Хүүхэлдэйн «Үльгэр» театр – Буряад Уласта үхибүүдэй гансал театр болоно. Энэ театр 1967 ондо байгуулагдаа. Энэ театр бии болгохо гэһэн үүсхэл гаргагша артист В.А. Закатов. Тэрэ аяар 1939 ондо эхи табиһан гэжэ мэдээсэл архивта бии. Зүжэгүүдые ород, буряад хэлэнүүд дээрэ табижа, энэ театр эдир харагшадые багаһаань түрэл дайдадаа дуратайгаар, буряад хэлэндээ хамаатай болгон хүмүүжүүлнэ гээшэ.
Театрай гастрольнууд Уралай, Сибириин, Алас Дурнын хотонуудаар, үшөө Москва, Киев хотонуудта үнгэрһэн түүхэтэй. Театрай зүжэгүүдые 2019 ондо Хойто Кавказда хараха аргатай байгаа. «Үльгэрэй» труппа нэгэтэ бэшэ элдэб фестивальнуудта хабаадажа, олон диплом, шагналнуудта, харагшадай һайшаалда хүртэһэн гээшэ.
2006 ондо «Поющая стрела» гэжэ Эрдэни Жалцановой зүжэгынь театрай Бүхэроссиин «Алтан баг» шанда хүртөө. 2008 ондо «Небесный аргамак» (найруулагша Т. Бадагаева), 2010 ондо «Под вечным светом Кумалана» (найруулагша Э. Жалцанов) зүжэгүүд баһал «Алтан багта» хүртэhэн юм. Театрай репертуарта мүнөө табигдажа байhан 50 гаран зүжэгүүд бии. Жэл бүри Сагаалганда, Шэнэ жэлдэ, Хүүгэдые хамгаалалгын үдэртэ ба хотын һайндэрнүүдтэ зорюулагдаһан зүжэглэмэл нааданууд табигдажа байдаг. Бага харагшадтай харилсажа, хүүгэдэй сэсэрлиг ба һургуулинуудаар, үншэн хүүгэдэй гэрнүүдтэ ябажа, зүжэгүүдые табидаг заншалтай болонхой. Уран найруулагшад, ураг зураашад, актёрнууд эдир харагшадтай уулзалгануудые үнгэргэдэг. Гансашье хүүгэдтэ бэшэ, ехэшье зондо зорюулhан зүжэгүүд эмнэлгын газарта, сэрэгэй частьнуудта табигдадаг гээшэ. Артистнууд дууладаг, хатардаг, зүжэгүүдые табижа харагшадаа баясуулдаг, өөһэдынгөө шадабари мүлирүүлдэг гээшэ.
Театрайнгаа 40 жэлэй ойн баярта дашарамдуулан 2007 ондо сентябрь һара соо «Байгалай дүхэриг"»гэжэ түсэлэй хэмжээндэ Хүүхэлдэйн театрнуудай «Нүүдэлшэнэй аян зам» гэһэн Уласхоорондын фестиваль үнгэргөө. 2001 ондо «Үльгэр» театр Южно-Сахалинск хотодо «На осторовах чудес» гэһэн Уласхоорондын фестивальда хабаадажа ерээ. Тэндэ Владимир Арсеньевай мэдээжэ «Дерсу Узала» зүжэгөөр «Дерсу» гэһэн спектакль ехэ амжалтатайгаар харуулаа.
2019 ондо Буряадай хүүхэлдэйн «Үльгэр» театр Россин хэмжээнэй ехэ түсэлнүүдтэ хабаадана. Октябриин һүүлээр Москва хотодо хоёр фестивальда «….. и звали его Домино» гэжэ спектакль харуулха. Энэ зүжэгөөрөө «Артмиграция – детям» гэһэн фестиваль нээхэ хүндэдэ хүртөө. Энэ хэмжээ ябуулга залуу режиссёрнуудай Россин «Артмиграция» гэжэ ехэ фестивалиин нэгэ хубинь болоно. Энэ театрай актёрнууд зүжэгөө үшөө Хүүгэдэй Ехэ фестивальда харуулха.
Ургажа ябаа үхибүүдтэ зорюулһан элдэб ондоо жанрнуудай бүхы һайниие суглууха гэжэ энэ фестивалиин гол зорилго болоно. Энэ ехэ түсэлэй уран һайханай хүтэлбэрилэгшэ Россин арадай артист Сергей Безруков.
Театр кукол «Ульгэр» - единственный в Бурятии театр для детей и юношества. Он был основан в 1967 году. Но по архивным материалам организатором театра был артист В.А. Закатов еще в 1939 году. Театр ставит спектакли, как на русском, так и на бурятском языках, прививая любовь к малой родине и приобщая юных зрителей к родному языку.
Маршруты гастролей театра пролегали по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, спектакли театра видели Москва, Киев. В 2019 году для театра кукол стал доступен для гастролей достаточно закрытый регион – Северный Кавказ. Труппа театра неоднократно показывала свое мастерство на различных театральных фестивалях, завоевывая признание зрителей, дипломы, награды. В апреле 2006 года спектакль по пьесе Эрдэни Жалцанова и в его постановке «Поющая стрела» был выдвинут на Национальную театральную премию «Золотая маска». Лауреатами престижной премии стали спектакль «Поющая стрела» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» и заслуженный артист Бурятии Жаргал Лодоев в номинации «Лучшая мужская роль в театре кукол».
Сегодня в репертуаре театра идут около 50 спектаклей, в том числе, поставленные по мотивам русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Заяц, лиса и петух», «Морозко», «Мышонок-чародей», «Невероятные путешествия Домовенка Кузи» ит.д. Театр придерживается и классического репертуара: «Красная Шапочка», «Гусенок», «Новые приключения Чипполино», «Дюймовочка», «Русалочка», «Карлик Нос». Ежегодно в театре проходят театрализованные представления: «Сагаалган» для детей, посвященные празднованию Нового года по лунному календарю, праздники в честь Дня города и Дня защиты детей. Постоянной формой общения с юными зрителями являются выездные спектакли в детские сады и школы, встречи с режиссерами, художниками и актерами проводятся благотворительные, социально значимые акции в детских домах, больницах, воинских частях.
Кроме того, артисты театра показывают концертные программы для взрослых, где полностью раскрывается творческий потенциал каждого: они поют, танцуют, играют сценки не только в живом плане, но и в различных кукольных вариациях. В свой 40-летний юбилей, в сентябре 2007 года театр проводил Международный фестиваль театров кукол «Путь кочевника» в рамках театрального проекта «Байкальское кольцо». В фестивале принимали участие 13 театров кукол регионов Сибири и Дальнего востока и Республики Монголия (город Эрдэнэт). Гран-При фестиваля присужден спектаклю П. Павлова «Небесный аргамак» «За художественную целостность спектакля». Премия «За лучшую режиссуру спектакля» — заслуженному деятелю искусств Бурятии Туяне Бадагаевой, премия «За лучшую мужскую роль» — заслуженному артисту Бурятии Арсалану Бидагарову, премия за «Музыкальное оформление спектакля» — А. Воробьеву. В 2007 году театр принимал участие в конкурсе «Лучшая театрально-концертная организация Года духовности, нравственности и культуры». По итогам конкурса театр «Ульгэр» признан лучшим.
В феврале 2008 года впервые в свет вышла книга «Кукольный театр Бурятии: история продолжается». В ней описаны все значимые исторические и культурные события театра с 30-х годов. Истоки создания, известные театральные деятели, яркие личности, премьеры, успехи, достижения, высокие награды – все это собрано в единое иллюстрированное историческое издание. Автор книги – Надежда Гончикова, ведущий журналист Республики Бурятия, член Союза журналистов России. В апреле 2008 года спектакль «Небесный аргамак» заслуженного деятеля искусств Бурятии, режиссера Туяны Бадагаевой удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера». Также в 2008 году спектакль «Небесный аргамак» был выдвинут на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры. В июле 2008 года Бурятский театр принимал участие в X Всемирном фестивале детских театров. В Москву съехались лучшие театры из 30 стран мира. В том же году театр «Ульгэр» с ландшафтной постановкой об аргамаке принял участие в праздновании 400-летия добровольного вхождения Калмыкии в состав Российского государства в городе Элиста.
В 2010 году еще один спектакль удостоился главной театральной награды России: художественный руководитель театра, режиссёр Эрдэни Жалцанов получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа режиссёра в театре кукол» за спектакль «Под вечным светом кумалана». В 2011 году «Ульгэр» принял участие в международном фестивале «На островах чудес» в городе Южно-Сахалинск. Там театр с успехом показал спектакль «Дерсу» по известной пьесе Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».
Весной 2012 года коллектив театра смог побывать на Всемирном конгрессе UNIMA в городе Ченду, Китай и наладить множество дружеских и профессиональных связей с кукольниками мира. Осенью 2012-го, в преддверии своего 45-летнего юбилея, театр во второй раз стал организатором международного фестиваля кукольных театров «Путь кочевника» в рамках проекта «Байкальское кольцо». На фестивале собралось около 100 участников из 14 театров России и зарубежных стран. «Ульгэр» же был признан лучшим сразу в трёх номинациях: «Лучшее художественное оформление спектакля» — спектакль «Иссумбоси»; «Лучшая актёрская работа» — актриса Алла Натансон; «За режиссёрский поиск» — Ольга Шуст, режиссер спектакля «Иссумбоси».
В 2019 году Бурятский театр кукол принимает участие в крупных российских проектах. В конце октября театр показал спектакль «…и звали его Домино» на двух фестивалях в Москве. Спектакль открывал фестиваль «Артмиграция – детям». Это мероприятие является частью большого российского фестиваля постановок молодых режиссеров «Артимиграция». Проект сфокусировал свое внимание на спектаклях, поставленных молодыми режиссерами для детей и подростков. Также «Ульгэр» показал спектакль на Большом детском фестивале. Основная идея этого фестиваля – собрать лучшее, что делается для детей и юношества в самых различных жанрах перформативного искусства. Художественный руководитель проекта - народный артист России Сергей Безруков.
Давным-давно это было. С тех пор прошло лет пятьсот да ещё сто.
Старые пряхи да люди бывалые эту историю длинными вечерами рассказывали, а что в ней быль, что небыль, теперь и не угадаешь.
Начнём рассказ сначала, а если в нём и лишнее что — шутки и небылицы, забудьте их поскорее, коли вам с ними расстаться не жалко.
В ту давнюю пору в одном селе жил вдвоём со старушкой матерью один парень по имени Бартоломей, но все его Бартеком звали.
Мать Бартека с утра до вечера на поле спину гнула, а Бартек ей помогал. Только не лежала у него душа к работе.
И вот однажды он матери и говорит:
— Нет от этой работы ни проку, ни радости. Пойду-ка я отсюда в дальние края, на людей погляжу, себя покажу, попытаю удачи. Кто знает, может, и повезёт мне. Глядишь, денежки в кошельке заведутся и заживём мы с вами на славу.
— Да куда же ты пойдёшь, сыночек? — встревожилась мать.
— Мир велик, что-нибудь да придумаю.
Пошла старушка сыну ужин стряпать, потому что дело к вечеру близилось.
А сын на пороге избы стоит да на дорогу поглядывает.
Дорога эта в столичный город Краков вела, и народу по ней шло видимо-невидимо.
Стоит Бартек, задумался, всё на дорогу глядит и вдруг видит — идут мимо парни с узелками да с котомками.
— Куда путь держите? — спрашивает Бартек.
— В Краков идём, в Краков! В университет, учиться!
Пригляделся к ним Бартек повнимательней — у каждого книги в руках, у одного ремнями перетянутые, у другого двумя дощечками закреплены, у третьего просто так, под мышкой.
— А много ли надо трудиться, чтобы науки одолеть? — спрашивает Бартек.
— Ох, много! — отвечают.— С утра до поздней ночи! Да и жизнь у бедного студента нелёгкая.
Задумался Бартек. По правде говоря, трудиться он не любил, всегда норовил от работы увильнуть.
А студенты между тем прошли мимо. Затихли их голоса и весёлые песни, только облачко пыли осталось.
«Что поделаешь,— думал Бартек,— от работы мне, видно, так и так не отвертеться. Но всё равно в городе легче путь к золотым монетам найти».
— А ну-ка, матушка! — крикнул он старушке.— Приготовьте мне узелок с бельём да пару грошей на дорогу. Пойду и я в Краков ума набираться. Может, научусь порошки и мази готовить. Больных людей исцелю да и сам в накладе не останусь.
Любила мать своего Бартека.
«Пусть идёт,— думает.— Парень он молодой, смышлёный, ленив, правда, и покрасоваться любит, но зато добрый и обходительный. Кто знает, может, и ему повезёт».
Собрала мать Бартеку узелок с бельишком, дала на дорогу ломоть хлеба, кусок сала, обняла на прощание и заплакала.
И отправился Бартек в путь-дорогу. Узелок свой на палке через плечо перекинул, идёт посвистывает, словно дрозд.
Людная была дорога. Шли по ней студенты, такие же бедняки, как и он. Шли и весело распевали свои песни. А в каретах да верхом ехал народ побогаче, тоже студенты, только дети богатых вельмож.
Были они в модных бархатных плащах, а у многих на позолоченных поясах кинжальчики поблёскивали.
— Эй, вы! — кричали им пешеходы вдогонку.— Зачем вам кинжалы — с грамматикой воевать?
Смотрел Бартек на этих разодетых господ и думал: «Всё-то у них есть: и кони, и кареты, и монеты золотые. Матери их в богатых дворцах да замках выступают как павы, пышными юбками шелестят.
А тебя, матушка, работа в три погибели согнула. Ну ничего, будешь и ты у меня жить в достатке!»
Так незаметно вместе со всеми дошёл Бартек до городских ворот.
Темень вокруг — хоть глаз выколи. А на городской площади трубач подаёт из окошка Мариацкой башни вечерний сигнал, возвещает, что ещё один час прошёл и время позднее. Но вот последний звук трубы ушёл в небо, ударился о звёзды, разлетелся, превращаясь в брызги, и затих.
Но уже через мгновение послышались голоса входивших в город студентов.
Кто спешил на ночёвку к родне, кто — в университет. А Бартек шёл, расспрашивал да прикидывал, где ночлег дешевле, сколько грошей отложить на подати, сколько на ужин.
Вдруг из приоткрытых дверей харчевни послышались звуки лютни и весёлые голоса. Доносился оттуда и вкусный запах жаркого.
— Эй, братцы, не зайти ли нам выпить по кружке подогретого пива? — сказал кто-то.
— Пошли! — обрадовался Бартек.
У него давно живот от голода подвело.
— Пошли! — отозвались студенты.
Толкнули дверь и гурьбой ввалились в харчевню.
Посреди её стоял большой некрашеный стол, а за столом на лавках сидели гости. В глубине харчевни в сложенном из кирпича очаге пылал огонь. Прямо над огнём жарился большой кусок мяса, с которого стекал жир.
А у очага на табурете дремал человек в чёрном длиннополом одеянии — то ли лекарь, то ли алхимик какой.
Он громко храпел, раскачиваясь, да так, что пряди его длинных, до плеч, волос подрагивали.
Студенты сунули свои торбы и узелки под стол и давай подзывать к себе хозяина, требуя еды и питья. А вот появился и он. В руках у него был поднос, уставленный мисками и кружками. Бартек ел да пил за двоих, слушал рассказы студентов об ученье, о нелёгкой их жизни и с любопытством поглядывал на дремавшего возле очага господина.
— Кто это тут у очага спит? — спросил он у трактирщика.
— Доктор Медикус,— отвечал хозяин.— Пива выпил чуть не целую бочку, вот и дремлет у печки, словно шмель на цветке.
— Доктор? Медикус? — переспросил Бартек. Теперь он и вовсе не сводил глаз с господина.
Доктор был добродушный с виду, румяный да круглый. Вытянув ноги в туфлях с длинными узкими носками, Медикус спал словно малое дитя.
«Хорошо бы,— подумал Бартек,— поступить к этому доктору в услужение, всё легче, чем в Краковском университете учиться».
— Спит наш Медикус и горя не знает,— заметил хозяин,— а мне харчевню закрывать пора. Уже десять пробило. Того гляди, стражники нагрянут. Начнут алебардами в дверь стучать — спать, мол, пора.
— Послушайте, хозяин,— сказал Бартек.— Нужно бы доктора домой проводить. Ноги-то его после пива не держат, а краковские мостовые из булыжника. Я могу его отвести.
— Проводи, парень, проводи! — обрадовался хозяин.— Меня выручишь и ему услугу окажешь.
— А далеко ли идти-то?
— Да нет. Направо за угол свернёшь, а там и докторский дом рядом. По резным дверям его узнаешь. Не дом, а дворец! Ловкач наш доктор, да ещё какой! Дела у него хорошо идут.
— Вы только разбудите его, хозяин, а уж я отведу. Подошёл хозяин к доктору и тихонько за плечи потряс.
— Проснитесь, доктор, домой пора!
— В чём дело? Что такое? — рассердился доктор, открывая глаза.— Пожар? Горим?
— Да нет, слава богу, не горит наш Краков, целёхонек. Да только поздно уже.
Встал было доктор на ноги, да пошатнулся. А Бартек тут как тут, схватил его в охапку и поддержал.
— Кто этот любезный молодой человек, что меня поддерживает? — спрашивает доктор.
— Это я, Бартек! Обопритесь на меня, пан доктор. Я вам помогу.
— Спасибо, спасибо! Ты, я вижу, славный малый.
— Пустяки, доктор! Вы лучше под ноги глядите, не то о булыжники споткнётесь. Вот так, сюда. Хоп!
— Спасибо, спасибо, голубчик! Как мне отблагодарить тебя за услугу?
— Возьмите меня к себе в ученики, доктор. А я вам верой и правдой служить буду.
Вот так наш Бартек, проводив доктора до дому, у него и остался. Дом у Медикуса был полная чаша. Бартеку это понравилось, а ещё больше по вкусу ему пришлось, что больные за лечение золотыми монетами платят.
Приглядывался он к тому, как доктор больных лечит, какими травами их окуривает, какие ставит компрессы и примочки. Кое-чему у него научился, но больше всего разным мудрёным словам, сам их толком не понимая.
В те давние времена, лет эдак пятьсот да ещё сто назад, среди врачей немало шарлатанов и недоучек встречалось. И чего только люди не принимали: порошки из сушёных лягушек глотали, кирпич толчёный жевали, керосин пили — и живы были. Видно, крепкий тогда был народ.
Бартек вместе с доктором Медикусом кирпич толок, больных травяным дымом окуривал. Узнал кое-что и полезное, стал немного в травах разбираться, кое-какие мази составлял. Да ещё по вечерам Медикуса из харчевни домой приводил. А доктору только того и надо было.
Так прошло года два. И вот однажды вызвали доктора к какому-то важному вельможе. Вывел Бартек из конюшни кобылу, оседлал её, доктор надел свой самый лучший наряд, вынес целый мешок порошков, банку с пиявками, бутыль с касторкой и говорит:
— Слушай, Бартек. Еду я лечить одного обжору. Холодной гусятины объелся и теперь продохнуть не может. Долгое это будет лечение. А ты оставайся здесь без меня, кто придёт — прими.
Бартек с вежливым поклоном спрашивает:
— А золотые за лечение чьи будут? Мои или ваши?
— Твои! Твои! — сказал доктор. Полы своего одеяния подобрал, на кобылу влез, едет, а бутыль с касторкой и мешок с порошками, в такт раскачиваясь, бьют по бокам кобылы.
Едет доктор с важной миной По равнинам, по долинам, По холмам да по пригоркам, У него бутыль с касторкой, Порошки, припарки, зелья Для здоровья, для веселья.
Как только доктор отъехал от дома, Бартек тотчас же его комнату-приёмную подмёл, чёрное одеяние надел, в окно выглядывает, больных поджидает.
Видит — идёт к нему бургомистр. На сквозняке его продуло, и теперь в ухе стреляет. Заглянул Бартек больному в ухо, крякнул и с важным видом говорит:
— Ухос стрелянтис продувантис.
— Что, что? — спрашивает бургомистр.
— Это я по-учёному говорю,— отвечает Бартек.
Взял он в руки кузнечный мех, самый маленький, какой в хозяйстве был, приложил бургомистру к уху да так дунул, что у того искры из глаз посыпались. Ухо первыми попавшимися травами со всех сторон обложил, голову платком обмотал и говорит:
— В полнолуние дома сидите, на левом боку спите, примочки на ухо кладите.
— А поможет? — спрашивает бургомистр.
— Как рукой снимет,— важно отвечает Бартек.
— Спасибо, доктор, спасибо. Сколько я за лечение должен?
— За лечение — золотой. А за лекарства из моей аптечки — ещё один.
Заплатил бургомистр Бартеку два золотых и с кряхтением и стонами поплёлся домой. А вслед за ним тётка местного судьи пожаловала.
Грусть и страдания да сердечные недомогания её замучили.
— Избегайте людей, которые вам перечат,— говорит ей Бартек, а сам улыбку прячет. Весь город знал, какая это вздорная старуха. Вечно скандалы да ссоры с домочадцами затевала.
Тётка от радости даже в ладоши захлопала. Понравился ей этот совет.
— А полезно ли мне для здоровья будет из города в деревню уехать?
— Уезжайте, почтеннейшая, и чем скорее, тем лучше. На утренней и вечерней зорьке по лесам и лугам гуляйте. Цветочки нюхайте. А я вам травку дам. Флорес-уморес.
— Флорес?
— Да-да. Флорес-уморес.
Достал Бартек из докторской аптечки горсть чемерицы, горсть горчицы да хорошую щепотку перца добавил.
«Ну,— думает,— начнёт чихать старуха, вся дурь из головы вылетит».
Аккуратно запаковал «лекарства» и подаёт.
— А что с этим делать? — спрашивает тётка.— Заваривать, пить?
— Лучше всего нюхать. Три раза в день. Поблагодарила больная Бартека, он ей вежливо улыбнулся напоследок, старуха дала ему золотой.
Вслед за ней пришла к нему крестьянка прямо с краковского рынка. У неё Бартек денег не взял, уж больно она на матушку его была похожа. Но она даром лечиться не хотела, дала ему гуся.
Так и лечил наш Бартек больных по науке доктора Медикуса и просто наугад, а главное — всё это вежливым обхождением скрашивал. И дело шло. Золотые монеты Бартек в сундук складывал, каждый день на обед утку или курятину ел. Порозовел, округлился.
Недельки через две-три, холодную гусятину из больного выгнав, возвратился домой доктор Медикус.
— Как дела, Бартек? — спрашивает.— Наверное, неплохо! Вон какой ты стал круглый да гладкий.
А Бартек вместо ответа на сундук с золотыми монетами показывает.
— Ну, коли так,— говорит Медикус,— значит, пришла пора нам расстаться. Двум докторам здесь делать нечего.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.