Буряадай оперо болон баледэй академическэ театр: Улаан-Үдэ хотын танилсалгын нюур
Буряадай оперо болон баледэй академическэ театр: Улаан-Үдэ хотын танилсалгын нюур

Энэ жэлдэ Гомбожаб Цыденжаповай нэрэмжэтэ  Буряадай оперо болон баледэй академическэ театр  80 жэлэйнгээ ойн баяр тэмдэглэбэ. Зуун жэл шахуу саг соо олон хубилалтануудые дабажа гараа. Хүгжэмэй театр хүгжэмтэ драмын жанрhаа эхилээд, үндэhэтэнэй оперо болон балет табидаг театр болотороо хүгжөө.  Театрай байшан барилга баhашье хүнгэн бэшэ байгаа.

1948 ондо Буряад-Монголой  хүгжэмтэ-драмын  театр хоёр театр боложо хубаараа: хүгжэмэй театр ба Буряад драмын театр. 1949 ондо театр Буряадай оперо болон баледэй театр гэжэ нэрэтэй болоо. Театр барилгын проект 1936 ондо баталагдаhан байгаа, харин барилга Эсэгэ Ороноо хамгаалгын Агууехэ дайн эхилжэ,  тогтоогдоhон байна.  Дайнай hүүлээр байшанай  hуури табилга ба 1-дэхи дабхар барилга  плендэ абтаhан япон сэрэгшэд бүтээгээ. Тэдэниие зорюута Сэлэнгын хүүргэ барилгаhаа абажа, иишэнь асарhан байна.

5 жэлэй хугасаа соо hэльбэн шэнэлэгдэhэнэй hүүлдэ 2011 ондо театрта шэнэ байдал эхилээ. Театрай газаа талаhаа ехээр хубилаагүй – Сталинай үеын архитектура ба буряад угалзанууд орхигдоо.

Улаан- Үдэдэ гансал энэ театр байшанайнгаа досоохииень харуулха гэжэ харагшадаа  уридаг.Хайшан гэжэ  hайхан бүтээлнүүд  табигданаб, хаана оркестр hуунаб, тайзанай саана, доронь  ямар таhалганууд бии гээшэб гэжэ танилсуулдаг. Хэдэн олон цехүүд соо хубсаhа оёдог, декораци бэлдэдэг. Театртай  танилсалгын үедэ хэн геройнудай  хубсаhа оёноб, хэн тайзанаа бэлдэнэб гэжэ харадаг. Эндэ ганса артистнуудые мэдэхэ болоно бэшэ, харин хүшэгын саана хүдэлдэг ажалшадтай танилсана.

 Мүнөө Буряадай оперо болон баледэй театр  манай хотын танилсалгын нюур болоно.

бурятский язык изучение.jpg

В этом году Бурятский театр оперы и балета имени Гомбожапа Цыденжапова отпраздновал своё 80-летие. За почти вековую историю театр пережил много падений и взлётов: музыкальный театр прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов, при этом путь строительства здания театра оказался также не легким.

В начале 1930-х годов, на волне открытия классических театров в национальных республиках СССР, будущий первый директор театра Гомбожап Цыдынжапов добился строительства театра такого масштаба, какого не знали другие города Сибири и Дальнего Востока. Сам театр был образован в 1948 году после разделения существовавшего с 1939 года Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра на два театра - музыкальный театр и театр Бурятской драмы. В 1949 году театр получил свое нынешнее название - Бурятский театр оперы и балета.

В 1934 году архитектором А.Н. Федоровым был разработан первый проект, который, однако, не был утвержден. Автору, от имени которого по неизвестной причине сохранились только инициалы, посоветовали отразить местные национально-художественные традиции.  В 1936 году новый проект архитектора был утвержден Всесоюзным комитетом по делам искусств. Но продолжить строительство помешала война. Только к концу 1945 года был одобрен окончательный вариант, и строительные работы затянулись еще на шесть лет. 

После войны расчисткой заброшенного котлована, возведением фундамента и первого этажа здания занимались военнопленные японцы, бригада которых была специально переброшена со строительства моста на Левом берегу. 

В 1948 году японцы были репатриированы на родину. А в 1950 году умер Федоров. Работа над проектом театра в Улан-Удэ стала одним из его последних творений. Строительство завершилось под руководством архитектора Калинина, и это сказалось на здании.

Лучшие мастера Бурятии, японские военнопленные, молодежь со всех крупных строек города трудились в несколько смен. Росписи плафона зрительного зала выполняли художники Рублёв и Иорданский. Работы велись в сжатые сроки и обошлись государству в 5 миллионов рублей. Открытие театра состоялось 1 мая 1952 года, а с 7 ноября театр начал давать спектакли.

В годы Великой Отечественной войны, когда все силы были брошены на борьбу с фашизмом, театр не остался в стороне - коллектив создал несколько концертных бригад, которые выступали в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Зимой 1943 года концертная бригада под руководством Гомбожапа Цыдынжапова провела более 60-ти концертов в частях Белорусского фронта. В 1943 году театр поставил свой первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» и оперу «Евгений Онегин».

В 1959 году в Москве состоялась вторая декада бурятского искусства. Тогда зрители наслаждались оперой «Побратимы» Аюшеева, увидели балет «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бау Ямпилова, который в 1973 году удостоился Государственной премии РСФСР имени Глинки.

Новую жизнь театр получил после пятилетней реконструкции в 2011 году, однако основные черты театра остались неизменными - сталинская архитектура в совокупности с бурятскими мотивами.

2019 год ознаменовал 80-ый юбилейный сезон театра. Сейчас на цене оперного артисты театра воплощают множество постановок, как новые, например, «Бурятские сказки и легенды» так и уже давно полюбившиеся зрителю. Среди них: «Красавица Ангара», «Лебединое озеро», «Кармен», «Чио-Чио-Сан», «Тысяча и одна ночь» и многие другие. Но помимо величайших произведений любопытному зрителю сотрудники театра предлагают посмотреть и мир закулисья.

Театр оперы и балета единственный в Улан-Удэ кто приглашает зрителей посмотреть, как устроен театр изнутри, как создаются шедевры, увидеть оркестровую яму, помещения за сценой и под сценой, художественные мастерские, а также разные цеха — декорационный, пошивочный, бутафорский. Во время прогулки по театру посетителям предлагают узнать, как и кем создаются театральные костюмы и декорации, и увидеть не только артистов театра вблизи, но и сотрудников, чьи имена так и остаются за кулисами.

Сегодня Бурятский театр оперы и балета является визитной карточкой города. Каждый турист приезжая в республику с восхищением смотрит на него со стороны и с огромным желанием идёт изучать его культуру изнутри. А жители Бурятии с удовольствием ходят на все постановки театра.

В старые прежние времена, когда соседнее озеро было еще болотом, а гуран — инзагашкой; когда снега были неглубокими, а ковыли — зелеными, — жил на свете паренек, по имени Булот-хурэ.

Пошел он однажды на охоту, выследил косулю и выстрелил в нее из лука. Споткнулась косуля, ударилась оземь на полном скаку и обернулась белой лебедью. Подхватила она клювом пущенную в нее стрелу и со словами: «Если ты настоящий молодец, то найдешь меня и на краю света!» — улетела прочь.

Запрокинув голову, рассмеялся Булот-хурэ, обрадованный такой встречей; уронив голову на грудь, заплакал он, опечаленный быстрой разлукой.

Воротился паренек домой, рассказал отцу с матерью о случившемся и просил отпустить его на поиски белой лебеди.

Не сразу согласился отец, стал отговаривать сына. «Кости твои пока что хрящеваты, — говорит. — Кровь твоя водяниста».

Выпустил Булот-хурэ своего коня Бурул-Цохура на волю, чтобы копыта затвердели, а мать свою попросил починить одежду. Сам тоже не стал сидеть сложа руки, отправился на охоту: дичины добыть да мяса насушить в дальнюю дорогу.

Вот округлились копыта у Бурул-Цохура, стали тверже камня, и тогда вычесал хозяин своего коня железным скребком, оседлал сандаловым седлом и отправился прямиком на восток.

Едет он себе да едет. По кукушкиному кукованью лето узнает, по сорочьему стрекоту — зиму. Однажды закружил над его головой ворон и прокричал: «Взойди на высокую гору, где живут три слепых отшельника, спроси у них о своей судьбе!»

Послушался Булот-хурэ ворона, взошел на гору, отыскал ветхую юрту трех слепых отшельников, три дня молился у входа в жилище и только потом переступил порог. Рассказал им паренек о себе, рассказал о том, куда путь держит. Открыли перед ним отшельники вещую книгу судеб, в которой было сказано: «Невеста молодца Булот-хурэ живет на расстоянии восьмидесяти лет пути в северную сторону». Благословили отшельники паренька, и отправился он дальше на своем верном коне Бурул-Цохуре, одолевая расстояние в десять лет пути за пять месяцев, расстояние в восемьдесят лет пути — за четыре года.

Вот увидел Булот-хурэ посреди долины белую юрту, соскочил с коня, привязал его к коновязи, а сам в юрту вошел. Видит — старик со старухой сидят и чай пьют. Не сказав ни слова, прошел гость к хоймору, уселся поудобнее и закурил трубку.

Молчат старики, искоса поглядывая на гостя; молчит и гость, подумывая про себя: «Что это за хозяева, даже чаю не подадут?» Докурил он трубку и вышел потихоньку из юрты. Старик тоже вышел вслед за гостем, догнал его и спрашивает:

— Чей ты будешь, паренек, и куда путь держишь? Разве тебя не учили здороваться, входя в чужой дом?

— Прости, старик, — спохватился Булот-хурэ. — Совсем я потерял голову от беспрестанной скачки, от неусыпных забот и поисков.

— Кого же ты, паренек, ищешь?

— Ищу я белую лебедь, — отвечает Булот-хурэ. — Унесла она мою стрелу, а вместе с нею — мой покой и сон.

— Эта лебедь — моя внучка, звать ее Абахай-дангина, — молвил старик и научил паренька, как ее добыть.

Вот подъехал Булот-хурэ ко дворцу, где его суженая живет, превратил Бурул-Цохура в шелудивого жеребенка, а сам сопливым мальчонкой обернулся. Пошел он берегом реки, ведя жеребенка в поводу, и увидел золотой мост, а по нему ханские дочери бегают. Захотелось пареньку поиграть с ними. Взбежал он на мост, кинулся за девицами вдогонку, да не по нраву им пришелся. Скинули они сопливого мальчонку с моста и дальше побежали. Пошел паренек дальше. Видит — на серебряном мосту дочери высоких сановников играют. Взбежал было на мост, но и с серебряного моста его скинули. Утер он нос рукавом и отправился дальше. Дошел до железного моста, на котором дочери нойонов хороводы водили. Вот уже на самую середину моста взошел, но увидали его дочери нойонов и скинули в холодную воду. Еле выбрался паренек на берег, обсушился, осмотрелся и пошел прямиком во дворец.

Увидала его Абахай-дангина, поняла, кто под неприглядным обликом скрывается, но виду не подала, только приказала слугам накормить голодранца. Налили ему слуги сыворотку в собачью плошку, а сами толкуют между собой: «Хан-батюшка назначил три испытания молодцам, желающим взять в жены его дочь Абахай-дангину. Пойдем поглядим, кто победит». Побежали слуги на зеленую поляну посмотреть на женихов ханской дочери. Отправился следом Булот-хурэ, выплеснув сыворотку на землю.

А по зеленой поляне уже ханский глашатай ходит, кричит-надрывается: «Хан-батюшка отдаст в жены свою дочь Абахай-дангину тому, кто первой стрелой срежет ковыль-траву в верхнем ее суставчике, второй — разнесет в щепу тридцать возов сырых дров, третьей — разорвет игольное ушко».

Похаживают по ристалищу богатыри, друг на друга поглядывают. Самый важный из женихов Иргай Ширгай тетиву натягивает, каленую стрелу свою в цель пускает. Подрезала его стрела ковыль-траву в верхнем суставчике, разнесла в щепу тридцать возов сырых дров, но в иголку не попала. Попытали счастья другие молодцы, да без толку. Тогда вышел из толпы Булот-хурэ, ведя в поводу шелудивого жеребенка и утирая нос замызганным рукавом драного дэгэла. «Горе-жених!» — смеется народ. Но попали точно в цель две первых стрелы, пущенные им, и стихли насмешки. Пропела в полете третья стрела, разорвала игольное ушко, а вонзившись в землю, вырыла такую воронку, в которой не тесно было бы и конскому табуну.

Поставили слуги новую иглу. «Кто еще не потерял надежды попасть стрелой в игольное ушко?» — спрашивает хан. Тут Иргай Ширгай дернул за рукав паренька Булот-хурэ.

— Выручи меня, — говорит. — Научи, как попасть в игольное ушко. Ничего для тебя не пожалею.

— Этому сразу не научишься, — отвечает Булот-хурэ. — Но если ты дашь вырезать из своей спины два ремня, то я тебе помогу.

Делать нечего, согласился Иргай Ширгай. Тогда Булот-хурэ говорит:

— Я спрячусь вон за тем деревом и натяну свой лук, ты тоже натяни, и когда я крикну: «Ала!» — мы вместе пустим свои стрелы. Моя попадет в цель и выроет своим острием такую яму, в которой твою стрелу никто не отыщет.

Так они и сделали. Вырезал Булот-хурэ из спины Иргай Ширгая два ремня, попал в игольное ушко, разорвав его каленой стрелой, а все решили, что это Иргай Ширгай отличился.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика