В Бурятии высекли в скале самого высокого Будду
В Бурятии высекли в скале самого высокого Будду

Самое большое изображение Будды в России высекли в Бурятии на горе Баян-хонгор возле села Баян-Гол в Хоринском районе. В азиатских странах это древняя традиция, в то время как в нашей стране ничего подобного не было, говорят священнослужители. Чем она важна для верующих буддистов, в материале ИА «Восток-Телеинформ».

Самый большой и древний в мире Будда, высеченный в скале, находится в китайской провинции Сичуань. Его высота составляет 71 метр, а возраст около 1200 лет. На строительство его ушло почти 90 лет. В Китае же расположена самая большая его статуя. В провинции Ханань находится 128-метровый монумент Будды Вайрочана - одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла после того, как в 2001 году талибы уничтожили две статуи Будды в Афганистане – возраст разрушенных святынь датировался шестым веком нашей эры.

В России ничего подобного до сих пор не было. Идея создания 33-метрового Будды еще 1 15 лет назад появилась у досточтимого буддийскому священнослужителю Еше Лодой Ринпоче после поездки на остров Ольхон. Как рассказал его ближайший ученик Тензин лама, на это учителя вдохновили «величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо». Однако тогда, по словам Ринпоче, время для этого было неподходящим.

1.jpg 

Бурятия священная

Воплотить идею в жизнь удалось только в 2016 году. А точнее, завершить трудоемкую работу по созданию самого высокого Будды в России. О том, чтобы он появился именно в Хоринском районе республики, не раз просили жители с. Баян-Гол, где год назад появилась метровая статуя Будды.

Однако, как признался Тензин лама, место определили не сразу. Рассматривали возможность установления такой статуи на Байкале, но сделать это там было бы сложно технически. Рассматривались в качестве вариантов и другие районы республики, но в итоге выбор пал на Хоринский.

- Однажды мы обратили внимание на скалу рядом с тем местом, где установили метрового Будду. Она идеально подходила по строению и размерам - общая высота ее порядка полусотни метров, - рассказал священнослужитель.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования, нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители помогали при строительстве. Образ Будды сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу – высекать полноценную статью или барельеф не стали. Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Будды, восседающего в позе лотоса и покрасили.

5.jpg 

Лицом к Москве

Изображение именно Будды Шакьямуни не случайно.

- Он высший нирманакая (одно из трёх тел Будды, высшая форма проявления Будды в обыденном мире), - говорит сам Еше Лодой Ринпоче. – Он родился в нашем мире, совершил 12 подвигов, в том числе повернул колесо учения. Пока его учение пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней и страданий. Поэтому мы решили, что наиболее благоприятным будет установить именно эту статую Будды.

Но польза от изображения не ограничится только этим, она принесет пользу Бурятии, России и всему миру, уверен Ринпоче. Обычно буддийские святыни возводят лицом на юг. Однако здесь Будду «развернули» лицом к западу, в сторону Москвы.

- В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны и всех живых существ, - отмечает Ринпоче.

Не случайна и высота изображения – 33 метра. В буддизме это число также имеет сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле – Траястримша - мир или собрание 33 богов, которое находится на вершине горы Сумеру. Она нередко упоминается в буддийских текстах, когда Будда восходит к тридцати трем богам. Или сами боги этого мира спускаются на землю для встречи с ним.

2.jpg 

Миллион цветов

На церемонию освящения прибыли более 1200 человек из разных районов республики и регионов России. Событие вызвало интерес и со стороны федеральных СМИ. Несмотря на то, что скала находится в девяти километрах от ближайшего населенного пункта высоко в горах, люди продолжали прибывать на место. Люди шли к Будде и после окончания церемонии освящения.

Обряд освящения провел сам Еше Лодой Ринпоче. У подножия самого высокого Будды он прочитал молебен, ламы сделали подношения рисом, а по окончании обряда с верхушки скалы были сброшены цветы. При этом, по словам организаторов, их было ровно миллион. Как пояснил Ринпоче, ритуал подношения такого количества цветов обязателен, так как изображение Будды огромных размеров - это добродетель, соответственно, чем больше и красивее подношение, тем больше у изображения будет накоплено добра.  

3.jpg 

Посмотреть на самое большое изображение Будды в Бурятию приехала паломница из Санкт- Петербурга, которая практикует буддизм уже более 20 лет, Евгения Демина.

- Это изображение дает покой и добро, щедрое отношение к людям. Любое внимание к учениям Будды сейчас очень важно для людей, и событие такого масштаба обращает внимание на вечные ценности, мы о них забываем, к сожалению. И люди, которые не знают или забывают, что говорил Будда, могут заинтересоваться буддизмом, - поделилась она. – Важно и то, что это изображение появилось именно в Бурятии, где люди испокон веков верят в буддизм. Здесь совпало все, место, время и само действие, поэтому я и приехала сюда издалека.

В местах, где появляются дацаны и ступы Будды, все приходит в гармонию, говорит Тензин лама. Прекращаются разные катаклизмы, в отношения между людьми приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев. Отметим, что в следующем году все верующие смогут накопить добродетель, оказав помощь в строительстве восьми ступ вокруг озера Могой рядом с Баян-Голом. Ожидается, что в субурганы заложат четыре тысячи статуэток разных будиийских божеств.

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.

Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял.

Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами. Стал Алёша коня седлать, стал приговаривать: - Служи мне верно, богатырский конь. Не оставь меня ни мёртвым, ни раненым серым волкам на растерзание, чёрным воронам на расклевание, врагам на поругание! Где б мы ни были, домой привези! Обрядил он своего коня по-княжески. Седло черкасское, подпруга шелковая, узда золочёная.

Позвал Алёша с собой любимого друга Екима Ивановича и поутру в субботу из дому выехал искать себе богатырской славы. Вот едут верные друзья плечо в плечо, стремя в стремя, по сторонам поглядывают. Никого в степи не видно-ни богатыря, с кем бы силой помериться, ни зверя, чтоб поохотиться. Раскинулась под солнцем русская степь без конца, без края, и шороха в ней не слыхать, в небе птицы не видать. Вдруг видит Алёша - лежит на кургане камень, а на камне что-то написано. Говорит Алёша Екиму Ивановичу:

- Ну-ка, Екимушка, прочитай, что на камне написано. Ты хорошо грамотный, а я грамоте не обучен и читать не могу. Соскочил Еким с коня, стал на камне надпись разбирать:

- Вот, Алёшенька, что на камне написано: правая дорога ведёт к Чернигову, левая дорога в Киев, к князю Владимиру, а прямо дорога - к синему морю, к тихим заводям.

- Куда же нам, Еким, путь держать?

- К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачницы хорошие. Съешь один калач - другой захочется, съешь другой - на перину завалишься, не сыскать нам там богатырской славы. А поедем мы к князю Владимиру, может, он нас в свою дружину возьмёт.

- Ну, так завернём, Еким, на левый путь.

Завернули молодцы коней и поехали по дороге к Киеву. Доехали они до берега Сафат-реки, поставили белый шатёр. Алёша с коня соскочил, в шатёр вошёл, лёг на зелёную траву и заснул крепким сном. А Еким коней расседлал, напоил, прогулял, стреножил и в луга пустил, только тогда отдыхать пошёл.

Утром-светом проснулся Алёша, росой умылся, белым полотенцем вытерся, стал кудри расчёсывать. А Еким вскочил, за конями сходил, попоил их, овсом покормил заседлал и своего и Алёшиного. Снова молодцы в путь пустились. Едут-едут, вдруг видят - среди степи идёт старичок. Нищий странник - калика перехожая. На нём лапти из семи шелков сплетённые, на нём шуба соболиная, шапка греческая, а в руках дубинка дорожная. Увидал он молодцов, загородил им путь:

- Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Сафат-реку. Стал там станам злой враг Тугарин, Змея сы.н. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь - как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туда, молодцы!

Екимушка на Алёшу поглядывает, а Алёша распалился, разгневался:

- Чтобы я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью. Братец мой, дорожный странничек, дай ты мне на время твоё платье, возьми мои богатырские доспехи, помоги мне с Тугарином справиться.

- Ладно, бери, да смотри, чтобы беды не было: он тебя в один глоток проглотить может.

- Ничего, как-нибудь справимся! Надел Алёша цветное платье и пошёл пешком к Сафат-реке. Идёт. на дубинку опирается, прихрамывает...

Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись, Алёша еле жив стоит, ноги у него подкашиваются.

- Гей, - кричит Тугарин, - гей, странничек, не видал ли ты Алё-шу Поповича? Мне бы хотелось его найти, да копьём поколоть, да огнём пожечь.

А Алёша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел, застонал и отвечает стариковским голосом:

- Ох-ох-ох, не гневись на меня, Тугарин Змеевич! Я от старости оглох, ничего не слышу, что ты мне приказываешь. Подъезжай ко мне поближе, к убогому. Подъехал Тугарин к Алёше, наклонился с седла, хотел ему в ухо гаркнуть, а Алеша ловок, увёртлив был, - как хватит его дубинкой между глаз, - так Тугарин без памяти на землю пал.

Снял с него Алёша дорогое платье, самоцветами расшитое, не дешевое платье, ценой в сто тысяч, на себя надел. Самого Тугарина к седлу приторочил и поехал обратно к своим друзьям. А так Еким Иванович сам не свой, рвётся Алёше помочь, да нельзя в богатырское дело вмешиваться, Алёшиной славе мешать Вдруг видит Еким - скачет конь что лютый зверь, на нём в дорогом платье Тугарин сидит. Разгневался Еким, бросил наотмашь свою палицу в тридцать пудов прямо в грудь Алёше Поповичу. Свалился Алёша замертво. А Еким кинжал вытащил, бросился к упавшему, хочет добить Тугарина... И вдруг видит- перед ним Алёша лежит...

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика