарай. Зуун болдог дээрэш няд-тяд гэхэ, һөөрэнтёо гүйжэ дунда болдог дээрэ гараад байгаарай. Yүлэн талараад, яларха, тиихэдэнь шагаажа-шагаажа тэрэ яларһан юумэйнь харбаарайш, — гэбэ.

Гурь шара нохойнгоо хэлэһээр Үншэн Боро хүбүүн гурбан болдоги баруун болдог дээрэ гараад байба. Баруун тээһээ үүлэн баруй-гаад ербэ, дээрэнь ерээд няд-тад гэбэ. Тиихэдэнь Үншэн Боро хүбүүн дунда болдог дээрэ харайжа гараад байгаа. Дунда болдог дээрэ няд-тад гэхэдэнь, һөөрэншэнь дунда болдог дээрэ гараад байгаа. Дунда болдог дзэр байхадань, ялархалаарань, харбадтиба, алтан луйн һуулиин таһа харбадтиба. Алтай луйн һуулиин таһа харбуулаад, Гунан тэнгэр Дүнэн тэнгэр хоёр Эсэгэ Малаандаа баһа ябашба.

9   Эсэгэ Малаан Үншэн Боро хүбүүе еерэйнь ерэ гүүлээ. Үншэн Боро хүбүүн ошобо, һайи хухэ морёо эмээллэжэ унаад лэ.

— Үншэн Боро хүбүүн, хоер хирээн нюдэ юундэ малтабоо?

— Долоон хонитоймһам. Долоон хонимни долоон ел соо хурьгалаагой. Долоон ел болоһон хойно ехэ хонимни хоёр манхир малаан хуса хурьга гаргаа. Ехэ хүхеэд, модондо хэтэбшэ соогоо хэжэ үлгэдтёод, эхэнэртээ гүйжэ ошооһам. "Юундэ асараагойбштеэ", — гэжэ эхэнэрни хэлээ.

Ошходомни, хоёр хирээ ниидэжэ ерээд, хоёр хурьгадайм нюдээиь малтажа абаад эдижэ hyyraa. Эдижэ һуухадань haнааһам, нэгэ хурьгаараа галаа тайхаб, нүгөө хурьгаараа тэнгэреэ тайхаб гэжэ һанааһам, хурьгадни нэжээд нюдэтэй болошоод гали тайха аргагэй, тэнгэрш тайха аргагэй болобо, — гэжэ.

10  — Үншэн Боро хүбүүни хэлэхэ меен, — гэнэ Эсэгэ Малаан, — Үншэн Боро хүбүүн, долоон шонойн apha юундэ хуулаабш?

— Долоон шоно һайн хүхэ мориимни эдьхиимхиимдаз гэжэ ээрмэ сагаан тала абаашша аргамжалааһам, муу хүхэ моримни намдаа улхымхиимдаа гэжэ газаагаа нэмэреэд уяаһам. Муу хүхэ мориим эдеэд, һайн хүхэ морьтоёо үлэһэн хорондоо долоон шоныи арһыень хуу татааһам.

— Үншэн Боро хүбүүни хэлэхэ мөөн. Юһэн шолмосын нюдэ юундэ дүргэбэш, Үншэн хүбүүн?

— Юһэн шолмос юһымхиимдаа, би гансаараахиимбидэа, ороод алаадтёогэй юундэ гэрым хана хаяа хадхажа байгааб, уурлаһандаа нюдэшынь дүргэсэгөөгөө һэм.

11   — Үншэн Боро хүбүүни хэлэхэ мөөн. Гунан, Дунэн тэнгэриин Алтан Луйн һуулиинь юундэ таһа харбабоо, Үншэн Боро хүбүүн?

— Алаха намайе алангэй, гурбян болдогиим юуидэ тэһэрэ харбаха байна? Иижэ харбахымхиим гэжэ эаажа угэһэмни, Луйн һуул таһа харбагдаахним даа, — гэбэ Үншэн Боро хүбүүн.

— Үншэн Боро хүбүүни хэлэхэ меен, — гэбэ Эсэгэ Малаан. — Долоон хониншни долоон тумэн болог даа, хоёр мориншни хоёр мянган болог даа. Олон зондоо таража, үльгэр түүхэ болог даа, — гэжэ Эсэгэ Малаан тэнгэри үрөөжэ, Үншэн Боро хүбүүе гэртэнь табиһан юм гэлсэдэг.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика