Милан — первый день рождения по бурятским обычаям
Милан — первый день рождения по бурятским обычаям

В этой статье мы расскажем, как было принято отмечать первый день рождения в старину у бурят.

Первый год жизни считался самым трудным для ребенка. Раньше малыши умирали очень часто, не доживая и до года. Поэтому буряты очень трепетно относились к младенцам.

Было принято вывешивать кнут как оберег от злых сил у порога юрты или дома. Кнут у двери означал, что вход в жилище для чужих людей нежелателен или даже запрещен. Если же была крайняя необходимость,  посторонний человек должен был взять с собой охапку дров и зайти в дом, словно он член этой семьи.

В праздничный день созывались только самые близкие – родные со стороны отца и матери. Готовилась праздничная еда – суп и белая пища: творог, арса, сметана, сливочное масло. В честь мальчика было принято забивать барана, в честь девочки овцу.

Гости говорили хвалебные речи малышу, родителям. Возвеличивали свой род, вспоминали предков, их доблесть и смелость. Обязательно упоминали, что род их множится и растет и молодым есть на кого равняться.

Празднование первого дня рождения имел еще один важный смысл. Малыша представляли роду, и он становился его частью, его полноценным членом, вступал под его защиту.

Конечно, гости приходили не с пустыми руками. Тогда не дарили денег и золота. Было принято дарить малышу скот. 5 традиционных видов скота: лошадь, корова, овца, коза, верблюд. Все они тоже были несколько месяцев от роду – жеребенок, теленок, ягненок, козленок и верблюжонок. Они должны были расти все вместе и как бы стать в будущем основой для благополучия ребенка.

Также было принято состригать волосы ребенку налысо. Считалось, что у ребенка после стрижки вырастут более густые и сильные волосы и вообще малыш вырастет умным. Тогда не было электробритв и малышу соскабливали волосы ножом, начиная от висков, к макушке и завершая на затылке.

Выбритые волосы не  выбрасывали. Их бережно собирали в шелковые мешочки. Затем их засовывали снаружи в каждом углу дома, амбара, стойла. Считалось, что очень хорошо, если используя волосы, птицы совьют себе гнездо.

Достижение ребенком года означало, что он преодолел огромные препятствия, трудности, невзгоды в жизни и дальше его жизнь потечет уже намного легче.

Сейчас первый день рождения малыша отмечают иначе. Созывают много гостей иногда до 200 человек — родных, близких, коллег, друзей. Имениннику дарят деньги, игрушки, золото.

Но, по-прежнему, самое главное в этот день, чтобы он стал настоящим праздником для всей вашей семьи и запомнился вам надолго.

Шестнадцатилетний Будамшу Даа поспорил, что сумеет заставить самого богдо (Богдо, богдохан - святейший - ханский титул) приподняться и поздороваться с ним при всем народе.

Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сиденье и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу Даа взял тюфяк и заходит к богдо.

– Прошу вас чуть приподняться, я хочу подложить вам этот тюфяк, – говорит.

Как только богдо чуть приподнялся, Будамшу Даа подложил тюфяк и поприветствовал его.

– Доброго здоровья!

Так он выиграл спор у своих друзей.

Снова Будамшу Даа поспорил с товарищами, что он получит от самого богдо его шапку. Он сшил из шкуры росомахи шапку, пришел к богдо и встал перед ним.

– Парень, какая у тебя красивая шапка! Из чьей шкуры сшита? – спрашивает богдо.

– Сшита из шкуры росомахи, – отвечает Будамшу Даа.

– Поменяемся шапками? – говорит богдо.

– А где ваша шапка?

Богдо показывает на свою старую шапку.

– Согласен, пусть будет так. Хоть шапка ваша и старая, зато на макушке с жезлом и вся разукрашена. У моей шапки, кроме красоты, ничего нет, – сказал Будамшу Даа, отдал ему свою шапку из шкуры росомахи, надел шапку богдо и приехал домой.

Так сумел он взять у богдо его шапку и выиграть спор.

Опять он поспорил, что заставит богдо лаять по-собачьи.

– Не сумеешь, – спорят с ним друзья.

Вместе с поспорившими друзьями Будамшу Даа отправился к богдо.

– Вы стойте возле двери и слушайте. Я зайду к богдо и заставлю его лаять по-собачьи, – сказал Будамшу Даа.

Потом он зашел к богдо и начал рассказывать ему о разных зверях и животных всей земли, – В каждой долине собаки лают по-разному? – спрашивает он у богдо. – А всюду, где я был, собаки лают на один лад: «Ха-ху-хуу». А как лают они по-другому?

– Они лают одинаково только там, где ты бывал. В некоторых долинах собаки лают вот так: «Хуп-хуп». Поэтому говорят, что в разных долинах собаки лают по-разному, – сказал богдо.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия