Дуу хатарай «Байгал» театр Буряад Уластаймнай танилсалгын нюур гэхэдэ алдуу болохогүй. Энэ театрайхиднай буряад арадайнгаа соёл болбосорол ба баялиг дээдэ хэмжээндэ харуулдаг гээшэ. Театрай бүлгэмэй тоглолтонууд соёлой байдалда ехэ хэмжээ ябуулга болодог юм.
Театрай бүридэлдэ Гүрэнэй шангай, Россиин ба Буряад Уласай үндэр нэрэ зэргэтэй дуушад, хатаршадай бүлэгүүд, мүн республика дотороо өөрын түүхэтэй Чингис Павловай нэрэмжэтэ буряад арадай хүгжэмэй зэмсэгүүдэй шуулга ороно. Театрай тоглолтын hанда ганса дуу, хатар бэшэ, харин ехэ хэмжээнэй бүжэглэмэл хүгжэмтэ түлэбүүд орлсодог: «Угайм һүлдэ», «Баргуужан Түкэм орон дайдын сууряан», «From Mongols to Mogols» – («Монголhоо Могол хүрэтэр») г. м. Буряад-Монгол арадай баян гэгшын аман зохёол театрай hангай гол һуури болодог.
Буряадай оркестрэй урданай буряад-монгол хүгжэмэй зэмсэгүүд дээрэ мэдээжэ дэлхэйн ба ород фильмнүүдэй кавернуудые гүйсэдхэхэдэ, шагнагшад ехэ һайшаадаг.
78 жэл соо энэ театр орохо байшантай боложо шадаагүй. Тиигээшье һаа, өөрын тайзан үгы артистнууднай мартагдашагүй, гайхамшагта, хүнэй дура татама һайхан бүтээлнүүдые табижа шадана.

Национальный театр песни и танца «Байкал» – визитная карточка Бурятии, достойно представляющий культуру и богатство бурятского народа. Выступление коллектива театра всегда становится ярким событием культурной жизни, которого многие с нетерпением ждут. Ведь профессиональный коллектив с многолетним опытом работы в сфере культуры и искусства в России и за рубежом умеет удивить своих зрителей, «миксуя» разные современные стили с добавлением национального колорита.
Театр «Байкал» является хранителем народной традиционной культуры бурят-монголов и одним из ведущих творческих коллективов России. Труппа театра включает в себя балетную труппу, оркестр бурятских народных инструментов имени Чингиса Павлова, солистов-вокалистов, многие из которых удостоены высоких государственных званий и регалий Республики Бурятия и Российской Федерации.
У истоков «Байкала» стояли легендарные личности, деятели бурятской культуры, которые внесли огромный вклад в развитие театра. Сам национальный театр песни и танца зарождался в годы войны и был основан в 1942 году как ансамбль «Байкал». Современный театр был создан в 2005 году путем объединения трех коллективов - ансамбля «Байкал», оркестра бурятских народных инструментов и театра танцев «Бадма Сэсэг». Сегодня театр является старейшим профессиональным театром песни и танца, который хранит и продвигает бурят-монгольскую национальную культуру.
За 78-летнюю историю у театра «Байкал» сменилось несколько поколений молодых профессиональных артистов, которые продолжают нести бурятскую культуру и продвигать республику за ее пределами. За это время национальный театр вырос от небольшого оркестра народных инструментов до ведущего профессионального художественного коллектива, лауреата всесоюзных, всероссийских конкурсов и премий. Сейчас каждый коллектив театра уникален, все артисты стараются удивлять и радовать своих преданных поклонников. Например, национальный оркестр Бурятии, в составе которого имеются уникальные древние бурят-монгольские музыкальные инструменты, приводит в восторг слушателей исполнением кавер-версий известных популярных мировых и российских фильмов и сериалов, а балетная труппа - исполняя современный танец вог или же самбу
Также к 75-летию коллектив театра смог преподнести себе подарок, выиграв в федеральном проекте «Танцуют все!». Тогда театр был признан лучшим танцевальным коллективом страны и получил один миллион рублей. Достойно выступить и покорить зрителей и членов жюри удалось 23-м представителям национального театра, а именно директору театра Дандару Бадлуеву, художественному руководителю Жаргалу Жалсанову, балетмейстеру-репетитору Арсалану Санданову и 20 танцорам. Тогда в стране узнали, что в Бурятии есть свой национальный театр и танцующий народ, а в самой республике в очередной раз испытали гордость за такой театр «Байкал».
За 78-летнюю историю существования коллективу так и не удалось обустроиться в собственном здании с репетиционными залами и гримеркой. Однако отсутствие своей площадки не мешает коллективу ставить яркие, уникальные и незабываемые номера. Но сегодня и эта проблема может решиться, уже разрабатывается проект будущего здания театра «Байкал», которое будет иметь пять этажей. К строительству должны приступить уже в 2020 году.
Заглядывая вперед и готовясь к работе в собственном здании, коллектив театра уже сейчас начинает работу. Одним из первых пунктов стало расширение труппы до 40 человек.
- В ближайшие годы наш театр должен претерпеть некую трансформацию. К моменту завершения строительства мы должны иметь состав, чтобы делать качественный репертуар. Как итог - труппа должна увеличиваться. Сегодня мы пополнили ряды балета, впереди работа по расширению оркестра и солистов, - поделился художественный руководитель театра Жаргал Жалсанов.
Кроме того, изменения вызваны и высоким спросом на коллектив. Наличие единственного состава делает невозможным участие в мероприятиях, проводимых в одно время в разных точках мира. «Теперь, благодаря обновленной труппе, мы имеем возможность делить составы. На ближайшие полгода уже составили гастрольный график, который получился плотным», - рассказал худрук театра.
В маленьком городе Тайдарайда жил некий портной, весёлый человек с козлиной бородкой. Звали его Юзеф Ниточка. Он был очень тоненький. Все портные тоненькие. Так уж повелось на свете, что все они похожи на иголку с ниткой, а наш портняжка был тоненький-претоненький. Он был такой тонюсенький, что мог пролезть в ушко иголки, которую держал в руке. Он не ел ничего, кроме макарон, -только макароны пролезали в его узенькое горло. Пан Ниточка был очень добрый и всегда улыбался. Свою бороду из ста тридцати шести волосков он на праздники заплетал в косички, чтобы выглядеть нарядней. Так бы и жил он, не зная забот, если бы не цыганка. Однажды она нечаянно поранила ногу. Рана была очень глубокая, и пан Ниточка взялся её заштопать. Он сделал это так искусно, что ничего не было заметно. Из благодарности цыганка погадала ему по руке, и вот что она сказала:
- Выйди в воскресенье из города, иди всё время на запад, и ты станешь королём.
Портной не поверил и от души рассмеялся, а ночью ему приснилось, что он и в самом деле король и от великого безделья стал толстым, как бочка. Проснувшись, портняжка подумал: "А если это правда? А? Что тогда? Ну-ка, пан Ниточка, собирайся в дорогу!"
Он уложил в котомку сто иголок и сто катушек ниток, напёрсток и утюг, большие и маленькие ножницы и пошёл узнавать у людей, где запад. Никто в городе Тайдарайда понятия об этом не имел. Всё же нашёлся один старенький старичок ста шести лет; он подумал и сказал:
- Кажется, запад - это на западе.
Мудрость старика была очевидна, и пан Ниточка пошёл, куда ему указали. Не успел он выйти из города, как поднялся ветер. Собственно говоря, не ветер, а слабый ветерок, но пан Ниточка был такой тонюсенький, что ветерок легко подхватил его и понёс. Портняжка летел и хохотал во всё горло. Впервые в жизни ему приходилось летать, и он очень радовался.
Вскоре ветер устал и отпустил его. Сначала пан Ниточка ничего не понял, потому что он кувыркался в воздухе, потом он кое-что смекнул, но в этот миг он как раз свалился кому-то на плечи и кто-то закричал не своим голосо
- Это что за фокусы!
Оказывается, пан Ниточка сел верхом на плечи Пугала, сторожившего от воробьев пшеничное поле. У Пугала были потёртые брюки, выцветшая куртка и сломанный цилиндр, но всё же оно выглядело весьма нарядно. Вместо ног у него торчали две палки, а вместо рук - тоже две палки.
Пан Ниточка снял шапку, низко поклонился и сказал учтивым гол
- Моё почтение, уважаемый, извините, если' я вас нечаянно ушиб. Я пан Ниточка, портной.
- Пустяки! - воскликнуло Пугало. - Мне приятно познакомиться с таким вежливым человеком. Я граф Пугало. Я отпугиваю воробьев, но эта работа не по мне, а львы и тигры страшатся меня и редко приходят есть пшеницу. А куда вы путь держите, пан Ниточка?
Пан Ниточка трижды высоко подпрыгнул. Ему казалось, что именно так кланяются знатные господа.
- Я иду на запад, чтобы стать королём.
- Вот как! Разве это возможно?
- Ещё бы! Цыганка сказала, что мне так на роду написано. Граф, а не согласитесь ли вы мне сопутствовать? Вдвоём путешествовать веселей.
- Соглашусь, - отозвался граф. - Мне тут ужасно надоело. Но я слегка обносился, а по дороге как раз собираюсь жениться. Может быть, вы почините мне одежду?
- С огромным удовольствием! - сказал пан Ниточка и принялся за дело.
Через час платье и цилиндр Пугала выглядели как новые. Правда, над графом стали подсмеиваться воробьи, но он не обращал на них внимания и с большим достоинством следовал за паном Ниточкой.
Во время путешествия пан Ниточка и граф Пугало крепко подружились. Всё время они шли по солнцу. Спали обычно в хлебах, и пан Ниточка, чтобы его опять не сдуло ветром, привязывал себя на ночь ниточкой к Пугалу.
Однажды на путешественников напали дворовые собаки. Пугало с привычным хладнокровием выдернуло свою ногу и швырнуло в собак. Собаки бросились врассыпную, и Пугало вставило ногу на место.
Как-то вечером вдали забрезжил огонёк.
- Пойдём туда, попросимся ночевать, - предложил пан Ниточка.
- Пойдём, окажем честь, - согласился граф.
Приблизились. Видят, дом какой-то странный, на четырёх мохнатых лапах стоит, переминается. Ходуном ходит.
- Должно быть, хозяин - весельчак, если его дом всё время пляшет, - заметил портняжка.
Путники подождали, пока дом повернётся к ним дверью, и переступили порог. Огляделись - вот так диво! Лето в разгаре, а тут в печи поленья потрескивают. Хозяин сидит на плите, греется. Посидит-посидит, схватит горсть горящих углей и отправит в рот. При виде гостей хозяин соскочил с плиты, поклонился и говорит:
- Заходите, пан Ниточка, заходите, граф Пугало!
Очень удивились гости, что он их знает, но ничего не сказали, только поклонились в ответ: пан Ниточка трижды подпрыгнул, а граф Пугало приподнял цилиндр. Хозяин говорит:
- Оставайтесь у меня, поужинаем вместе, а завтра чуть свет - в путь. Сейчас я жену, дочку, родню позову.
Он хлопнул в ладоши, и комната вмиг наполнилась людьми. Дочка хозяина оказалась прехорошенькая, только смеялась она, как лошадь. Пан Ниточка ей приглянулся; она сказала ему, что мечтает именно о таком муже.
Сели за стол. Портняжку и графа на скамью усадили, а родня уселась на железные печки с горящими угольями. Это ещё больше озадачило гостей. Хозяин говори
- Не удивляйтесь, гости дорогие, у нас в роду все зябкие. Подали суп в котле. Только пан Ниточка зачерпнул ложкой, а Пугало его за полу дёргает, шепчет:
- Не ешь, пан Ниточка, это не суп, а кипящая смола! Стали гости тайком выливать суп под стол.
Приносят новое блюдо: варёных лягушек в мышином соусе. Потом жареную саранчу, дождевых червей, приготовленных, как макароны, с пармезанским сыром. А на третье - тухлые яйца. Всё-всё бросили гости под стол. После ужина хозяин говорит:
- Пан Ниточка, слыхали новость? В Еледотополе король умер.
- А далеко это? - спрашивает портной.
- Зарезанный петух бегом добирается туда за два дня. И знаете, кто будет в Еледотополе королём? Тот, кто женится на моей дочке!
Дочь от радости заржала как лошадь и повисла на шее у пана Ниточки.
- Бежим! - шепнул граф портняжке.
- Поздно! И двери нет!
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.