Энэ жэлдэ Гомбожаб Цыденжаповай нэрэмжэтэ Буряадай оперо болон баледэй академическэ театр 80 жэлэйнгээ ойн баяр тэмдэглэбэ. Зуун жэл шахуу саг соо олон хубилалтануудые дабажа гараа. Хүгжэмэй театр хүгжэмтэ драмын жанрhаа эхилээд, үндэhэтэнэй оперо болон балет табидаг театр болотороо хүгжөө. Театрай байшан барилга баhашье хүнгэн бэшэ байгаа.
1948 ондо Буряад-Монголой хүгжэмтэ-драмын театр хоёр театр боложо хубаараа: хүгжэмэй театр ба Буряад драмын театр. 1949 ондо театр Буряадай оперо болон баледэй театр гэжэ нэрэтэй болоо. Театр барилгын проект 1936 ондо баталагдаhан байгаа, харин барилга Эсэгэ Ороноо хамгаалгын Агууехэ дайн эхилжэ, тогтоогдоhон байна. Дайнай hүүлээр байшанай hуури табилга ба 1-дэхи дабхар барилга плендэ абтаhан япон сэрэгшэд бүтээгээ. Тэдэниие зорюута Сэлэнгын хүүргэ барилгаhаа абажа, иишэнь асарhан байна.
5 жэлэй хугасаа соо hэльбэн шэнэлэгдэhэнэй hүүлдэ 2011 ондо театрта шэнэ байдал эхилээ. Театрай газаа талаhаа ехээр хубилаагүй – Сталинай үеын архитектура ба буряад угалзанууд орхигдоо.
Улаан- Үдэдэ гансал энэ театр байшанайнгаа досоохииень харуулха гэжэ харагшадаа уридаг.Хайшан гэжэ hайхан бүтээлнүүд табигданаб, хаана оркестр hуунаб, тайзанай саана, доронь ямар таhалганууд бии гээшэб гэжэ танилсуулдаг. Хэдэн олон цехүүд соо хубсаhа оёдог, декораци бэлдэдэг. Театртай танилсалгын үедэ хэн геройнудай хубсаhа оёноб, хэн тайзанаа бэлдэнэб гэжэ харадаг. Эндэ ганса артистнуудые мэдэхэ болоно бэшэ, харин хүшэгын саана хүдэлдэг ажалшадтай танилсана.
Мүнөө Буряадай оперо болон баледэй театр манай хотын танилсалгын нюур болоно.
В этом году Бурятский театр оперы и балета имени Гомбожапа Цыденжапова отпраздновал своё 80-летие. За почти вековую историю театр пережил много падений и взлётов: музыкальный театр прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов, при этом путь строительства здания театра оказался также не легким.
В начале 1930-х годов, на волне открытия классических театров в национальных республиках СССР, будущий первый директор театра Гомбожап Цыдынжапов добился строительства театра такого масштаба, какого не знали другие города Сибири и Дальнего Востока. Сам театр был образован в 1948 году после разделения существовавшего с 1939 года Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра на два театра - музыкальный театр и театр Бурятской драмы. В 1949 году театр получил свое нынешнее название - Бурятский театр оперы и балета.
В 1934 году архитектором А.Н. Федоровым был разработан первый проект, который, однако, не был утвержден. Автору, от имени которого по неизвестной причине сохранились только инициалы, посоветовали отразить местные национально-художественные традиции. В 1936 году новый проект архитектора был утвержден Всесоюзным комитетом по делам искусств. Но продолжить строительство помешала война. Только к концу 1945 года был одобрен окончательный вариант, и строительные работы затянулись еще на шесть лет.
После войны расчисткой заброшенного котлована, возведением фундамента и первого этажа здания занимались военнопленные японцы, бригада которых была специально переброшена со строительства моста на Левом берегу.
В 1948 году японцы были репатриированы на родину. А в 1950 году умер Федоров. Работа над проектом театра в Улан-Удэ стала одним из его последних творений. Строительство завершилось под руководством архитектора Калинина, и это сказалось на здании.
Лучшие мастера Бурятии, японские военнопленные, молодежь со всех крупных строек города трудились в несколько смен. Росписи плафона зрительного зала выполняли художники Рублёв и Иорданский. Работы велись в сжатые сроки и обошлись государству в 5 миллионов рублей. Открытие театра состоялось 1 мая 1952 года, а с 7 ноября театр начал давать спектакли.
В годы Великой Отечественной войны, когда все силы были брошены на борьбу с фашизмом, театр не остался в стороне - коллектив создал несколько концертных бригад, которые выступали в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Зимой 1943 года концертная бригада под руководством Гомбожапа Цыдынжапова провела более 60-ти концертов в частях Белорусского фронта. В 1943 году театр поставил свой первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Евгений Онегин».
В 1959 году в Москве состоялась вторая декада бурятского искусства. Тогда зрители наслаждались оперой «Побратимы» Аюшеева, увидели балет «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бау Ямпилова, который в 1973 году удостоился Государственной премии РСФСР имени Глинки.
Новую жизнь театр получил после пятилетней реконструкции в 2011 году, однако основные черты театра остались неизменными - сталинская архитектура в совокупности с бурятскими мотивами.
2019 год ознаменовал 80-ый юбилейный сезон театра. Сейчас на цене оперного артисты театра воплощают множество постановок, как новые, например, «Бурятские сказки и легенды» так и уже давно полюбившиеся зрителю. Среди них: «Красавица Ангара», «Лебединое озеро», «Кармен», «Чио-Чио-Сан», «Тысяча и одна ночь» и многие другие. Но помимо величайших произведений любопытному зрителю сотрудники театра предлагают посмотреть и мир закулисья.
Театр оперы и балета единственный в Улан-Удэ кто приглашает зрителей посмотреть, как устроен театр изнутри, как создаются шедевры, увидеть оркестровую яму, помещения за сценой и под сценой, художественные мастерские, а также разные цеха — декорационный, пошивочный, бутафорский. Во время прогулки по театру посетителям предлагают узнать, как и кем создаются театральные костюмы и декорации, и увидеть не только артистов театра вблизи, но и сотрудников, чьи имена так и остаются за кулисами.
Сегодня Бурятский театр оперы и балета является визитной карточкой города. Каждый турист приезжая в республику с восхищением смотрит на него со стороны и с огромным желанием идёт изучать его культуру изнутри. А жители Бурятии с удовольствием ходят на все постановки театра.
Давным-давно это было. С тех пор прошло лет пятьсот да ещё сто.
Старые пряхи да люди бывалые эту историю длинными вечерами рассказывали, а что в ней быль, что небыль, теперь и не угадаешь.
Начнём рассказ сначала, а если в нём и лишнее что — шутки и небылицы, забудьте их поскорее, коли вам с ними расстаться не жалко.
В ту давнюю пору в одном селе жил вдвоём со старушкой матерью один парень по имени Бартоломей, но все его Бартеком звали.
Мать Бартека с утра до вечера на поле спину гнула, а Бартек ей помогал. Только не лежала у него душа к работе.
И вот однажды он матери и говорит:
— Нет от этой работы ни проку, ни радости. Пойду-ка я отсюда в дальние края, на людей погляжу, себя покажу, попытаю удачи. Кто знает, может, и повезёт мне. Глядишь, денежки в кошельке заведутся и заживём мы с вами на славу.
— Да куда же ты пойдёшь, сыночек? — встревожилась мать.
— Мир велик, что-нибудь да придумаю.
Пошла старушка сыну ужин стряпать, потому что дело к вечеру близилось.
А сын на пороге избы стоит да на дорогу поглядывает.
Дорога эта в столичный город Краков вела, и народу по ней шло видимо-невидимо.
Стоит Бартек, задумался, всё на дорогу глядит и вдруг видит — идут мимо парни с узелками да с котомками.
— Куда путь держите? — спрашивает Бартек.
— В Краков идём, в Краков! В университет, учиться!
Пригляделся к ним Бартек повнимательней — у каждого книги в руках, у одного ремнями перетянутые, у другого двумя дощечками закреплены, у третьего просто так, под мышкой.
— А много ли надо трудиться, чтобы науки одолеть? — спрашивает Бартек.
— Ох, много! — отвечают.— С утра до поздней ночи! Да и жизнь у бедного студента нелёгкая.
Задумался Бартек. По правде говоря, трудиться он не любил, всегда норовил от работы увильнуть.
А студенты между тем прошли мимо. Затихли их голоса и весёлые песни, только облачко пыли осталось.
«Что поделаешь,— думал Бартек,— от работы мне, видно, так и так не отвертеться. Но всё равно в городе легче путь к золотым монетам найти».
— А ну-ка, матушка! — крикнул он старушке.— Приготовьте мне узелок с бельём да пару грошей на дорогу. Пойду и я в Краков ума набираться. Может, научусь порошки и мази готовить. Больных людей исцелю да и сам в накладе не останусь.
Любила мать своего Бартека.
«Пусть идёт,— думает.— Парень он молодой, смышлёный, ленив, правда, и покрасоваться любит, но зато добрый и обходительный. Кто знает, может, и ему повезёт».
Собрала мать Бартеку узелок с бельишком, дала на дорогу ломоть хлеба, кусок сала, обняла на прощание и заплакала.
И отправился Бартек в путь-дорогу. Узелок свой на палке через плечо перекинул, идёт посвистывает, словно дрозд.
Людная была дорога. Шли по ней студенты, такие же бедняки, как и он. Шли и весело распевали свои песни. А в каретах да верхом ехал народ побогаче, тоже студенты, только дети богатых вельмож.
Были они в модных бархатных плащах, а у многих на позолоченных поясах кинжальчики поблёскивали.
— Эй, вы! — кричали им пешеходы вдогонку.— Зачем вам кинжалы — с грамматикой воевать?
Смотрел Бартек на этих разодетых господ и думал: «Всё-то у них есть: и кони, и кареты, и монеты золотые. Матери их в богатых дворцах да замках выступают как павы, пышными юбками шелестят.
А тебя, матушка, работа в три погибели согнула. Ну ничего, будешь и ты у меня жить в достатке!»
Так незаметно вместе со всеми дошёл Бартек до городских ворот.
Темень вокруг — хоть глаз выколи. А на городской площади трубач подаёт из окошка Мариацкой башни вечерний сигнал, возвещает, что ещё один час прошёл и время позднее. Но вот последний звук трубы ушёл в небо, ударился о звёзды, разлетелся, превращаясь в брызги, и затих.
Но уже через мгновение послышались голоса входивших в город студентов.
Кто спешил на ночёвку к родне, кто — в университет. А Бартек шёл, расспрашивал да прикидывал, где ночлег дешевле, сколько грошей отложить на подати, сколько на ужин.
Вдруг из приоткрытых дверей харчевни послышались звуки лютни и весёлые голоса. Доносился оттуда и вкусный запах жаркого.
— Эй, братцы, не зайти ли нам выпить по кружке подогретого пива? — сказал кто-то.
— Пошли! — обрадовался Бартек.
У него давно живот от голода подвело.
— Пошли! — отозвались студенты.
Толкнули дверь и гурьбой ввалились в харчевню.
Посреди её стоял большой некрашеный стол, а за столом на лавках сидели гости. В глубине харчевни в сложенном из кирпича очаге пылал огонь. Прямо над огнём жарился большой кусок мяса, с которого стекал жир.
А у очага на табурете дремал человек в чёрном длиннополом одеянии — то ли лекарь, то ли алхимик какой.
Он громко храпел, раскачиваясь, да так, что пряди его длинных, до плеч, волос подрагивали.
Студенты сунули свои торбы и узелки под стол и давай подзывать к себе хозяина, требуя еды и питья. А вот появился и он. В руках у него был поднос, уставленный мисками и кружками. Бартек ел да пил за двоих, слушал рассказы студентов об ученье, о нелёгкой их жизни и с любопытством поглядывал на дремавшего возле очага господина.
— Кто это тут у очага спит? — спросил он у трактирщика.
— Доктор Медикус,— отвечал хозяин.— Пива выпил чуть не целую бочку, вот и дремлет у печки, словно шмель на цветке.
— Доктор? Медикус? — переспросил Бартек. Теперь он и вовсе не сводил глаз с господина.
Доктор был добродушный с виду, румяный да круглый. Вытянув ноги в туфлях с длинными узкими носками, Медикус спал словно малое дитя.
«Хорошо бы,— подумал Бартек,— поступить к этому доктору в услужение, всё легче, чем в Краковском университете учиться».
— Спит наш Медикус и горя не знает,— заметил хозяин,— а мне харчевню закрывать пора. Уже десять пробило. Того гляди, стражники нагрянут. Начнут алебардами в дверь стучать — спать, мол, пора.
— Послушайте, хозяин,— сказал Бартек.— Нужно бы доктора домой проводить. Ноги-то его после пива не держат, а краковские мостовые из булыжника. Я могу его отвести.
— Проводи, парень, проводи! — обрадовался хозяин.— Меня выручишь и ему услугу окажешь.
— А далеко ли идти-то?
— Да нет. Направо за угол свернёшь, а там и докторский дом рядом. По резным дверям его узнаешь. Не дом, а дворец! Ловкач наш доктор, да ещё какой! Дела у него хорошо идут.
— Вы только разбудите его, хозяин, а уж я отведу. Подошёл хозяин к доктору и тихонько за плечи потряс.
— Проснитесь, доктор, домой пора!
— В чём дело? Что такое? — рассердился доктор, открывая глаза.— Пожар? Горим?
— Да нет, слава богу, не горит наш Краков, целёхонек. Да только поздно уже.
Встал было доктор на ноги, да пошатнулся. А Бартек тут как тут, схватил его в охапку и поддержал.
— Кто этот любезный молодой человек, что меня поддерживает? — спрашивает доктор.
— Это я, Бартек! Обопритесь на меня, пан доктор. Я вам помогу.
— Спасибо, спасибо! Ты, я вижу, славный малый.
— Пустяки, доктор! Вы лучше под ноги глядите, не то о булыжники споткнётесь. Вот так, сюда. Хоп!
— Спасибо, спасибо, голубчик! Как мне отблагодарить тебя за услугу?
— Возьмите меня к себе в ученики, доктор. А я вам верой и правдой служить буду.
Вот так наш Бартек, проводив доктора до дому, у него и остался. Дом у Медикуса был полная чаша. Бартеку это понравилось, а ещё больше по вкусу ему пришлось, что больные за лечение золотыми монетами платят.
Приглядывался он к тому, как доктор больных лечит, какими травами их окуривает, какие ставит компрессы и примочки. Кое-чему у него научился, но больше всего разным мудрёным словам, сам их толком не понимая.
В те давние времена, лет эдак пятьсот да ещё сто назад, среди врачей немало шарлатанов и недоучек встречалось. И чего только люди не принимали: порошки из сушёных лягушек глотали, кирпич толчёный жевали, керосин пили — и живы были. Видно, крепкий тогда был народ.
Бартек вместе с доктором Медикусом кирпич толок, больных травяным дымом окуривал. Узнал кое-что и полезное, стал немного в травах разбираться, кое-какие мази составлял. Да ещё по вечерам Медикуса из харчевни домой приводил. А доктору только того и надо было.
Так прошло года два. И вот однажды вызвали доктора к какому-то важному вельможе. Вывел Бартек из конюшни кобылу, оседлал её, доктор надел свой самый лучший наряд, вынес целый мешок порошков, банку с пиявками, бутыль с касторкой и говорит:
— Слушай, Бартек. Еду я лечить одного обжору. Холодной гусятины объелся и теперь продохнуть не может. Долгое это будет лечение. А ты оставайся здесь без меня, кто придёт — прими.
Бартек с вежливым поклоном спрашивает:
— А золотые за лечение чьи будут? Мои или ваши?
— Твои! Твои! — сказал доктор. Полы своего одеяния подобрал, на кобылу влез, едет, а бутыль с касторкой и мешок с порошками, в такт раскачиваясь, бьют по бокам кобылы.
Едет доктор с важной миной По равнинам, по долинам, По холмам да по пригоркам, У него бутыль с касторкой, Порошки, припарки, зелья Для здоровья, для веселья.
Как только доктор отъехал от дома, Бартек тотчас же его комнату-приёмную подмёл, чёрное одеяние надел, в окно выглядывает, больных поджидает.
Видит — идёт к нему бургомистр. На сквозняке его продуло, и теперь в ухе стреляет. Заглянул Бартек больному в ухо, крякнул и с важным видом говорит:
— Ухос стрелянтис продувантис.
— Что, что? — спрашивает бургомистр.
— Это я по-учёному говорю,— отвечает Бартек.
Взял он в руки кузнечный мех, самый маленький, какой в хозяйстве был, приложил бургомистру к уху да так дунул, что у того искры из глаз посыпались. Ухо первыми попавшимися травами со всех сторон обложил, голову платком обмотал и говорит:
— В полнолуние дома сидите, на левом боку спите, примочки на ухо кладите.
— А поможет? — спрашивает бургомистр.
— Как рукой снимет,— важно отвечает Бартек.
— Спасибо, доктор, спасибо. Сколько я за лечение должен?
— За лечение — золотой. А за лекарства из моей аптечки — ещё один.
Заплатил бургомистр Бартеку два золотых и с кряхтением и стонами поплёлся домой. А вслед за ним тётка местного судьи пожаловала.
Грусть и страдания да сердечные недомогания её замучили.
— Избегайте людей, которые вам перечат,— говорит ей Бартек, а сам улыбку прячет. Весь город знал, какая это вздорная старуха. Вечно скандалы да ссоры с домочадцами затевала.
Тётка от радости даже в ладоши захлопала. Понравился ей этот совет.
— А полезно ли мне для здоровья будет из города в деревню уехать?
— Уезжайте, почтеннейшая, и чем скорее, тем лучше. На утренней и вечерней зорьке по лесам и лугам гуляйте. Цветочки нюхайте. А я вам травку дам. Флорес-уморес.
— Флорес?
— Да-да. Флорес-уморес.
Достал Бартек из докторской аптечки горсть чемерицы, горсть горчицы да хорошую щепотку перца добавил.
«Ну,— думает,— начнёт чихать старуха, вся дурь из головы вылетит».
Аккуратно запаковал «лекарства» и подаёт.
— А что с этим делать? — спрашивает тётка.— Заваривать, пить?
— Лучше всего нюхать. Три раза в день. Поблагодарила больная Бартека, он ей вежливо улыбнулся напоследок, старуха дала ему золотой.
Вслед за ней пришла к нему крестьянка прямо с краковского рынка. У неё Бартек денег не взял, уж больно она на матушку его была похожа. Но она даром лечиться не хотела, дала ему гуся.
Так и лечил наш Бартек больных по науке доктора Медикуса и просто наугад, а главное — всё это вежливым обхождением скрашивал. И дело шло. Золотые монеты Бартек в сундук складывал, каждый день на обед утку или курятину ел. Порозовел, округлился.
Недельки через две-три, холодную гусятину из больного выгнав, возвратился домой доктор Медикус.
— Как дела, Бартек? — спрашивает.— Наверное, неплохо! Вон какой ты стал круглый да гладкий.
А Бартек вместо ответа на сундук с золотыми монетами показывает.
— Ну, коли так,— говорит Медикус,— значит, пришла пора нам расстаться. Двум докторам здесь делать нечего.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.