Улаан-Үдэдэ Ород драмын театр: декабристнуудай сагһаа мүнөө үе хүрэтэр \ Русский драмтеатр в Улан-Удэ: от декабристов до современной цифровой эпохи
Улаан-Үдэдэ Ород драмын театр: декабристнуудай сагһаа мүнөө үе хүрэтэр \ Русский драмтеатр в Улан-Удэ: от декабристов до современной цифровой эпохи

Буряад Уласай ниислэл хотодо Гүрэнэй ород драмын театрай эхин 1928 оной декабриин 22 гэжэ тоологдодог. Тиихэдэ, театр байгуулгын эхиндэ Уласхоорондын тамирай Улаан талмайе идхалга хэжэ бүхэсоюзна гастрольдо ябаһан Москвагай Эмхидхэлэй нүүдэл театр ерэһэн юм. Тэрэ Дээдэ-Үдэ ерэжэ, декабриин 22-то А. Файкогой «Человек с портфелем» гэhэн түрүүшын зүжэг Буряад Уласта табиһан байна.

Дээдэ-Үдэдэ театр нээхын тула ехэ удаан ажал ябуулагдаһан юм. Энэ хэрэгтэ сүлэлгэдэ байһан декабристнууд ехэ үүргэ дүүргээ. Тэдэ ород соёлой ба гэгээрэл болбосоролой дэлгэрүүлэгшэд болоо. Илангаяа, Николай Бестужев ехэ хубитаяа оруулаа, тиимэһээ 1991 ондо театр тэрэнэй нэрээр нэрлэгдээ. Тэрэ урда сагай ород театрай репертуар соо түргэн хүдэлдэг багахан маягай – водевиль, интермедия, скетч, хатарай-спортивна этюд ба үзэгдэлнүүд ородог бэлэй. Энэ театрай ажаябуулга ганса зүжэг табилгаар дүүрэдэг бэшэ, харин студи нээһэн байна. Тэрэнь 1931 ондо Уран һайханай техникум боложо, мэргэжэлтэдые һургажа эхилээ. Эндэ манай суута буряад ендэрэй мэргэжэлтэд Ч.Генинов, Ж.Пагбаин, Н.Гендунова, Н.Балдано, В.Халматов, П.Николаев, У.Болдонова, Ю.Шангина һуража гараа.

Түймэртэ театрай байшан шатажа, энэ нүүдэл театрайхид Москва хотоёо бусаһан байна. 1932 ондо Дээдэ-Үдэ Александр Миронский ерэжэ,  хотын театрай ажабайдалда эдэбхитэйгээр орожо,1934 ондо Москва ба Ленинград хотоһоо театрта шэнэ зүжэгшэдые урижа, режиссёр Милославскын хүтэлбэрилгэ доро шэнэ ород труппа эмхидхэжэ шадаа. 1936 ондо түрүүшын хаһа нээгдээ. Театрай репертуар совет драматурги бүрилдүүлдэг бэлэй. 1941-1943 онуудта Улаан-Үдэдэ СССР-эй арадай зүжэгшэн А. Г. Крамовай хүтэлбэри доро Харьковһаа нүүжэ гараһан театр ажаллажа байгаа. 1948 оной майн 28-да Ород драмын театрай ба эдир харагшадай театрай бүлэгүүд нэгэдээ.

1972 ондо февралиин 6-да Ленинэй гудамжаар театрай байшан соо түймэр боложо, декорацинуудынь, хубсаһануудынь, ендэрынь шатаа. Ехэ хохидолдо ороошье һаа, актёрнуудай бүлгэм  нүүдэл байдалда ажалаа  үргэлжэлүүлээ.1974 ондо Терешковагай гудамжаар Зүүн-Сибириин Соёлой ба Уран һайханай академиин  байшанда ороо. Энэ үедэ театр гастрольдо Буряад нютагаараа, гүрэнэйнгөө хотонуудаар, Украинын, Белоруссин, Хакас  Уласаар, Монгол ороноор гастрольнуудта эдэбхитэйгээр ябажа байгаа.

2000 ондо «Дружба» кинотеатрай байшан Н. А. Бестужевай нэрэмжэтэ Гүрэнэй ород драмын театрта дамжуулха шиидхэбэри гараа. 2002 ондо техническэ проект бэлэн боложо, 2006 ондо хуушан байшан задалагдажа эхилээ. 2007 оной майн 6-да барилга эхилжэ, 2009 оной зунай сагта театр шэнэ байшандаа ороһон юм. 81-дэхи театрай хаһа Степан Лобозёровой драматургигаар «По соседству мы живём» гэһэн регион хоорондохи фестиваляар нээгдээ.

Мүнөө театр олон айлшадые угтан абана, театрай ендэр дээрэ элдэб хэмжээнэй – политическэ, экономическа, болбосоролой хэмжээ ябуулганууд үнгэрдэг заншалтай болоо. Регион хоорондохи «Сибирский кот» гэжэ хүүгэдтэ зорюулһан театрай зүжэгүүдэй фестиваль, «Алтан Сэргэ» гэжэ арадай театрнуудай регион хоорондохи фестиваль ба үшөө олон ондоо түсэлнүүдые театрай тайзан дээрэ үнгэргэдэг гээшэ.

_68B6932.jpg

Точкой отсчета истории создания Государственного русского драматического театра в столице Бурятии считается 22 декабря 1928 года. Тогда в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) приехал Московский передвижной организационный синтетический театр Международного Красного Стадиона и Осоавиахима СССР, в сокращении Оргтеатр. Коллектив Оргтеатра открыл, как тогда говорилось «зимний сезон» спектаклем «Человек с портфелем» А. Файко. 

Его открытию в Верхнеудинске предшествовал длительный процесс формирования культурной среды, театральной культуры. Большую роль в этом сыграли ссыльные декабристы, ставшие проводниками просвещения и русской культуры. Особенно значителен вклад Николая Александровича Бестужева, именем которого назван Русский театр в 1991 году. Репертуар театра в те далекие годы содержал мобильные «малые формы» - водевили, интермедии, скетчи, танцевально-спортивные этюды и сцены. Наряду с этим ставились «полнометражные» пьесы. Он знакомил зрителей с постановками по произведениям советской и классической драматургии. Деятельность Оргтеатра в Верхнеудинске не ограничивалась только показом спектаклей. Под руководством Просветова при Наркомпросе республики была открыта студия, преобразованная в 1931 году в Техникум искусств, в котором учились будущие мастера национальной бурятской сцены. - Ч.Генинов, Ж.Пагбаин, Н.Гендунова, Н.Балдано, В.Халматов, П.Николаев, У.Болдонова, Ю.Шангина. С 1928 по 1933 годы Московский Оргтеатр под руководством Е.П. Просветова работал на площадке здания Общественного собрания, расположенного по ул. Большой (сейчас – Ленина, Музей природы). В 1933 году здание сгорело.

Оставшись без помещения после пожара, «просветовцы» уехали в Москву. Дальнейшую судьбу Русского драмтеатра определил человек, чье имя сегодня заслуживает особого признания - талантливый режиссер, педагог и организатор Александр Васильевич Миронский. Приехав на работу в Верхнеудинск в 1932 году, он активно включился в театральную жизнь города. Миронский, будучи начальником управления зрелищных предприятий и художественным руководителем Гостеатра, в 1934 году сформировал новую русскую труппу под руководством главного режиссера И.П. Милославского, а затем привез из Москвы и Ленинграда вторую труппу театра с главным режиссером Алексеем Ефимовичем Ларионовым. 23 ноября 1936 года в новом здании по улице Ленина (на месте сгоревшего театра) спектаклем «Аристократы» Н. Погодина состоялось торжественное открытие сезона, ставшее для русского драматического театра «вторым рождением». Репертуар театра отличался многожанровостью: от водевиля, комедии до героической драмы и трагедии. Основу репертуара составляла советская драматургия.

В истории театра есть еще одна черная дата - 6 февраля 1972 года – пожар, уничтоживший и декорации, и костюмы, и сцену в здании на улице Ленина. Урон был невосполнимый. Коллектив очень тяжело пережил потерю своего «дома». И, тем не менее, театр продолжал жить и работать, сначала как передвижной, с выездами по районам республики, работая на любых подходящих площадках. В 1974 году по решению правительства Бурятии руководству театра было разрешено арендовать площади у Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства по ул. Терешковой, 1. В этот период театр активно выезжает на гастроли по городам страны и по национальным республикам – Украина, Белоруссия, Монголия, Хакасия, и, конечно же - по родной республике.

Начало нового века ознаменовалось в истории театра активным фестивальным движением. В сентябре 2006 года коллектив театра стал дипломантом Всероссийского конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова». В номинации Театральное творчество: за «Режиссуру театрального спектакля», за «Работу художника-постановщика», за «Лучшую женскую роль» и за «Лучшую мужскую роль». Более тридцати лет коллектив проработал в арендованном у Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства помещении, мечтая о своем собственном театре. Наконец в 2000-м году было принято решение о передаче здания бывшего кинотеатра «Дружба» Государственному русскому драматическому театру им. Н.А. Бестужева. В 2002 году завершилось техническое обоснование проекта, а в декабре 2006 года приступили к демонтажу здания кинотеатра. 6 мая 2007 года началось строительство. Летом 2009 года коллектив театра переехал в новое здание. Свой 81-й театральный сезон театр открыл межрегиональным фестивалем драматургии Степана Лобозерова «По соседству мы живем».

На сегодняшний день театр часто принимает гостей, на его сцене престижным становится проводить мероприятия различных уровней – политические, экономические, образовательные. Сцена не раз становилась концертной и фестивальной площадкой, принимая Межрегиональный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», Межрегиональный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ» и многие другие проекты.

Сегодня творческую концепцию развития театра определяет художественный руководитель Сергей Александрович Левицкий, назначенный министерством культуры республики 3 августа 2015 года, директор театра – Наталья Светозарова, главным художником театра является заслуженный деятель искусств России В. М.Бройко. Сейчас в театре работают народные артисты России: Н. Туманова, Г. Шелкова; заслуженные артисты России: Л. Архипова, В. Барцайкин, С.Рыжов, М.Ланина, Д.Панков, а также народные и заслуженные артисты Бурятии и творческая молодежь.

В маленьком городе Тайдарайда жил некий портной, весёлый человек с козлиной бородкой. Звали его Юзеф Ниточка. Он был очень тоненький. Все портные тоненькие. Так уж повелось на свете, что все они похожи на иголку с ниткой, а наш портняжка был тоненький-претоненький. Он был такой тонюсенький, что мог пролезть в ушко иголки, которую держал в руке. Он не ел ничего, кроме макарон, -только макароны пролезали в его узенькое горло. Пан Ниточка был очень добрый и всегда улыбался. Свою бороду из ста тридцати шести волосков он на праздники заплетал в косички, чтобы выглядеть нарядней. Так бы и жил он, не зная забот, если бы не цыганка. Однажды она нечаянно поранила ногу. Рана была очень глубокая, и пан Ниточка взялся её заштопать. Он сделал это так искусно, что ничего не было заметно. Из благодарности цыганка погадала ему по руке, и вот что она сказала:

- Выйди в воскресенье из города, иди всё время на запад, и ты станешь королём.

Портной не поверил и от души рассмеялся, а ночью ему приснилось, что он и в самом деле король и от великого безделья стал толстым, как бочка. Проснувшись, портняжка подумал: "А если это правда? А? Что тогда? Ну-ка, пан Ниточка, собирайся в дорогу!"

Он уложил в котомку сто иголок и сто катушек ниток, напёрсток и утюг, большие и маленькие ножницы и пошёл узнавать у людей, где запад. Никто в городе Тайдарайда понятия об этом не имел. Всё же нашёлся один старенький старичок ста шести лет; он подумал и сказал:

- Кажется, запад - это на западе.

Мудрость старика была очевидна, и пан Ниточка пошёл, куда ему указали. Не успел он выйти из города, как поднялся ветер. Собственно говоря, не ветер, а слабый ветерок, но пан Ниточка был такой тонюсенький, что ветерок легко подхватил его и понёс. Портняжка летел и хохотал во всё горло. Впервые в жизни ему приходилось летать, и он очень радовался.

Вскоре ветер устал и отпустил его. Сначала пан Ниточка ничего не понял, потому что он кувыркался в воздухе, потом он кое-что смекнул, но в этот миг он как раз свалился кому-то на плечи и кто-то закричал не своим голосо

- Это что за фокусы!

Оказывается, пан Ниточка сел верхом на плечи Пугала, сторожившего от воробьев пшеничное поле. У Пугала были потёртые брюки, выцветшая куртка и сломанный цилиндр, но всё же оно выглядело весьма нарядно. Вместо ног у него торчали две палки, а вместо рук - тоже две палки.

Пан Ниточка снял шапку, низко поклонился и сказал учтивым гол

- Моё почтение, уважаемый, извините, если' я вас нечаянно ушиб. Я пан Ниточка, портной.

- Пустяки! - воскликнуло Пугало. - Мне приятно познакомиться с таким вежливым человеком. Я граф Пугало. Я отпугиваю воробьев, но эта работа не по мне, а львы и тигры страшатся меня и редко приходят есть пшеницу. А куда вы путь держите, пан Ниточка?

Пан Ниточка трижды высоко подпрыгнул. Ему казалось, что именно так кланяются знатные господа.

- Я иду на запад, чтобы стать королём.

- Вот как! Разве это возможно?

- Ещё бы! Цыганка сказала, что мне так на роду написано. Граф, а не согласитесь ли вы мне сопутствовать? Вдвоём путешествовать веселей.

- Соглашусь, - отозвался граф. - Мне тут ужасно надоело. Но я слегка обносился, а по дороге как раз собираюсь жениться. Может быть, вы почините мне одежду?

- С огромным удовольствием! - сказал пан Ниточка и принялся за дело.

Через час платье и цилиндр Пугала выглядели как новые. Правда, над графом стали подсмеиваться воробьи, но он не обращал на них внимания и с большим достоинством следовал за паном Ниточкой.

Во время путешествия пан Ниточка и граф Пугало крепко подружились. Всё время они шли по солнцу. Спали обычно в хлебах, и пан Ниточка, чтобы его опять не сдуло ветром, привязывал себя на ночь ниточкой к Пугалу.

Однажды на путешественников напали дворовые собаки. Пугало с привычным хладнокровием выдернуло свою ногу и швырнуло в собак. Собаки бросились врассыпную, и Пугало вставило ногу на место.

Как-то вечером вдали забрезжил огонёк.

- Пойдём туда, попросимся ночевать, - предложил пан Ниточка.

- Пойдём, окажем честь, - согласился граф.

Приблизились. Видят, дом какой-то странный, на четырёх мохнатых лапах стоит, переминается. Ходуном ходит.

- Должно быть, хозяин - весельчак, если его дом всё время пляшет, - заметил портняжка.

Путники подождали, пока дом повернётся к ним дверью, и переступили порог. Огляделись - вот так диво! Лето в разгаре, а тут в печи поленья потрескивают. Хозяин сидит на плите, греется. Посидит-посидит, схватит горсть горящих углей и отправит в рот. При виде гостей хозяин соскочил с плиты, поклонился и говорит:

- Заходите, пан Ниточка, заходите, граф Пугало!

Очень удивились гости, что он их знает, но ничего не сказали, только поклонились в ответ: пан Ниточка трижды подпрыгнул, а граф Пугало приподнял цилиндр. Хозяин говорит:

- Оставайтесь у меня, поужинаем вместе, а завтра чуть свет - в путь. Сейчас я жену, дочку, родню позову.

Он хлопнул в ладоши, и комната вмиг наполнилась людьми. Дочка хозяина оказалась прехорошенькая, только смеялась она, как лошадь. Пан Ниточка ей приглянулся; она сказала ему, что мечтает именно о таком муже.

Сели за стол. Портняжку и графа на скамью усадили, а родня уселась на железные печки с горящими угольями. Это ещё больше озадачило гостей. Хозяин говори

- Не удивляйтесь, гости дорогие, у нас в роду все зябкие. Подали суп в котле. Только пан Ниточка зачерпнул ложкой, а Пугало его за полу дёргает, шепчет:

- Не ешь, пан Ниточка, это не суп, а кипящая смола! Стали гости тайком выливать суп под стол.

Приносят новое блюдо: варёных лягушек в мышином соусе. Потом жареную саранчу, дождевых червей, приготовленных, как макароны, с пармезанским сыром. А на третье - тухлые яйца. Всё-всё бросили гости под стол. После ужина хозяин говорит:

- Пан Ниточка, слыхали новость? В Еледотополе король умер.

- А далеко это? - спрашивает портной.

- Зарезанный петух бегом добирается туда за два дня. И знаете, кто будет в Еледотополе королём? Тот, кто женится на моей дочке!

Дочь от радости заржала как лошадь и повисла на шее у пана Ниточки.

- Бежим! - шепнул граф портняжке.

- Поздно! И двери нет!

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика