Путешествие в Ацагатскую долину
Путешествие в Ацагатскую долину

Знакомство с удивительной бурятской культурой начинается в селе Ацагат, которое находится в 50 км от Улан-Удэ. Во время поездки ВИРТУАЛЬНЫЙ гид  расскажет о легендах, малоизвестных фактах из истории Бурятии и самого села. К примеру, можно будет узнать, почему раньше среди бурят существовало пожелание «Поселиться тебе на каменистой земле в окружении волков», как образовалось село Ацагат, и почему наши предки с острова Ольхон перебрались именно в Заиграевский район.

Экскурсионная программа начнется со знакомства с историей старинного Ацагатского дацана, который основан в 1824 году и построен по инициативе Цаннид-ХамбоАгвана Доржиева в честь бурхана Цаган Дара-эхэ (Белой Тары). В 1936 году закрыт и разрушен. В 1992 году был восстановлен. 

Картинки по запросу фото ацагатского дацана

После дацана – посещение дома музея Агвана Доржиева, единственного в Восточной Сибири – музея восковых фигур буддийских иерархов. Интересный и познавательный рассказ о жизни и деятельности известного ученого богослова Агвана Доржиева.

Агван Лобсан Доржиев (1853-1938 гг)  - один из известнейших бурятских лам XX века. Родившись невдалеке от того места, где был построен "Ацагатский дацан", в селе Хара-Шибирь Заиграевского района Бурятии, он получил буддийское образование и Тибете, и настолько преуспел, что стал наставником (Цаннид-хамбо) юного Далай-ламы XIII, а в последствии его советником, другом и доверенным лицом. Исполняя дипломатическую миссию Агван Доржиев представлял интересы Тибета и России и многое сделал для развития национальной бурятской культуры и буддизма. Он был инициатором  основания в 1825 году дацана в селе Ацагат, теперь это один из старейших дацанов России. В начале XX века это был крупный известный центр тибетской медицины, возглавляемый другом Агвана Доржиева - Хамбо-ламой Юролтуевым. 

Вернувшись на родину, Агван Доржиев инициировал и строительство дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, открывшегося в 1915 году, и был его настоятелем. Последние годы жизни Агвана Доржиева пришлись на страшные для буддийского духовенства 30-ее. Он вернулся в родные места, в Бурятию. Буддолог Е.М.Леонтьева: "Биографии бурятских лам того времени очень схожи: даты смерти у всех - 1937-38 годы. Агван Доржиев погиб в 1938-м году в тюремной больнице Улан-Удэ, в возрасте 85 лет, и место его захоронения неизвестно. Это трагическая страница в истории российского буддизма" .
 
С 1999 года вновь отстроенный Ацагатский дацан гостеприимно принял на своей территории невдалеке от целебного минерального источника Хара-Ацагат  старый бревенчатый дом, где жил когда-то этот выдающийся человек и лама-просветитель. Сейчас там государственный музей. Дом был перенесен сюда с исходного места в селе Хара-Шибирь. В Доме-музее Агвана Доржиева хранятся копии протоколов ареста и допросов, фотографии Агвана Доржиева, сделанные накануне гибели. В последние годы жизни он занимался составлением алфавита общемонгольского языка. "Даже на пороге смерти он ратовал за развитие культуры своего народа", - отмечает Тарба Доржиев. Всего фондовая коллекция музея насчитывает 1430 единиц хранения.
Здесь  же возник и музей восковых фигур буддийских иерархов. В правом углу дома можно увидеть восковые фигуры: портретную восковую копию легендарного философа, ламы- просветителя, дипломата Агвана Доржиева, хозяина этого дома.
Рядом с ним расположена фигура его ученика и близкого друга - Далай ламы XIII. 
А в левом углу расположилась статуя Его Святейшества Далай ламы XIV, нашего современника, освятившего место под строительство воссоздаваемого Ацагатского дацана, и посетившего его дважды.

По словам управляющего делами Ацагатского дацана Тарбы Доржиева, создание музея восковых фигур сопровождалось разными мистическими курьезами. Фигуры создавались в Монголии, и при перевозке одной из них на таможне монголы потребовали предъявить им еще один паспорт, приняв фигуру в машине за живого человека. 

Другая странность: при создании восковой фигуры Далай ламы XIII  по его фотографиям монголы каким-то образом умудрились сделать копию другого - ныне здравствующего Его Святейшества Далай-ламы XIV. "Это весьма символический курьез,- заметил Тарба Доржиев. - Эту дорогую фигуру дацану в итоге просто подарили". 

В музее еще есть одна фигура - Хамбо-ламы Юролтуева - соратника и близкого друга Агвана Доржиева. Он был знаменитым по тем временам врачом тибетской медицины, легендарной фигурой в Бурятии. Буряты утверждают, что есть свидетельства того, что этот врач сумел пересадить легкие молодого волка представителю царской семьи, Михаилу Романову. Сейчас еще в процессе создания фигура Агвана Нимы Цыдыпдоржиева, свидетеля той первой в истории мировой медицины трансплантации. В свое время Хамбо-лама Юролтуев совершил множество врачебных подвигов.

Следующий этап - переезд на туристический комплекс Степной кочевник. На туркомплексе установлены бурятские войлочные юрты, в одной из которых находится краеведческий музей, где в живой беседе и интересном рассказе гости познакомятся со старинным бытом бурятского народа и его традициями. Также гости смогут поиграть в старинные национальные игры, гости примут участие в национальном танце Ехор, постреляют из бурятского лука по мишеням и отобедуют вкусные блюда бурятской национальной кухни.

Картинки по запросу Степной кочевник
Обед из блюд национальной кухни (Суп «Боро-шулэн», буузы, салат, хлеб, боовы, чай) насытит любого туриста.

Посещение этнотуркомплекса «Степной кочевник»:
1. Традиционный обряд встречи гостей по бурятскому обычаю «Угтамжа» с песней: подношение Хадака (символа гостеприимства бурятского народа), белой пищи (символа достатка и чистоты помыслов).

Похожее изображение

2. Экскурсия по этнотуркомплексу, знакомство с домашними животными и птицей, лошадью, верблюдами, овцами, коровами. Катание на лошади или на конной упряжке (на телеге/санях)



3. Экскурсия в юрту-обсерваторию «Вселенная кочевника». Увлекательный рассказ о легендах и мифах бурят, связанных с Галактикой, том, как настоящие кочевники ориентировались по звездам.

Картинки по запросу юрта звезды

4. Знакомство с традициями бурятского народа, традиционным бурятским домом конца XIX и начала XX веков. Фотографирование.

Картинки по запросу бурятским домом конца XIX

5. Бурятские игры, обучение бурятскому объединяющему танцу Ёхор. Отдых на лоне природы. Подъем по лестнице на гору Тамхита. Зимнее катание на снеготюбах (по погоде).
Этно-тур или гостеприимное село Ацагат (2 дня/1 ночь)
Дополнительно: Обряд «Великолепное сватовство»; мастер-класс по прядению шерсти, вязанию; изготовление изделий из кожи; сбор бурятской юрты; купание в купели с холодной аршанской водой после горячей охотничьей сауны; ночевка в бурятской юрте и с утренним вкусным завтраком; однодневная экскурсия к глазному источнику и Ацагатскомуаршану с посещением бурятской семьи; мастер классы: изготовление бурятских бууз, забой барана, приготовление блюд из внутренностей барана.


Источник

В старину, в далекую старину, из местности под названием Хамша один за другим стали исчезать правители этой земли — амбани. А надо сказать, что амбаня выбирали из самых знатных нойонов. Только выберут, только великий хан провозгласит его амбанем, только приедет новый правитель на место, как на следующий день скачет гонец из пределов Хамши с вестью об исчезновении очередного амбаня. Вот уже и нойонов стало не хватать. Тогда хан вызвал во дворец одного простого торговца и говорит ему:

— Придется тебе стать амбанем местности Хамша.

— Да как же я справлюсь?! — взмолился торговец.

— Это мое последнее слово, — еще строже сказал хан. Ничего не оставалось торговцу, как согласиться.

— Ладно, — вздохнул он, — что поделаешь. Если нельзя ослушаться ханского повеления, придется подчиниться. Но прошу прислушаться и к моим просьбам. Первая из них будет такая: провозгласите меня Грозным Черным амбанем местности Хамша. Только с таким величественным именем я могу спокойно отправиться в далекие земли. Но для этого выполните вторую мою просьбу: пусть меня проводят туда три тысячи всадников, чтобы следом за мной поднималась столбом красная пыль от земли до неба. А чтобы люди за три дня знали о моем приближении, чтобы они, сойдя с дороги и сняв шапки, кланялись мне, — выполните и третью просьбу: пошлите впереди тридцать лучших глашатаев.

Выполнил хан все три пожелания простого торговца. И через три дня тронулся новый правитель в путь-дорогу в сопровождении трех тысяч всадников. А глашатаи давным-давно впереди скачут, народ оповещают: «Грозный Черный амбань едет править провинцией Хамша! Прочь с дороги! — не то потопчут вас кони доблестных всадников нового правителя. Шапки долой! — не то воины снимут их вместе с вашими головами».

Дивятся люди, толкуя между собой: «Вовек не бывало у нас такого важного правителя, как Грозный Черный амбань! Разве такой позволит похитить себя?»

А торговец ехал, ехал и говорит своим спутникам:

— Поезжайте дальше, не задерживайтесь, а я заверну к своему старому знакомцу. Не хотелось бы мне пугать его семью ни своим новым титулом, ни своим грозным именем. Пусть я для них останусь прежним торговцем.

Свернул он с дороги на узкую тропу и в скором времени добрался до маленького селения, в котором частенько останавливался под кровом одного гостеприимного дома. Обрадовались ему хозяева, но и печали своей не стали скрывать.

— Родился у нас младенец, — говорят они гостью. — Радоваться бы надо, но ребенок вот уже неделю заходится в беспрестанном плаче. Мы не знаем, что и делать.

Переступил торговец порог дома, и младенец смолк, задышал ровно-ровно и впервые уснул спокойным сном.

Вот попил гость чаю, поговорил с хозяином о разных разностях и прощаться стал, сославшись на неотложные дела. Только захлопнулась за ним дверь, как проснулся ребенок и заревел пуще прежнего.

Кинулись хозяева вслед за торговцем.

— Сделай милость, — говорят, — переночуй у нас. Мы хоть немного отдохнем. Ребенок-то, оказывается, только при тебе не плачет.

Грешно отказывать добрым да открытым людям. И остался торговец ночевать.

Вот захотелось ему среди ночи свежим воздухом подышать. Подошел он к двери. А надо вам сказать, что в этом селении двери на ночь еловыми колышками подпирали. Эту самую подпорку и прихватил с собой торговец, выйдя на улицу.

Присел он на крылечко, а подпорку рядом положил. Задумался бывший торговец, глядя на звезды, о своей странной судьбе, о своем теперешнем могуществе да величии и о полной беспомощности своей предугадать будущее. Вдруг слышит рядом с собой чье-то надсадное сопение и голос: «Сегодня к нам заходить нельзя. У нас гостит Грозный Черный амбань».

Огляделся торговец — никого рядом нет, только подпорка от двери, казалось бы, подпрыгивает да перекатывается по крылечку.

— Неужто это ты разговариваешь? — удивился торговец.

— Кроме меня — некому, — отвечает подпорка.

— Да разве вещи могут говорить? — спрашивает ее торговец.

— Смотря какие вещи, — отвечает подпорка. — Однажды небесные дети, спустившись на землю вместе со мной, заигрались и забыли меня в этом селении. Лежала я три года то под дождем, то под снегом, пока нынешний хозяин не подобрал меня, не принес к себе в дом и не нашел мне дела.

— Кого же ты не пускаешь в дом, с кем столь грозно разговариваешь, упоминая мой высокий сан? — полюбопытствовал он.

— Я говорила с духом здешнего Гнилого озера. Он похищает детей из этого селения. Только имя Грозного Черного амбаня отпугнуло его сегодня от нашего дома.

— А ты знаешь, как спасти младенца? — полюбопытствовал торговец.

— Небесным вещам все ведомо о вещах земных, — молвила подпорка. — Перво-наперво надо высушить Гнилое озеро, для этого хватит шестидесяти возов известнякового камня. Если известь разом вывалить в озеро, то оно вскипит, запенится, и белый туман с черным дымом заволокут небо. Ни капли воды не останется в Гнилом озере, и тогда со дна его выползет поганая черепаха, под панцирем которой и нашел пристанище болотный дух, похищающий детей.

— Будь мне помощницей и попутчицей, — попросил торговец еловую подпорку от дверей.

— Если хозяин отпустит, то пойду с тобой на край света, — согласилась подпорка.


На другое утро проснулись хозяева отдохнувшие, подобревшие и говорят:

— Семь ночей мы не смыкали глаз. Спасибо вам, дорогой гость, за ваш вещий приход к нам, за то, что дитя наше до сих пор спит — не просыпается, сил набирается. Не смеем вас больше задерживать.

— Я нашел след злодея, который мешает вашему покою, — говорит им гость. — Подгоните к озеру шестьдесят подвод, груженных известняком.

Собрались люди селения и сделали все, что сказал им торговец.

Поделиться —

Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!

При копировании материалов ссылка на источник обязательна.

Мобильная версия

Яндекс.Метрика