В Бурятии высекли в скале самого высокого Будду
В Бурятии высекли в скале самого высокого Будду

Самое большое изображение Будды в России высекли в Бурятии на горе Баян-хонгор возле села Баян-Гол в Хоринском районе. В азиатских странах это древняя традиция, в то время как в нашей стране ничего подобного не было, говорят священнослужители. Чем она важна для верующих буддистов, в материале ИА «Восток-Телеинформ».

Самый большой и древний в мире Будда, высеченный в скале, находится в китайской провинции Сичуань. Его высота составляет 71 метр, а возраст около 1200 лет. На строительство его ушло почти 90 лет. В Китае же расположена самая большая его статуя. В провинции Ханань находится 128-метровый монумент Будды Вайрочана - одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла после того, как в 2001 году талибы уничтожили две статуи Будды в Афганистане – возраст разрушенных святынь датировался шестым веком нашей эры.

В России ничего подобного до сих пор не было. Идея создания 33-метрового Будды еще 1 15 лет назад появилась у досточтимого буддийскому священнослужителю Еше Лодой Ринпоче после поездки на остров Ольхон. Как рассказал его ближайший ученик Тензин лама, на это учителя вдохновили «величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо». Однако тогда, по словам Ринпоче, время для этого было неподходящим.

1.jpg 

Бурятия священная

Воплотить идею в жизнь удалось только в 2016 году. А точнее, завершить трудоемкую работу по созданию самого высокого Будды в России. О том, чтобы он появился именно в Хоринском районе республики, не раз просили жители с. Баян-Гол, где год назад появилась метровая статуя Будды.

Однако, как признался Тензин лама, место определили не сразу. Рассматривали возможность установления такой статуи на Байкале, но сделать это там было бы сложно технически. Рассматривались в качестве вариантов и другие районы республики, но в итоге выбор пал на Хоринский.

- Однажды мы обратили внимание на скалу рядом с тем местом, где установили метрового Будду. Она идеально подходила по строению и размерам - общая высота ее порядка полусотни метров, - рассказал священнослужитель.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования, нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители помогали при строительстве. Образ Будды сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу – высекать полноценную статью или барельеф не стали. Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Будды, восседающего в позе лотоса и покрасили.

5.jpg 

Лицом к Москве

Изображение именно Будды Шакьямуни не случайно.

- Он высший нирманакая (одно из трёх тел Будды, высшая форма проявления Будды в обыденном мире), - говорит сам Еше Лодой Ринпоче. – Он родился в нашем мире, совершил 12 подвигов, в том числе повернул колесо учения. Пока его учение пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней и страданий. Поэтому мы решили, что наиболее благоприятным будет установить именно эту статую Будды.

Но польза от изображения не ограничится только этим, она принесет пользу Бурятии, России и всему миру, уверен Ринпоче. Обычно буддийские святыни возводят лицом на юг. Однако здесь Будду «развернули» лицом к западу, в сторону Москвы.

- В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны и всех живых существ, - отмечает Ринпоче.

Не случайна и высота изображения – 33 метра. В буддизме это число также имеет сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле – Траястримша - мир или собрание 33 богов, которое находится на вершине горы Сумеру. Она нередко упоминается в буддийских текстах, когда Будда восходит к тридцати трем богам. Или сами боги этого мира спускаются на землю для встречи с ним.

2.jpg 

Миллион цветов

На церемонию освящения прибыли более 1200 человек из разных районов республики и регионов России. Событие вызвало интерес и со стороны федеральных СМИ. Несмотря на то, что скала находится в девяти километрах от ближайшего населенного пункта высоко в горах, люди продолжали прибывать на место. Люди шли к Будде и после окончания церемонии освящения.

Обряд освящения провел сам Еше Лодой Ринпоче. У подножия самого высокого Будды он прочитал молебен, ламы сделали подношения рисом, а по окончании обряда с верхушки скалы были сброшены цветы. При этом, по словам организаторов, их было ровно миллион. Как пояснил Ринпоче, ритуал подношения такого количества цветов обязателен, так как изображение Будды огромных размеров - это добродетель, соответственно, чем больше и красивее подношение, тем больше у изображения будет накоплено добра.  

3.jpg 

Посмотреть на самое большое изображение Будды в Бурятию приехала паломница из Санкт- Петербурга, которая практикует буддизм уже более 20 лет, Евгения Демина.

- Это изображение дает покой и добро, щедрое отношение к людям. Любое внимание к учениям Будды сейчас очень важно для людей, и событие такого масштаба обращает внимание на вечные ценности, мы о них забываем, к сожалению. И люди, которые не знают или забывают, что говорил Будда, могут заинтересоваться буддизмом, - поделилась она. – Важно и то, что это изображение появилось именно в Бурятии, где люди испокон веков верят в буддизм. Здесь совпало все, место, время и само действие, поэтому я и приехала сюда издалека.

В местах, где появляются дацаны и ступы Будды, все приходит в гармонию, говорит Тензин лама. Прекращаются разные катаклизмы, в отношения между людьми приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев. Отметим, что в следующем году все верующие смогут накопить добродетель, оказав помощь в строительстве восьми ступ вокруг озера Могой рядом с Баян-Голом. Ожидается, что в субурганы заложат четыре тысячи статуэток разных будиийских божеств.

В давнее время, когда большие горы, которые вы теперь видите, были всего лишь холмами, а дремучий лес — низким кустарником, жил человек, имевший две юрты, две жены и единственного сына.

Богат и знатен был этот человек. Тучные табуны лошадей, множество верблюдов паслись на его лугах, а баранам он и счет потерял.

Летом и весной, осенью и зимой жил богач на одном месте, никуда не перекочевывая.

Вот однажды осенью погнал он свои табуны к реке на водопой. Подошли верблюды и лошади к воде, вдоль берега ходят, а не пьют. Удивился богач, подъехал к воде и ударил по ней укрюком. Смотрит, а за укрюк ухватилась толстая старуха, выскочила на берег и говорит:

— Да как ты посмел меня ударить?! Вот сейчас я тебя съем!

— Пощади меня! — взмолился богач. — Есть у меня восемнадцатилетний сын, ты лучше его съешь.

— А где я найду твоего сына? — спрашивает старуха.

— Завтра жди его там, где солнце восходит, — отвечает богач.

Отпустила старуха укрюк и говорит богачу:

— Смотри не обмани! Если вздумаешь плутовать — весь твой скот съем и тобою закушу.

На другой день, едва светать начало, собрал богач табуны, поймал восьминогого пего-рыжего коня и говорит сыну:

— Седлай коня и отправляйся туда, где солнце восходит. Присмотри там место для нового становища. Надумал я перекочевать.

Напился парень чаю, оседлал коня, сел и поехал. Не успел далеко отъехать, как говорит ему конь человеческим голосом:

— Нельзя тебе ехать туда, куда отец посылает. Ждет тебя на восходе солнца злая старуха, съесть тебя хочет.

— Но и не ехать нельзя, если отец посылает, — отвечает парень.

— А ты вот что сделай! — говорит конь. — Теперь старуха тебя дожидается, две золотые кости вверх кидает. Когда мы на рысях подъедем к ней, ты крикни: «Старуха, подкинь выше золотые кости!»

Парень так и сделал. Только доскакали до старухи, он и крикнул:

— Выше, выше подкинь золотые кости!

Подбросила старуха их повыше, поймал парень на лету золотые кости и был таков.

Схватила старуха свой большой нож и кинулась в погоню. Вот уже совсем нагнала парня, махнула ножом и отсекла у коня две ноги. Побежал конь на шести ногах, а старуха съела отсеченные ноги и опять за беглецами вдогонку пустилась. Не успели они далеко ускакать, как нагнала их старуха, взмахнула своим ножом и отсекла у коня две ноги. Побежал конь на четырех ногах, а старуха съела отсеченные ноги и в третий раз догнала беглецов. Отсекла у коня еще две ноги. Побежал конь на двух оставшихся ногах. Но старуха и в четвертый раз догнала беглецов, в четвертый раз махнула ножом и отсекла коню последние ноги. Тогда превратился конь в высокое толстое дерево, а парень на его верхушку влез.

Подбежала старуха, стала дерево ножом рубить. Рубила, рубила, целых два дня рубила, наконец дерево рухнуло. Обрадовалась старуха, схватила парня.

— Смотри, какой бойкий, смотри, какой прыткий! — говорит. — Плохо ты меня знаешь, если убежать вздумал! А ну пойдем со мной.

Шли они, шли и пришли в таежный распадок. Течет по распадку речка, а около речки соломенная юрта стоит. Вошла старуха в юрту, развела огонь и говорит парню:

— Поди в лес, принеси сырую ветку. Я из нее вертел сделаю, мясо буду жарить.

Посмотрел парень, мяса в юрте нигде нет, догадался, что старуха его самого жарить собралась. Пошел парень в лес — плачет, и палку не берет, и назад нейдет. Ходил, ходил, смотрит — перед ним красно-пестрый пороз возник и заговорил человеческим голосом:
Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика