Бурятские свадебные традиции
Бурятские свадебные традиции

Миссия сына — продолжать род отца, миссия дочери — продолжать род своего мужа. Тем от­ветственнее роль невестки — она должна стать опорой и поддержкой, любимого, дать новую жизнь роду, в который она вступает.

В старые времена у бурят свадьбы часто планировались родителями тогда, когда жених и невеста были еще детьми. Отцы менялись поясами, беря обязательство, что их дети, когда вырастут - поженятся.

Непосредственно свадебные дела начинались со сватовства. День сватовства определяли по зурхай у ламы. Свататься к родителям невесты едут представители семьи жениха. Другой старинный обычай, предполагал, что среди сватов не должно быть женщин. Среди сватов выделяются наиболее почетные - худын туруу (мужчина) и худагын туруу (женщина). Это не обязательно муж и жена и не обязательно даже родственники жениха. Они должны быть не вдовые, полностью здоровые, многодетные, и дети их также должны быть живы и здоровы.

Обычно сватов нечетное количество (3-5-7 - священные числа). В то же время в некоторых районах (например, в некоторых селах Закаменского района) допустимо только четное количество. Поскольку сватовство предполагает обмен подарками, должно быть согласовано заранее, сколько людей едет. Нельзя приезжать «на хромой лошади» - сейчас это означает, что машины сватов должны быть в порядке. Машину нельзя ставить прямо напротив входа во двор – так выносят мертвецов. Гостей никто не встречает. Они заходят в дом невесты «нара зуб» - т.е. по ходу солнца, и без приглашения.

Долго засиживаться во время сватовства не принято. В среднем беседуют 2-3 часа, после чего надо уезжать, пока хозяева не начали подкалывать – мол пора укладываться спать. Уже после «Хадаг табилга» родители молодых в рабочем порядке решают, какого числа будет бракосочетание, где и как. Окончательную дату утверждают в дацане.

Отправляясь на сватовство (Хадаг табилга) не забудьте взять:

1. Хадак для бурхана (синего цвета);

2. Пачку чая;

3. Зула (лампаду);

4. Спички;

5.  Далагын табаг (тарелка с печеньем, конфетами, маслом и т.д.);

6.  Молоко;

7. Подарки (обычно рубашки);

8.  Мелкие монеты, зерно, для подношений в дороге.

СВАТОВСТВО ЭХИРИТОВ

На сватовство к родителям невесты приезжа­ют сваты-мужчины в количестве трех-пяти человек (должно быть нечетное число). С со­бой берут шелковый кушак длиной три метра, курительную трубку, кисет с табаком, три-пять бутылок тарасуна, золотое кольцо или серебря­ный браслет для невесты. По дороге на каж­дом обоо и бариса (места поклонения духам на горе или перевале) нужно побрызгать тарасуном и преподнести табак.

В дом к родителям невесты важно приехать, пока солнце высоко. Гостей уже ждут близкие родственни­ки невесты с накрытым сто­лом. Хозяева обменивают­ся новостями, справляются о здоровье. Обе стороны, проверяя друг у Друга смекал­ку, остроумие, звонкие голоса, обменивались хухалгаан дуун (частушки), на которые сваты отвечают также шутками. Затем два свата, об­менявшись поясами, кисетами-трубками, заключают, что стали сватами.

Обменявшись родословными, рассказав о своих традициях за чарочкой уезжали, договорившись о дне свадьбы. Обычно перед свадьбой сваты увозили невесту домой на три, пять или семь дней, чтобы невеста могла познакомиться с близкими родственниками и друзьями жениха.  

 ЖОЛОО, ҮДЭЛГЭ И ГУЙЛГА ~ из обрядов закаменских бурят ~

У Закаменских бурят (а также в Оке, Тунке и Джиде) принято каждому гостю вместе с духаряа (чарка) преподносит «жолоо» (пово­дья) — монеты или бумажные деньги. Жолоо ставится под чарку и разносится по ходу солн­ца с юрөөлами— мудрыми благопожеланиями. Первым подносят худын түрүү.

Этот обычай имеет глубокий смысл. Ведь посудите сами, алкогольный на­питок, как необузданный скакун, требует крепкой узды — жолоо. Вскочив на необузданного коня, мы хватаемся за узду, точно так же, принимая своенравный напиток, мы не должны терять «поводья». Этим и объясняется данный обы­чай закаменских бурят: жолоо или поводья, подают­ся вместе с чаркой, чтобы гость не поддался хмелю и не потерял разум.

Приняв жолоо, затем чарку, жолоо нельзя дер­жать в руках или на столе, его обязательно кладут в карман. Иначе над гостем начинают подшучивать, мол, «наш гость недоволен жолоо...». Сумма жолоо может быть разной в за­висимости от возраста го­стя. Для уважаемого гостя, который приехал издалека или гостил давно, а также пожилым людям, размер жолоо может быть побольше. Разумеется, здесь нет конкретных сумм, все зависит от возможностей хозяев.

Когда прощаются с новыми родственни­ками, хозяева вручают на прощание гостям үдэлгэ и гуйлга. Мужчииам — үдэлгэ (посо­шок), женщинам—гуйлга (подарок). Мужчины должны пригубить от своего удэлгэ, смешав с архи хозяев, а женщины увозят подарки домой. Отъезжающим гостям еще раз наливают по чарочке от смешанного архи-үдэлгэ. Худын түрүүн, главный сват, принимает ее со словами: «Дорогие сваты! Сопровождая невесту к суженому, к очагу ее судьбы, приглашаем вас к себе отведать чая, сваренного из воды неисскаяемого родника, забеленного молоком дойной коровы».

 ДЕНЬГИ НА НАПЕРСТОК  ~ из обрядов тункинских бурят —

В тункинской долине во время сватовства про­ходит обряд зүү хурабшын-мүнгэ эрилгэ (сбор денег на иголки и наперсток) у приехавших сватов. Со стороны невестки одна из сватий держит чашу с зерном, в которой уже лежат купюры достоинством по 100, 50 и выше. Приехавшие гости покрывают уже находящиеся там купюры «бумажками» не меньшего достоинства. На серебро принято класть серебро, на золото—золото. Также вме­сто денег или ценностей можно пустить в ход свое ораторское или иное искусство, демонстрируя сообразительность и бойкость. Со­бранные таким образом деньги идут в копилку к приданому.

Бывает, во время сватовства случаются и непредвиденные вещи. Так, порой из-за недоговоренностей и несогласованности действий сваты отправляются домой ни с чем. Однако все же такое случается крайне редко. Здесь лишь можно посоветовать, чтобы обе стороны, учитывая важный характер события, об­суждали все возможные нестыковки заранее. Например, у баяд-монголов в случае отказа отдать свою дочь принято возвращать сватам хадаг, предварительно выдернув из него нитку.

После преподнесения хадага стороны определяют примерную дату свадьбы. Сторона невесты начинает готовиться к проводам дочери на родину мужа.

ПОДАРКИ НА СВАТОВСТВО

С подарками лучше определиться еще до сва­товства. Может быть так, что у одной стороны уже приготовлены подарки, a y другой — нет. Следует заранее оговорить, сколько сватов приезжает со стороны жениха и сколько встре­чает со стороны невесты.

Мужчинам принято дарить рубашки, жен­щинам — кофты, платки или отрезы ткани. Подарок должен быть «полным», т.е. если это рубашка, то она должна быть с воротником и длинными рукавами, если это ткань, то ее должно хватить на дэгэл, кофту или платье. И одаривая тканью, надо обязательно пожелать, чтобы из нее сшили одежду.

Нельзя дарить что-либо полое снизу, вещи черного цвета и с остроконечной макушкой. Если вы все-таки дарите вещь черного цвета, то ее следует дополнить чем-нибудь белым. В случае, если подарок - это полая снизу шапка, острый нож или сабля, то взамен следует взять монетку, таким образом, совершив сим­волический акт купли-продажи.

КАК ПРАВИЛЬНО ДАРИТЬ И ПРИНИМАТЬ ПОДАРКИ

У бурят-монголов издавна сложилась традиция одаривания небольшими подарками гарай бэлэг (гостинец на руку), радуя друг друга, гостей и друзей. Однако здесь соблю­даются некоторые правила, которые должен знать каждый:

~ небольшие подарки в упаковке (чай, кофе, духи) вручают гостям, держа обеими руками с поворотом рук по ходу солнца;

~ вручая подарок правой рукой, нужно поддерживать локоть левой рукой (так преподносят чашки с чаем и чарки с вином);

~ нельзя вручать и принимать подарок, держа его между пальцами рук:

~ нельзя вручать и принимать подарок левой рукой, глядя в это время в другую сторону, или обращаясь к другому человеку — так поступают невежи;

~ при вручении подарка важно сосредоточить внимание на одариваемом, выражая уважение соответствующими словами: «Худа, оролсожо, ураг түрэл болоһоломнай тэмдэг болгон, энээхэн бэлэг баринаб» (Подношу этот небольшой подарок в знак, согласия сватовства, е подтверждение будущего родства), «Бэлэгыемнай тогтоогыт» (Примите, пожалуйста, подарок).

Если преподносите денежный подарок очень важно сделать это правильно. Купюру, преподносят гербом вниз на соединенных ла­донях, рисунком, повернутым в сторону одариваемого. Человек, получивший подарок, приговаривает: «Бэлэгтнай бэхи, бэетнай мүнхэ байг» (Пусть подарок Ваш будет прочным, а здоровье — крепким}; «Бариһантнай бата. хэлэһнтнай хэтэ мүнхэ байг!» (Пусть подар­ки будут долговечными, а пожелания — веч­ными!); «Үреэл тогтог», «Үреэл болтогой» (Да сбудутся пожелания!). 

Ну и конечно, важно помнить, что подарок не бывает дешевым или дорогим. Лишь дар от чистого сердца оставляет память.

ЭНЖЭ — ПРИДАНОЕ НЕВЕСТЫ

Женщину не зря называют хранительницей очага, хозяйкой утвари. Поддерживать порядок в доме и вокруг него, хорошо готовить, аккуратно обиходить одежду и постельные принадлежности — всему этому девушку обучав еще в отчем доме. Умелица-невестка с первых дней будет на хорошем счету у сватов.

В старину в приданое девушки обязательно входили ездовая лошадь и дойная корова. И сейчас в приданое невесты входят домашние  животные. «Басаган хүн хари жаргалтай» (Счастье дочери на чужбине) говорят в народе, поэтому родственники считают своим долгом подготовить ее к замужней жизни. «Баса ган үридэ энжэ хэрэгтэй, хүбүүн үридэ звери хэрэгтэй» (Дочке — приданое, сыну — имущество) говорят в народе. Памятуя об этом, родители и родственники невесты прилагают все: усилия, чтобы подготовить дочери приданое.                         

Какой же смысл сегодня придается понятиям энжэ, заһал — приданое?

Родственники невесты готовят постельные принадлежности, кухонную утварь. Родители девушки заранее готовят для приданого деревянный сундук. Обычно он имеет размеры 80х60х40 см, хотя они могут отличаться, как в меньшую, так и в большую сторону. В него складывают все необходимое для шитья, постельные принадлежности и личные вещи девушки.

В наши дни, когда у большинства из нас нет возможности готовить пищу на открытом огне, семья девушки заказывает у кузнецов утварь для очага: кочергу, чтобы ворошить угли, щипцы, совок, для выгребания золы, металлические «прихватки», чтобы снимать горячий котел. Эти предметы изготавливают в виде сувениров и хранят в сундуке с приданым. Даже если нет возможности пользоваться этими вещами, их бережное хранение является символом почитания очага.

На следующий день после свадьбы, когда приходят гости на обряд бэриин сай (чаепитие у невестки), начинают раскладывать при­везенный невестой сундук. Как дань уважения новым родственникам родители невесты кладут в сундук сладости для угощения детей, чай, топленное масло и друге гостинцы, о четырем углам ставят архи (молочная водка), для близких родственников - небольшие подарки гарай бэлэг (подарки на руку).

Раньше для приданного готовили украшенные орнаментами и узорами стеганые войлочные тюфяки (олбог), матрасы (шэрдэг), подголовники (дэрэ) с медными и серебряными бляхами. 

ПРИДАНОЕ ШЭНЭХЭНСКИХ БУРЯТ

Про то, как готовят энжэ (приданое) шэнэхэнские буряты Внутренней Монголии, нам рассказала Чимидцэрэн-багша (учитель):

«Бурятские   традиции   имеют   глубокий смысл и помогают заложить молодой семье основы крепких отношений. Родители невесты указывают, какой скот предназначен для приданого, количество зависит от достатка семьи. Коня дарят как средство передвижения, корову для доения, овец — на еду. Морин эрдэни (конь-драгоценность) преподносят с серебряным седлом, со шлеей, с уздой и недоуздком, дойных коров дают не менее двух-трех и отару из двадцати-тридцати овец впридачу.

Существует обычай закрывать гэр (юрта), приготовленный стороной мужа для новой семьи, дэгэлами (верхняя одежда) из приданого невесты. Невеста приводит с собой войлок, чтобы укрыть им дымовое отверстие нового дома.

Для украшения невесты готовят даруулга — украшение для волос из кораллов, золота и серебра, хээ - красочное украшение из нанизанных кораллов и янтарей, мүрэй гуу  — наплечные медальоны (хээ и мурэй гуу — украшения только незамужних девушек), һиихэ—серьги, туйба — накосники, бурханай гуу—медальоны с изображением божества, хэтэ - огниво, xymага - нож, хулхибша — приспособление для чистки ушей, шэгшэлүүр— зубочистки, хабшаг — щипцы ит.п. По наряду и украшениям девушки можно судить о достатке семьи.

Кроме одежды и украшений тщательно вы­бирают мебель для дома. В первую очередь мастерят из красной сосны ханза, табюур (сундук, подставка для него) и раскрашивают их яркими красками. В приданое входят бур-хана й шэрээ (столик для божницы), гунгарбаатaй бурхан (алтарь с бурханом), угалзатуулан тэрдэhэн орон (узорчатая кровать), эмээлэй үхэг (подставка для седла—низенький дере­вянный сундучок). В этот сундучок невеста складывает белье, а сверху ставят серебряное седло. Также для девушки готовят адяар (полки, шкаф с полками) и эргэнэг (шкаф для посуды).

Будущую хозяйку очага важно обеспе­чить кухонной утварью. Сюда относят­ся: hаба — жбан, hиибэр — охладитель, ка­душка для установки кувшина с молочной водкой, байлгуур —- крынки для молока, түйсэ — туеса, элюур, хайруул—утюжки, аягын таар — дерюжные мешочки для чашек, тогооной барюул — прихватка для котла, ух­ват, зэд aмhapтa— медная посуда, гуулин амhарта — латунная посуда и прочее. Все это загружают в крытую повозку-мухалиг.

Мухалиг — это деревянный каркас, обши­тый железными листами светлого цвета, что-то вроде уличного амбара на телеге. В нем мож­но хранить обувь, одежду, одеяла, матрасы и др.

При подготовке приданого много внимания уделяется постели. Например, в дэрэ (длинные подголовники с серебряными и мельхиоровы­ми бляхами) у шэнэхэнских бурят обязательно кладут что-то из детской одежды. Изготавли­вается дэрэ так: сначала вырезают четыреху­гольную основу из войлока, затем вышивают на ней узоры из верблюжьей нити через чер­ный бархат. Одну сторону наглухо зашивают и пришивают пуговицы из березы. С лицевой стороны пришивают черный бархат и украша­ют сверху узорами из желтых и красных нитей. Друг за другом пришивают девять серебряных блях, разделяя их по три. Три средние бляхи должны быть крупнее размером или иметь вставки из полудрагоценных камней.

Невеста привозит два войлочных матра­ца, сшитых но размеру кровати и обшитых бархатом черного, коричневого, зеленого или другого цвета. Сторона жениха готовит один матрац. Таким образом, молодая семья имеет три матраца.

Напольный войлочный коврик имеет по­лукруглую форму, чтобы его можно было постелить для гостей вокруг очага. Что касается одеял, то их у невесты несколько — овчинные, верблюжьи, тонкие и теплые».

 ОБШИВАНИЕ ОДЕЯЛА ~ из традиции тункинских бурят ~

Особый интерес должен вызвать обряд тункинских бурят хүнжэлэй бүреэдэhэн — обшивание одеяла. За день до свадьбы или на свадебном пиру невеста на столе аккуратно раскладывается ее одеяло. Участвовать в обряде, а значит и притронуться к одеялу, могут женщины, равно успешные в четырех ипостасях своей жизни; здоровые, замужние, имеющие детей, основательно устроившие свой быт. Также говорится о женщинах, проявивших отвагу и силу воли в преодолении разных жизненных трудностей, свято хранящих семейные ценности и должным образом воспитывающих своих детей.

Перед началом обряда надо обязательно вкусить белой молочной пищи. По размеру покрышки (бургэдэhэп) (обычно берут женский платок или ткань размером в платок или больше) готовят длинную нитку. После чего, не прерывая, без узелков, одной ниткой прошивают одеяло по ходу солнца с благопожеланиями и с денежными дарами.

За ходом обряда следит женщина, начавшая первой шить покрышку – бүреэдэhэн. Завершая работу старшая участница зашивает нитку так, чтобы она не запуталась, затем все вместе отряхивают одеяло. Смысл обряда заключается в пожелании выходящей замуж девушке успешного продолжения рода сватов.

Одно из сакральных условий обряда – шитье без прерываний и узелков – признаками рождения в будущем смышленых, добрых, трудолюбивых детей с длинной, без каверз, как нить, жизнью.

ПРОВОДЫ НЕВЕСТЫ

ПИР НЕВЕСТЫ

Родные и друзья невесты делают все, чтобы будущая семья была крепкой, чтобы всегда был теплым их очаг. Эта одна из древнейших традиций взаимовыручки всех монгольских народов, когда стараются помочь не только в горе, но и в радости.

На проводы невесты (басаганай наадан) жених отправляется с другом и родственниками для сопровождения невесты (бэри хүтэлхэ худанар) – парой средних лет, чтобы с почетом увезти невесту. Эти сваты обязательно должны быть равно успешными в четырех ипостасях своей жизни: иметь крепкую семью, воспитать детей, быть успешными в работе и обеспечивающими достаток в доме.

На проводах невесты особым уважением пользуется сторона матери невестки (бэриин нагасанар), им первым дают слово на празднике. А на свадебном торжестве у жениха при перечислении родословной невестки принято начинать с родственников со стороны ее отца, обязательно упоминают какого она рода-племени, чья дочь.

Хүдын түрүү – старший сват, объявляющий сопровождающих невесту гостей, должен предельно уважительно относиться к родственным связям и обязательно отметить стороны матери – нагаса, так и сторону отца – абга. К «нагасатан тала» относятся родственники по материнской линии: нагаса аба (баабай) – дедушка, нагаса эжы – бабушка, нагаса ахай – дядя, нагаса эгэшэ (абгай) – тетя, бүлэ – их дочери и сыновья, бүлэ хуряахай, бүлэ хүрьгэнтэн – их супруги, зээ басаган - внучка от дочери и т.д. К «абгатан тала» - родственники по отцовской линии, үбгэн аба, хүгшэн эжы – дедушка и бабушка, абгатан – дяди, абга эгэшэ – тети, үеэлэ – их дети и их семьи.

Кто поедет на свадьбу, решают совместно: нагасанар, абганар, близкие и друзья семьи, друзья и подруги невесты. Бывают различия в обычаях и порядках в замвисимости от местности, где проходит свадьба. Так, в Шэнэхэне на свадьбу не едут подруги невесты. Они в течение нескольких дней сопровождают невесты во время обряда басага зайлгаха (прощальные визиты к родственникам). Девушка перед свадьбой, прощаясь со своей родней, ездит с друзьями и подругами детства по своим близким родственникам. Те с радостью встречают их, готовят специально для нее гостинцы.

Сторона жениха заранее готовится к приезду определенного числа гостей. Сторона невесты должна «уложиться»  в оговоренное количество гостей.

ПРЕДСВАДЕБНАЯ СТРЕЧА

Процессия на свадьбу выстраивается в следующем порядке: первым, показывая мощь современных скакунов, выезжает жених со сватами за ним следуют машины со стороны невесты. В некоторых местностях, например, в Еравне, не принято позволять невесте садиться в машину будущего мужа или его родственников

В родных местах невесты обязанность чтить и молиться сем святым местам, не пропуская ни одного из них, лежит на главных сватах. На новой родине невесты это право переходит к сопровождающим сватам со стороны мужа.

Обряд встречи разнится в зависимости от местности. В Кяхтинском районе, в селе Ехэ-Нуга, есть обычай встречи процессии молодым парнем на высоком белом коне, в шелковом халате и в шапке с кисточкой, который сначала обходит каждую машину по ходу солнца, а затем скачет на коне впереди колонны машин до сэргэ (коновязь) дома, где ждут сватов.

В Шэнэхэне гости, сопровождающие невесту, по приезду объезжают дом сватов по ходу солнца, встречающие приветствуют сватов обрядом золгохо  (приветсвие обеими руками за обе руки):сначала мужчин, а потом женщин.

В Тунке принято разводить огонь у дома, где проходит праздник, и водить вокруг него ёхор.

В Закамне гостей встречают хүдын түрүү, худагын түрүү или родители с блюдами, полными нарезанного кубиками хурууд (домашний сыр). Почему кубиками? Потому что есть понятие «түрэ дүбэлжэн» (свадебный квадрат). При этой встрече приехавшие первыми сваты спрашивают «Замыемнай юундэ боогообта?» (Почему преграждаете путь?). Встречающие также спрашивают «Хаанаһаа хана хүрэжэ ябаһан, хэд гээшэбта?» (Откуда и куда держите путь?) Тогда им отвечают «Мяхан гэжэ байна, болдогороор хэмнэмэ мяхан байна гэжэ дуулаад ерээбди», (Едем, услышав, что у вас есть гора мяса)  Получив такой ответ, встречающие рассыпают над головами гостей хурууд. Уводят их делать гороо – обход по ходу солнца вокруг дома, затем приглашают в дом.

Иногда прибывшие на свадьбу родственники невесты принимают шутливый обычай, когда «капризничают и не хотят выходить из машины. По этому случаю говорят: Тулажа үргэхэдэ, шулуун хүндэ, татажа буулгахада, ураг хүндэ» (Упираясь, камень тяжело поднимать, трудно свата с кон стаскивать)

СВАДЕБНОЕ ТОРЖЕСТВО

ПРЕПОДНОШЕНИЕ ПОДАРКОВ И ХЭШЭГ НЕВЕСТЫ

В самом начале для открытия празднества ведущий свадьбы предоставляет слово худын түрүү – главе сватов со стороны жениха, потом дается слово родителям жениха и далее родителям невесты. Затем дают слово сватам, съездившим на родину невесты. Они отчитываются, как прошел пир невесты и с каким почетом они привезли пир на свадьбу. Затем свадьба продолжается по плану ведущего.

Свои подарки родственники преподносят в следующем порядке: сначала выходит сторона отца жениха, затем родственники со стороны матери жениха. После того как отзвучат благопожелания и вручат подарки самые близкие родственники, дают слово худагын түрүү со стороны невесты, которая озвучивает приданое невесты (подарки и имущество) и говорит напутственные слова сватам.

В Шэнэхэне на проводах невесты и свадьбе гости рассаживаются следующим образом: женщины садятся на восточной стороне, мужчины на западной, а почетных гостей сажают хойморто – на сверенной почетной стороне стола. Эта традиция и ныне соблюдается в  некоторых селах Курумканского и Баргузинского районов Бурятии.

Бэриин хэшэг (передача угощения от невесты) – один из красивых народных обычаев. К свадебному столу добавляются тарелки с яствами, специально привезенными стороной невесты. Сторона невесты приглашает всех гостей отведать гостинцев.

Подарки на разостланном покрывале или брезенте принимают четыре человека. Бывают случаи, когда принесенное одеяло с хэшэг (дары) кидают сватам со всей силой, как бы проверяя их силу. Принимающая сторона старается принять так, чтобы туша барана могла опуститься на одеяло ногами, что значит умножение в будущем подарков невесты. А смысл традиции бэриин хэшэг заключается в том, что теперь объединились еда и питье молодоженов.

Выполнив вышеперечисленные обряды в течение двух-трех часов, сопровождаюшие невесту готовятся к отъезду.

В последнее время бывают случаи, что родственники невесты на следующий день снова приходят в гости к сватам. Этого не было в традициях нашего народа и не приветствуется. Согласно обычаю метания конского кизяка (сакрального символа благоденствия) раз девушке суждено обрести свое счастье на чужбине, то, значит, и родственникам ее нужно верить в лучшее и уезжать, не оборачиваясь назад.

ВРУЧАЮТ ЛИ ХАДАГ МОЛОДЫМ?

Хадаг у бурят-монголов – высший подарок и дань глубокого уважения. По обычаю хадаг вручают правильной стороной в сторону принимающего (развернутая, открытая сторона считается лицевой). Тот, кто подносит, и тот, кто принимает хадаг, должны быть с покрытой головой. Приняв хадаг, его нельзя куда-нибудь класть или вешать на шею. Такое никогда не приветствовалось у бурят. Полученный хадаг аккуратно складывают на левую руку и кладут за пазуху дэгэла (в нагрудный карман).

Хадаг вручаю родителям, уважаемым пожилым людям, учителям высокопоставленным чиновникам и дальним гостям. В последнее время часто в самом начале свадьбы молодым вучаются хадаги, причем иногда это поручается сделать родителям. Думается, нужно поправить современные свадебные тенденции: пусть родители угощают молодоженов белой пище, а дети преподносят родителям хадаги.

Төөлэй – ПОЧЕТНОЕ УГОЩЕНИЕ

В начале свадьбе начинаются почетные угощения – хүндын дээжэ. Хүдын түрүү (главный сват) со стороны жениха, угощая хүдын түрүү со стороны невесты приговаривает: «Прибывших на нашу свадьбу дорогих сватов мы посадили на почетные места. За то, что почтили нашу свадьбу своим прибытием, примите төөлэй».

Перед тем как преподнести төөлэй (варенную баранью голову) необходимо сделать семь надрезов в строго определенных местах: в середине лба делают треугольный надрез (иногда четырехугольник), по два надреза на обеих челюстных костях повыше раствора рта (они должны быть каждый на расстоянии пальца друг от друга) и по одному надрезу под ухом сзади. Төөлэй подается на блюде с түрүү мяхан (лучшее мясо), оно должно быть обращено передней стороной к гостям.

Приехавший главный сват, приняв от хозяев на ладони левой руки төөлэй, поворачивает его по ходу солнца и отрезает по кусочку мяса: треугольник со лба бросает вверх «небесным силам», кусочек из-под уха дает для преподношения огню. Затем отрезает кусочек с челюстей, из которых один отведывает сам, а остальные раздает гостям по обе стороны. После этого возвращаем төөлэй тому, кто его поднес.

В Закамне отрезанным с бараньем головы хүндэбшын мяхан – почетным мясом – угощают огонь-очаг. Хозяин тарелки переворачивает баранью голову лбом книзу и разрубает так, чтобы появился мозг, засовывает в него баранье ребро без мяса и возвращает свату. Сват с помощью ребра пробует немного от мозга и передает сидящим рядом мужчинам. Они также должны попробовать. Смысл этого ритуала в том, что с самого основания до самого верха, от конечностей до самой головы (с головы до пят) родственники желают молодоженам быть богатыми и успешными.

Хозяин тарелки со стороны жениха преподносит главное сватье со стороны невесты хониной ууса – бараний крестец – и гости слушают ее благопожелания. Мясные угощения выставляют по таким правилам: ууса – со стороны ложбинки, тазовые кости – стороной с отверстием, а бедренную кость повернуть к гостям лодыжкой. Крестец не возвращают. В богатом омулем Ольхоне, кроме бараньей головы угощают еще и рыбьей головой. 

ОБРЯД РАССТИЛАНИЯ КРОВАТИ

Бурят-монголы во все времена уделяли большое внимание обряду расстилания брачного ложа. Принято, чтобы молодожены в этот момент стояли рядом у кровати. Первым делом перед обрядом брачующиеся должны вкусить белой пищи. При обряде убранства кровати участвуют три-четыре женщины с обеих сторон, равно успешные в четырех ипостасях жизни.

Сначала стелют матрас невесты, потом – матрас жениха, заправляя кровать, чередуя постельными принадлежностями невесты и жениха, и заканчивают застиласть покрывалом жениха. При расстилании кровати говорят благопожелания и осыпают ее зернами пшеницы и риса. В некоторых местностях принято использовать мелкие монеты.

Закончив обряд по всем правилам, молодых усаживают на кровать, сваты говорят свои благопожелания, на невестку надевают украшения, а на зятя - рубашку. Этот свадебный ритуал означает, что отныне постель двух молодых объединилась. В древних легендах и сказаниях говорится о сокровенной сути супружеского ложа.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДА ОБШИВАНИЯ ОДЕЯЛО

Бүреэдэһэтэй хүнжэл (обрядовое одеяло) – тункинские буряты расстилают на застланной кровати. В это одеяло близкие родственники невесты с благословением невесты уже зашили монеты. На следующий день после свадьбы, во время бэриин сай (чаепития у невестки), раскрывают одеяло, а затем открывают сундук. При проведении обряда вместе с молодой невесткой должна присутствовать знающая обычаи женщина со стороны мужа.

Одеяло невестки раскладывают на столе и начинают распарывать по ходу солнца, так е, как оно и было обшито, осторожно, не допуская разрыва нити или образования узелков. В этот момент женщины произносят благопожелания и напутственные слова в адрес невестки. На деньги, зашитые в одеяло, (бүреэдэһэн мүнгэн), если сумма достаточно большая покупается памятный подарок для невесты, а на оставшиеся деньги берут еще еды и напитков к «чаепитию у невестки».

Женщине, проводившей обряд, вручается платок и нить, использованная для покрышки одеяла – бүреэдэһэн, это означает, что она наставница невестки. Она должна помочь невестке освоиться на новой родине, в новой семье с новыми правилами. Когда в семье рождается первенец, нитью из покрышки одеяла перевязывается пуповина у новорожденного. При этом женщина, ставшая наставницей невестки, получает право сделать первый подарок долгожданному малышу.

ОДЕВАНИЕ НАРЯДОВ

Этот обычай стараются соблюдать почти во всей Бурят-Монголии. Он проводится во время расстилания кровати или во время свадьбы. Родственники невесты одевают жениха в дэгэл, шапку, обувь, а также дарят золотые и серебрянные украшения. Сторона жениха преподносит невесте одежду и ценные украшения.

В Аге и Шэнэхэне, как свидетельство замужества, невестка надевает женский дэгэл  и украшения для замужних женщин. Замечательно, что во время свадеб теперь все чаще можно наблюдать, как молодые выходят к гостям в традиционной бурятской одежде (обычно то делают после первого перерыва, когда появляется возможность отдохнуть и переодеться). Выход к гостям молодых и ближайших родственников в национальной одежде никого не оставляет равнодушным, наполняя сердца гостей восхищением.

О СЕРЕБРЯННЫХ УКРАШЕНИЯХ

Про серебро бурят-монгол говорят: сагаан үнгэтэй үнэтэ түмэр (дорогой металл белого цвета). Этот металл всегда очень дорого ценился у монгольских народов. Мастера изготавливали из чистого серебра практически все, начиная с чашек и заканчивая конским снаряжением. Часто из него вырезают разные серебряные узоры для украшения.

Когда девушка собирается замуж, ее родные заказывают у ювелиров в дополнение к ее нарядам еще и серебряные украшения. Серебряные изделия украшенные кораллами, становятся памятным подарком на всю жизнь.

ВОДКУ ПРИГУБЛЯЙ, А КУМЫС ОТПИВАЙ

Немало написано о бурятских обычаях, которые надо соблюдать, а также порицании и запрете нежелательных поступков. При воспитании детей нужно приводить примеры того, что нельзя делать. Злоупотребление вредными привычками происходит из-за незнания молодыми людьми правильных обычаев и традиций.

Сегодня можно наблюдать, что на свадьбы алкогольные напитки покупают соответственно числу гостей. Когда и по какой причине установилось такое правило?! Никогда у бурят такого не было.

У бурят не принято говорить «Уу!»  (пей), когда речь идет о водке, в таком случае говорят «амсагты» (отведайте, пригубите). Есть поговорка «Архи амсадаг, айраг уудг» (Водку пригубляют, кумыс отпивают). Современному поколению (особенно ведущим) следует знать, что у бурят не поощрается и не принято чокаться и вставать после каждого тоста.

Архи используют для обрядов подношения божествам сэржэм. В старину употребление спиртного было запрещено до достижения сорока лет. В праздники разрешалось только пригублять. Такой обычай поведения на праздниках можно только приветствовать.

Настоящая свадьба запоминается не едой-питьем, а хорошей подготовкой и организацией. Должно звучать много добрых слов, красивых и душевных песен, должны соблюдаться обычаи и уважительное отношение к старшим родственникам. Тогда свадьба оставит наилучшие воспоминания у молодоженов.

 РАЗЖИГАНИЕ ОЧАГА В НОВОМ ДОМЕ

~ Чаепитие у невестки ~

Подношение очагу – один из самых почитаемых ритуалов у всех монгольских народов. Искру из отцовского дома жениха в новый дом молодоженов бережно переносит уважаемый человек со стороны родственников жениха. Молодых усаживают перед огнем, а уважаемый местный старец подносит подношение огню и просит для молодой семьи у духа огня «унтаршагүй гуламта, унатагүй сэргэ» (неугасимого пламени, непадающей коновязи).

После того как огонь, часть отцовского очага, зажжется в новом доме, невеста варит чай, подносит угощения духу огня и потчует гостей. Гости и родственники, согласно доброй традиции, хвалят молодую невестку и усыпают ее пышными речами-благопожеланиями.

~ Рисование будущего ~

Зууха зуралга – еще один красивый обряд, связанный с огнем.. Его чтят в Селенгинском, Иволгинском аймаках и других местностях Бурят-Монголии. На месте, где предположительно будет стоять дом молодых, зажигают огонь. Закладывают и Варям а большом котле баран, вокруг огня рисуют зууха (очаг) – место, где будет расположена печка.

Руководят обрядом родственники со стороны отца невестки. Они жгут баранью лопатку и гадают по ней о будущей жизни новой семьи. Три ребре обжигают в огне для отчетливого запаха, затем берут тонкую палку, одну бутылку архи и со стороны восхода солнца рисуют окно, дверь будущего дома. Затем на место, где будет построен дом, приводят маленьких детей, чтобы они веселились, ирали. Детям дарят подарки.

 ~ Поклонение невестки ~

(обряд эхиритов и булагатов)

Перед приездом невестки сторона жениха втыкает перед домом түүргэ (маленькие березки). На них вешают шубу из волчьей шкуры или же просто волчью шкуру, которая служит напоминанием о праотце-волке. Онгонов (духи-хранители) развешивают, ставят тарелку с подношениями, архи и молочной пищей. Обряд проводят три старейшины рода. Их еще называют онгоной үбгэд (старцы онгонов).

Молодая невестка три раза молится онгонам, прося у них благополучия и богатства. Ее поклонение говорит еще о том, что невестка перешла в веру и род мужа. А трех старцев называют связующими между миром прошлым, настоящим и будущим.

После этого обряда проводился обряд приношения даров огню-очагу. После троекратной молитвы огню преподносится жир или масло, затем невестка кланяется сидящим вокруг новым родственникам, старшим людям.

Этот обряд до сих пор соблюдается в некоторых местах. До последнего времени эхирит-булагаты очень тщательно соблюдали его. Сегодня же он постепенно возрождается. Обряд поклонения невестки также имеет место в свадебных обрядах хори-бурят.  

 ~ Призывание изобилия ~

Обряд хэшэг дуудаха

Во время проведения данного обряда невестка бросает куски бараньего курдюка на колени и в грудь свекра. Для этой цели берется по три куска крупно нарезанного курдюка. После того, как все курдюки достигли цели, свекр некоторые преподносит огню, а некоторые отведывает сам и угощает гостей.

Основной смысл этого действа заключается в том, что новая невестка пришла в семью, чтобы разбудить  огонь в очаге, обогатить род и увеличить его потомство. После обряда новые родители дарят невестки подарки. 

После свадебной церемонии молодые заселяются в новый, специально подготовленный дом (юрту). Гости разъезжались в тот же день, сразу после свадьбы. Через месяц после свадьбы замужняя женщина приезжала к своим родителям погостить, привозила с собой съестные подарки (хышык), гостила в течение недели. Но если в течение прожитого в доме мужа месяца девушка проявляла себя ленивой, не умеющей вести хозяйство, ее могли отправить к родителям насовсем.

Давным-давно, в маленьком домике на окраине столицы жили-были старик со старухой. Детей у них не было.

- Время идёт… Кто будет заботиться о нас, когда мы станем немощными? Кто похоронит нас, когда мы умрём? У нас нет ни детей, ни внуков…, - каждый день горько вздыхала старуха.

- Жена, Господь милостив, - отвечал ей муж, - он позаботится о нас. Так что не переживай, от голода мы не умрём.

Старики зарабатывали на жизнь тем, что рубили в лесу дрова, а потом продавали их. В холода и стужу они ходили от одного дома к другому, продавая свой товар, чтобы был у них на столе кусок хлеба.

Как-то раз, взваливая на свои плечи вязанку только что нарубленных дров, старик заметил как из кустов вылетела дикая утка.

- Дай-ка я погляжу, что там, - сказал сам себе старик.

Раздвинув кусты, он нашёл там три яйца. Старик подобрал их и принёс домой.

- Это подарок небес, - сказал он старухе, - три утиных яйца. Я очень проголодался, жена. Изжарь одно яйцо, давай поужинаем.

На следующий день старик попросил жену приготовить на ужин второе яйцо.

- Соседская курица могла бы высидеть эти яйца. Мы могли бы вырастить уток, и у нас каждый день были бы свежие яйца, - предложила старуха.

- Приготовь одно яйцо, а с оставшимся поступай так, как захочешь, - ответил ей старик.

Они съели второе яйцо, а третье, последнее, старуха отложила для того, чтобы положить его потом под курицу-наседку.

На следующий день, когда старик уже вернулся с дровами из леса, старуха увидела, что третье яйцо раскололось пополам и из него вылупился… змеёныш. Женщина так перепугалась, что с криком бросилась к мужу.

- Что стряслось, жена? Почему ты так кричишь?

- Из того яйца, что я отложила для высиживания, вылупился змеёныш!

- Что за ерунда?! Эти яйца оставлены уткой. Как из утиного яйца мог вылупиться змей?

- Возьми скорее палку и убей его.

- А где же палка?

Пока старуха искала посох мужа, в комнату вполз Змей. Старики побледнели. Змей же заговорил человеческим голосом:

- Что, ищите палку или что-нибудь тяжелое, чтобы прикончить меня, да? Нет такого человека на всём белом свете, который смог бы меня убить. Если вместо этого вы будете слушаться меня и делать то, что я вам скажу, то вам от меня не будет никакого вереда. Наоборот, с этого момента ваша жизнь станет лёгкой и беззаботной. Если вы откажетесь, то я убью вас обоих. Вы так долго молили Бога, чтобы он послал вам ребёнка, что же, Господь услышал ваши молитвы. Он послал меня, чтобы я стал вашим сыном. Так что, дорогой папа, я хочу, чтобы ты завтра же отправился к царю и сказал ему, что хочешь женить своего сына на его младшей дочери.

- Ты в своём уме? – ответил изумлённый старик. – Кто я такой, чтобы так разговаривать с царём? Мы нищие. Ты что же, хочешь, чтобы мне там голову отрубили? Да к тому же, ты – змей. К чему тебе жениться на девушке?

- Я не змей, я человек. Настанет день, и я вам расскажу о том, кто я есть на самом деле. Но, имейте в виду: никто не должен знать о том, что я не змей. Иначе я исчезну, и вы никогда больше меня не увидите.

Что оставалось делать бедному старику? Он был рад уже тому, что Змей не убил их. А кроме того, есть примета: змея в доме – к удаче.

Утром он взял в руки посох и отправился в царский дворец. Стражники, охранявшие вход, отогнали его от ворот. Они начали смеяться над стариком, когда узнали, что тот хочет сесть на каменную скамью, стоящую напротив дворцовых ворот. Один из воинов бросил старику медную монету и, широко улыбаясь, сказал:

- Послушай, чудак! Эта скамья здесь выставлена для тех, кто хочет взять в жёны младшую дочь царя. Тот кто сядет на неё тем самым даёт понять царю о своём намерении стать женихом его дочери, а может быть, и зятем ему самому. Если же ты, старик, пришёл сюда, чтобы на кого-нибудь пожаловаться, то ты пришёл не по адресу. Ступай к судье.

- Ради Бога, ребята, дайте мне войти. Мне просто необходимо поговорить с царём, - стал умолять старик.

На шум из дворца вышел царский вельможа:

- Что тут у вас происходит?

- Этот нищий старик хочет говорить с царём.

- О чём ты хочешь говорить с царём? – спросил вельможа, обращаясь к старику.

- Мой сын хочет жениться на младшей царевне, об этом я и хочу поговорить с ним.

Вельможа вернулся во дворец и сказал царю:

- Хочу поздравить ваше величество, объявился жених, который предлагает твоей дочери руку и сердце. Его отец хочет поговорить с тобой по этому поводу.

- Что ж, пусть войдёт, послушаем, что он скажет, - ответил царь.

- Хочу предупредить, что этот человек не принадлежит к людям того круга, из которого ты хотел бы видеть своего зятя. Это самый обыкновенный нищий.

- Вот как? – поднял вверх брови царь. – Уже всякий нищий проходимец считает возможным набиться мне в зятья. По-моему, демократия в нашей стране зашла слишком далеко… Эй, советник!

- Да, мой царь.

- Отведите-ка этого проходимца к палачу. После того, как он сделает свою работу, труп бросьте за городом на съедение бродячим псам. Хороший будет урок для остальных.

Царский приказ был выполнен.

Змей знал о том, что произошло.

- Матушка, - обратился он к жене старика.

- Что тебе, сынок?

- Люди царя сегодня утром убили отца. Они положили его тело в мешок и сейчас несут его по дороге, чтобы бросить за городом бродячим собакам. Люди, которые несут мешок, пройдут мимо порога нашего дома. Скажи им, что ты жена того несчастного и уговори их отдать тебе мешок.

Старуха села у порога и зарыдала. Люди, нёсшие мешок с останками старика, были рады избавиться от своей страшной ноши. Оставив мешок в доме старухи, они ушли.

Несчастная женщина упала на мешок и зарыдала пуще прежнего:

- Они убили его! Они убили его! Это всё из-за тебя, - обернулась она в сторону Змея. – Это ты разрушил нашу жизнь.

- Они всего лишь четвертовали его, вот и всё, - ответил Змей. - Да не убивайся ты так, он жив. Иди, приготовь ему постель.

Женщина ушла стелить постель для мужа. Когда она вернулась, перед её глазами предстало невероятное: её муж лежал на полу и мирно спал. Женщина радостно воскликнула, - её муж действительно жив! С помощью Змея она перенесла его в кровать.

Когда старик проснулся утром следующего дня, он был, что называется, жив и здоров и чувствовал себя так, словно заново родился.

Змей подполз к нему и сказал:

- Отец, я посылал тебя вчера к царю. Так что он ответил?

Старик рассказал Змею обо всём, что с ним приключилось:

- Я почувствовал удар меча палача, а потом очнулся уже в своей постели. Я так и не понял, как там очутился. Я же говорил тебе, что мне нечего делать во дворце. Царь не желает даже разговаривать с такими людьми, как я. Каждый должен знать своё место и держ

- Иди и спроси его ещё раз. Не бойся. Так или иначе, но мне нужно знать его ответ.

Старик пошёл во дворец. Перед воротами он опять сел на каменную скамейку.

Увидев его сидящим там, вельможа доложил царю:

- Этот нищий старик вернулся.

Царь вскочил на ноги:

- Так вы не выполнили мой приказ?! Десять советников, бывших свидетелями казни, поклялись перед вельможей и царём в том, что старика действительно четвертовали.

- На этот раз не четвертуйте, а изрубите его на мелкие кусочки. Останки сложите в мешок и бросьте его в реку, - приказал царь.

Царский приказ был незамедлительно исполнен. Змей узнал об этом всё и сказал:

- Матушка, отец сегодня не в лучшей форме. Они действительно изрубили его на мелкие кусочки. Скоро мимо нашего дома пройдут два человека с мешком. В нём они несут отца, чтобы бросить в реку.

Рыдающая старуха опять села у порога. Она увидела, как два человека несли мешок.

- Сынки, это муж мой, - сказала она. – Разве кто-нибудь может противиться царскому гневу? Люди добрые, ради Бога, отдайте мне этот мешок, я хочу похоронить моего мужа.

Царские слуги оставили мешок у дома в саду и ушли.

Старуха принялась горько плакать над останками своего мужа. Подполз Змей и сказал:

- Не плачь, матушка. Лучше закрой ворота и приготовь ему постель.

Старуха закрыла ворота, а пока она готовила постель, Змей искусал мешок так, что каждый кусочек был смазан ядом.

Вышла старуха во двор, смотрит, а её муж сидит на земле целый и невредимый. Она бросилась к нему, обвила шею руками и расцеловала в щёки.

Но змей одёрнул её:

- Матушка, ты сможешь поцеловать его позже. А сейчас ему нужен постельный режим. Я хочу поговорить с ним.

Старуха отвела мужа в спальню и уложила в кровать. Змей принялся расспрашивать:

- Какие новости, отец?

- Сынок, на этот раз они даже не разговаривали со мной.

- Мне нужно знать царский ответ. Спроси его ещё раз. Ему бы лучше согласиться, иначе я переверну его трон вверх тормашками.

- Сынок, - вмешалась старуха, - неужели ты хочешь, чтобы из моего мужа опять фарш сделали? Они его итак уже дважды убивали.

- Матушка, не беспокойся об этом понапрасну. Я не просто Змей. Я царевич Змей и я смогу вернуть его к жизни всегда, пусть они его хоть сто раз убьют.

Нищий старик в очередной раз отправился во дворец на приём к царю.

Как раз, из дворца вышел царь в сопровождении советников и вельмож. Увидев сидящего на каменной скамье старика, он спросил:

- Кто этот человек? Что он хочет?

Советники и вельможи от страха застыли на месте, боясь вымолвить слово.

- Я задал вам вопрос, почему вы не отвечаете?

- Многие лета здравствовать тебе, царь, - стал говорить вельможа, отвечавший за выполнение царского приказа. – Это тот самый нищий старик, которого мы уже казнили дважды.

- Странно всё это. За этим что-то кроется и нам следует выяснить, что именно. Думаю, что тут не обошлось без волшебства. Скажите ему, пусть подойдёт.

Царь вернулся во дворец и сел на трон.

Привели старика. Тот тщательно отвесил семь поклонов.

- Что тебе надо, старик? – спросил царь.

- Мой сын хочет жениться на твоей дочери, вот Господь и привёл меня сюда, просить её руки.

- А ты раньше сюда приходил?

- Дважды.

- И какой же ответ ты получил?

Старик обо всём рассказал царю и добавил:

- Но я вернулся, и теперь мы можем поговорить с глазу на глаз.

Повернувшись к вельможам и советникам, царь сказал:

- Оставите нас одних, я лично займусь делом этого старика.

- Пусть продлятся твои годы, царь, - ответили советники и удалились.

- Ну давай, отец, рассказывай, чем занимается твой сын? – начал расспрашивать царь.

- Мой сын нигде не работает. По-моему он и ремесла-то никакого не знает. Его любимое занятие, - это лежать себе, свернувшись кольцами в углу комнаты. Дело в том, что он змей.

- Вот так-так. Значит, твой сын и не человек вовсе?

- Мой сын – царевич Змей.

Царь призадумался, а потом сказал:

- Хорошо. Если этот твой царевич Змей, как ты говоришь, желает стать мужем моей дочери, пусть он сперва построит для неё дворец, да такой высоты, чтобы его тень полностью покрывала мой дворец. Всё должно быть готово завтра утром.

Когда старик услышал эти слова, его словно громом поразило. Дома его принялся расспрашивать Змей:

- Отец, ты выглядишь таким встревоженным, что случилось? Какие новости ты принёс?

- Сынок, царь хочет, чтобы ты построил для его дочери дворец, да такой величины, что бы тень, которую он будет отбрасывать, полностью покрывала дворец самого царя. И всё это он требует к завтрашнему утру, иначе не отдаст за тебя свою дочь. Уж чем такие су

- Отец, помнишь ли ты то место, где нашёл три яйца?

- Конечно помню где растут те кусты.

- Если ты посмотришь там внимательно, то увидишь змеиную норку. Наклонись к ней и скажи: «Молодая госпожа, молодой господин хочет, чтобы ты послала ему маленький дворец с обстановкой и двенадцать слуг».

Старик вернулся в лес и произнёс эти слова над змеиной норкой. Голос из-под земли ответил ему:

- Уже посылаем, дедушка!

Когда старик вернулся к своему дому, он с удивлением и радостью увидел, что на его месте стоит чудесный дворец высотою в семь этажей. Перед дворцом – площадь, на которой растут разноцветные розы. Вокруг дворца – сады с цветущими деревьями. В садах – мраморные бассейны. А сам дворец украшен коврами, картинами и скульптурами. Царский дворец казался просто хижиной по сравнению с ним. Соседи старика стояли вокруг чуда и разглядывали его, разинув рты.

Слуги помогли старику переодеться в царственные одежды, которые были так великолепны, что стоили не меньше, чем тысячу серебряных монет. Они набросили ему на плечи мантию из соболиного меха, стоимостью в пятьсот серебряных монет. И, наконец, вручили ему посох, украшенный драгоценными камнями, который тоже стоил не меньше тысячи серебряных монет.

Змей выполз навстречу старику и сказал:

- Отец, теперь ты смело можешь пойти к царю и посватать за меня его дочь. Я уверен, всё идёт к свадьбе.

Старик гордой походкой отправился во дворец, где его, поклонившись, встретил вельможа.

- Ну что же ты тут стоишь и глазеешь на меня? Пойди, доложи царю, что я здесь.

Вельможа бросился к царю. Тот ответил:

- Пусть войдёт.

Старик вошёл в тронный зал и встал перед царём. Царь был смущён: вид у старика был такой, словно он и сам царь. Неужели это всё тот же нищий?

- Ты сделал то, о чём я тебя просил? – спросил царь.

- А ты выйди на балкон И взгляни своими собственными глазами.

Царь вышел на балкон и увидел прекрасный дворец, да такой большой, что его собственный дворец полностью скрывался в его тени: высотой в семь этажей, выстроенный из золотых и серебряных кирпичей и переливающийся всеми цветами радуги, благодаря украшениям из драгоценных камней. У самого царя дворец был высотой всего в пять этажей и построен из обычного кирпича. Дворец старика отражал солнечные лучи, пылал и блестел так, что освещал собой весь город.

- Что ж, с этих пор я не буду больше называть тебя стариком. Теперь я буду величать тебя своим приятелем, - сказал царь. – Ты знаешь, я не верю своим глазам. Как ты это сделал, а? Кстати, у меня к тебе будет ещё одна просьба.

- Постараюсь её исполнить, государь.

«Этот старик того и гляди уведёт мою дочь, если я буду ушами хлопать», - подумал царь и сказал:

- Ну, это мы ещё посмотрим. Я хочу, чтобы ты привёл мне семь верблюдов, гружённых доверху бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами. Пусть к моему дворцу их доставит погонщик сам ростом с аршин, но с бородой в семь аршин.

Когда старик вернулся домой, Змей спросил его:

- Отец, что сказал царь?

- Он хочет, чтобы к его дворцу были доставлены семь верблюдов, доверху гружённых бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами. И погонщик этого каравана должен быть сам ростом с аршин, но с бородой в семь аршин.

- Ну что же, справимся и с этим. Пойди в лес, к змеиной норе и скажи: «Молодая госпожа, молодой господин хочет, чтобы ты послала ему семь верблюдов, доверху груженных бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами. И чтоб погонщик был сам ростом с аршин,

Старик сделал всё так, как сказал ему Змей. Голос из-под земли ответил ему:

- Караван уже в пути.

Вернувшись к своему дворцу, старик увидел, что около него стоит караван из семи верблюдов с погонщиком, который был ростом с аршин, но с бородой в семь аршин. Борода была лихо закручена у караванщика вокруг пояса.

Старик отвёл караван к царскому дворцу и сказал:

- Многие лета здравствовать тебе, царь, я принёс тебе драгоценности, о которых ты просил.

Царь велел перенести все драгоценные камни в свою сокровищницу. Зачерпнув жменю первых попавшихся камней, он показал их своим ювелирам и спросил:

- Сколько будет стоить самый маленький из них?

- Тысячу серебряных монет, - был ответ.

Обрадованный царь подозвал к себе старика:

- Дорогой мой приятель, ты, конечно, принёс то, о чём я тебя просил. Это так. Только будет тебе ещё задание. Я хочу, чтобы дорога от ворот моего дворца и до ворот церкви, а также от ворот церкви и до ворот твоего дворца была покрыта одним цельнотканым ков

«Ну, с этим-то он точно не справится. Так что мне не придётся отдавать свою дочь непонятно за кого», - подумал царь.

Дома старика встретил Змей:

- Что сказал царь на этот раз?

- Царь хочет, чтобы дорога от ворот его дворца и до ворот церкви, а также от ворот церкви и до ворот моего дворца была устлана цельным ковром. Кроме того, вдоль всей дороги должны расти платаны такой величины, чтобы четверо взрослых людей распахнув руки н

- Ну, это не задача. Мы справимся, отец. Сходи в лес к той самой змеиной норе и скажи молодой госпоже, что мне нужен такой ковёр. Попроси также, чтобы вдоль дороги были высажены деревья и в их кронах пели песни сладкоголосые соловьи.

Голос из-под земли ответил старику:

- Ты только попросил, а мы уже сделали.

Вернувшись из леса, старик увидел, что дорога выстлана ковром, а вдоль неё растут деревья вышиной почти до неба.

- Отец, всё в порядке. Иди к царю, посмотрим, что он скажет на этот раз.

Старик отправился в царский дворец. У ворот его встретил вельможа.

- Скажи царю, что пришёл его приятель и хочет с ним повидаться.

Старика ввели в тронный зал. Царь спросил:

- Ну, ты сделал то, о чём я тебя просил?

- А ты выйди Из дворца и сам посмотри.

Царь вышел на балкон и понял, что старик и в этот раз справился с заданием:

- Что я слышу? Птички поют?!

- Живи долго, царь. Я подумал, что пение соловьёв в кронах этих платанов будет для тебя приятным сюрпризом. Пусть это будет не в службу, а в дружбу.

- Ну, раз так, то вот тебе моё последнее задание перед свадьбой: принеси для моей дочери венчальное платье, сшитое без единого стежка, да из такого материала, какого и в помине нет в моём царстве. Ещё я хочу, чтобы на свадьбе играло семь оркестров волынщиков и барабанщиков. Пусть они играют так, чтобы музыку было слышно, а их самих не было видно. Если сделаешь так, как я сказал, то можешь приходить в следующий раз ко мне со своим царевичем Змеем.

Старик вернулся домой.

- Ну и что же царь хочет на этот раз? – спросил Змей.

Старик рассказал ему о том, о чём говорил царь.

- Вернись к змеиной норе и скажи: «Молодая госпожа, молодой господин просит послать для его невесты платье, сшитое без единого стежка из материала, которого нет в этом царстве. И ещё он просит, чтобы на свадьбе играло семь оркестров волынщиков и барабанщиков. Пусть они играют так, чтобы музыку было слышно, а их не видно.

Старик пришёл в лес и получил из змеиной норы грецкий орех.

- Возьми этот орех. Внутри него – платье для невесты, - сказал голос. – Семь оркестров-невидимок мы также посылаем вам.

- Приглашаем вас на свадьбу, - закричал старик.

- О, нет, мы не можем! Это слишком далеко. Не расстраивайся, мы отпразднуем свадьбу здесь, под землёй.

Старик вернулся в город. И что же он слышит? По улицам города разливаются звуки музыки. Змей встретил его у порога и сказал:

- Отец, собирай соседей и пойдём к царю.

Они пригласили на свадьбу всех соседей и, во главе со Змеем, отправились в царский дворец.

Царь приказал своим вельможам встретить гостей с почестями. В сопровождении двух советников Змея подвели к царю.

- Мой дорогой приятель, я слышу игру волынок и барабанов, но не вижу музыкантов. Отлично. Но давай теперь посмотрим на свадебное платье, которое ты должен был принести, - обратился царь к старику.

Тот передал ему орех. Расколов его, царь извлёк невиданной красоты свадебное платье, изготовленное из тончайшего материала. Царь послал слугу за своей женой и тремя дочерьми, две из которых уже были замужем. Когда они все вошли в тронный зал, царь сказал:

- Самым внимательным образом рассмотрите это свадебное платье, подобных которому не существует в моём царстве. Оно должно быть сшито так, чтобы на нём не было ни единого стежка. Если это действительно так, то тогда оденьте его на мою младшую дочь и приготовьтесь к церемонии венчания.

Царица и две старшие царевны упали на колени перед царём и взмолились:

- Как же ты, будучи царём, можешь отдать свою дочь замуж за Змея? Ведь вокруг нас столько замечательных неженатых царевичей и среди них можно было бы найти достойного жениха.

- Я отношусь к такой породе людей, которые держат данное слово. Я не могу отказаться от того, что обещал, - ответил царь и, топнув ногой, крикнул: - Одевайте невесту сейчас же.

Царица и две старшие царевны со слезами на глазах одели невесту, самую прекрасную девушку в царстве. Когда всё было готово, они вернулись в тронный зал.

- Вот твоя невеста, - сказал вельможа Змею.

Тот вытянулся вверх на своём хвосте и поклонился семь раз царю. Затем он развернулся в сторону собравшихся в тронном зале людей и поклонился им тоже семь раз. Затем, схватив зубами подол платья невесты, он потащил её венчаться в церковь.

Так младшая дочь царя вышла замуж за царевича Змея. Свадебный пир длился семь дней и семь ночей. И всё это время играли невидимые музыканты, в кронах платанов пели соловьи, а гости веселились и танцевали.

По окончанию пира гости разошлись по домам, невесту же забрали во дворец жениха. Новобрачные уединились в свои покои.

- Закрой дверь, - сказал Змей царевне.

Девушка подошла к двери и закрыла её на ключ, а затем вернулась обратно и села рядом с женихом.

- Царская дочь, не бойся меня. Наступи мне на хвост.

Как только девушка наступила на хвост Змея, тот вскрикнул, сбросил змеиную кожу и обернулся красивым молодым царевичем. Царевна смотрела во все глаза и не могла поверить в то, что произошло.

Юноша взял её за руку и сказал:

- Царская дочь, я – царевич. Днём – змей, ночью – человек. Меня зовут Каспар. Прошу тебя, храни это в тайне. Колдовские чары продлятся ещё сорок дней, после чего я смогу жить с тобой уже только как человек. Но в течение этих сорока дней с твоих уст не должно слететь ни слова, ни полслова, ни намёка о том, что теперь известно тебе. Иначе я исчезну. Исчезнет и этот дворец и всё, что в нём есть.

- Обещаю не проронить ни слова, - ответила радостная супруга.

Они обнялись, поцеловали друг друга и легли спать.

Утром Каспар вновь надел змеиную кожу, обернулся Змеем и, свившись кольцами, лег в углу комнаты.

Царь вызвал в тронный зал царицу и двух старших царевен:

- Сходите во дворец старика и посмотрите, что там с нашей младшей царевной, - сказал он им.

Царевна и две её старшие дочери отправились в гости. Пройдя через чудесный сад с мраморными бассейнами, они вошли в богато украшенные залы дворца. Старик показал гостьям, где находятся покои молодых.

- Они зашли в свои комнаты вчера вечером. С тех пор я их не видел и не слышал, - сказал старик.

- И не удивительно. С таким супругом даже не поговоришь! – заявила царица и постучалась в дверь.

Ей открыла улыбающаяся младшая царевна.

- Как дела, доченька, - улыбнулась ей в ответ царица.

- Слава Богу, всё в порядке.

- А как твой… Змей?

- Он лежит свернувшись кольцами В углу. Бедняга.

- Мы все Не могли заснуть этой ночью. нам было так тревожно за тебя.

- О, вам больше незачем беспокоиться. Я очень счастлива.

Царевна угостила мать и своих сестёр завтраком. Были приготовлены такие вкусные блюда, которых в царском дворце и по праздникам не было. Перед тем, как уйти, царица прошептала на ушко царевне:

- Понимаешь, царь не может нарушить данное слово. Но почему ты должна жить с этим чудовищем? Возьми камень и размозжи ему голову.

- Матушка, я хочу, чтобы ты сейчас же ушла из моего дома. Я не хочу тебя видеть здесь до тех пор, пока ты будешь ненавидеть своего мужа.

- Ну и как там моя дочка? – спросил царь у царицы.

- Она так счастлива, будто на седьмом небе. Она даже рассердилась, когда я предложила ей размозжить камнем голову этого Змея.

Прошло десять дней. В течение всего этого срока царская семья не виделась со своей младшей дочерью.

Размеренную жизнь города нарушили глашатаи царя. Пройдя по всем улицам и всем площадям, они объявили, что царь устраивает великий праздник, украшением которого станет трёхдневный рыцарский турнир. Любой мужчина, кто умеет ловко обращаться с копьём и булавой, кто имеет доброго коня, может бросить вызов и сражаться за царский приз.

Тысяча воинов собралась на царской арене перед дворцом. Было накрыто много столов с угощениями для гостей. Город пришёл в оживление от звуков волынок и боевых барабанов. Все самые искусные воины и представители известных дворянских фамилий царства присутствовали на празднестве. Все разговоры, так или иначе, сводились к предстоящему турниру.

- Давай позовём нашу дочь, пусть посмотрит турнир, - сказал царь царице. – Это развеет её и пойдёт ей на пользу.

Царевич Змей сказал жене:

- Царская дочь, сюда идёт твоя мать, чтобы пригласить тебя на турнир. Я тоже приму в нём участие одетым в белые доспехи и верхом на белом коне. Ты увидишь, как я белой булавой буду вышибать из седла соперников. Но запомни вот что: никто не должен знать о нашей тайне! Твои сёстры будут хвалиться перед тобой своими мужьями. «А ты замужем за Змеем!», - будут говорить они тебе. Не отвечай им: «Мой муж не Змей, он царский сын». Не хвастайся мною. Если ты не послушаешься меня, то больше не увидишь меня никогда. Я обернусь чёрным облаком и исчезну из этого мира. Исчезнет и всё, что есть у нас: наш дворец, этот чудесный сад и все наши мраморные бассейны.

Едва Змей успел сказать последние слова, как в комнату вошла царица:

- Пойдём, доченька, посмотришь с нами турнир, - сказала она.

- Как же я пойду одна? я Не могу оставить моего мужа одного.

- А, ты о змее! Ему полезно побыть одному. Подумаешь: ненадолго останется в одиночестве. Неженка какая!

Змей ответил:

- Матушка, а почему вы не хотите и меня взять с собой? Я бы тоже хотел посмотреть состязания.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия