Байкальские сказки

Театр кукол «Ульгэр»: мы будем жить, пока есть дети

Театр кукол «Ульгэр»: мы будем жить, пока есть дети

Единственный в Бурятии театр для детей и юношества «Ульгэр» был основан в 1967 году и в 2017 году он отметит свой 50-летний юбилей. За эти годы маршруты гастролей театра пролегали по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, спектакли театра видели Москва, Киев. Труппа театра неоднократно показывала свое мастерство на различных театральных фестивалях, завоевывая признание зрителей, дипломы и награды. С 2009 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РБ Эрдэни Жалцанов. О репертуаре театра, о том, как создаются спектакли и чем отличается театр куклы от театра драмы – в интервью с ним.

- Эрдэни Бато-Очирович, расскажите, пожалуйста, сколько спектаклей сейчас насчитывает репертуар театра?

- Более 50 спектаклей на сегодняшнийдень мы представляем нашим зрителям. Здесь и зарубежная и русская классика. Спектакли, созданные на основе русских народных сказок, бурятских легенд и эвенкийских притчей. Есть и современная драматургия и постановки, основанные на сочинениях режиссеров театра. К примеру, есть спектакль о войлочной юрте, в ходе него маленькие зрители вместе с артистами театра собирают настоящую бурятскую войлочную юрту в миниатюре. При этом дети не только узнают об этапах ее строительства, они учат названия деталей, пословицы и поговорки на бурятском языке. Сегодня не только у нас в Бурятии, но и по всей России существует проблема детской драматургии. Потому что авторские гонорары большие и не каждому театру  они под силу, поэтому театры сами вынуждены сочинять собственные истории и включать их в репертуар театра.

- Вы ставите спектакли только на бурятском языке?

- Нашему театру уже 50 лет исполнится в этом году и большую часть жизни на сцене  ставились спектакли по сказкам, легендам, преданиям бурятского народа. Среди них было не так много спектаклей на бурятском языке, потому что в советский период не было политики, направленной на популяризацию национальной культуры и по всей стране сказки ставились одни и те же. Мы ставили спектакли на бурятском языке, но они были единичны. Были, конечно, драматурги, которые специально писали для детей как на русском так и на бурятском языках. Например, не так давно, к сожалению,  ушел из жизни замечательный писатель-драматург Михаил Батаин. Он как раз писал пьесы для театра кукол «Ульгэр». По двум его пьесам я поставил два спектакля, это «Под вечным светом кумалана», который был удостоен «Золотой маски» и спектакль на бурятском языке «Птица-лебедь» или «Хун-шубуун».

Начиная с 2000 года, я начал проект«Байкальские легенды» и первый спектакль «Байкала Ангара»до сих пор играется на нашей сцене.  Дальше пошли уже другие спектакли - «Песни ветров», например, и потихоньку я начал вживлять в репертуар нашего театра спектакли на смешенном русско-бурятском языке, на сегодняшний день таких в репертуаре уже несколько. Все они поставлены по легендам, сказкам и притчам именно бурятского народа. Кроме того, есть спектакли и по эвенкийскимсказкам, по нанайским приданиям. Есть спектакли на основе переведенных на бурятский язык русской и зарубежной классики  для детей дошкольного и школьного возраста. В планах у нас спектакль именно на бурятском языке для взрослого зрителя.

- Как бы вы описали процесс создания спектакля?

- Специфика театра кукол в этом плане отличается от специфики театра драмы. Изначально у нас также есть литературная идея, концепция. Затем идет разработка с художником, но этот этап происходит совершенно по-другому, потому что здесь художник -  кукольник. Он должен идею режиссера-постановщика воплотить в кукольный образ. Продумать, какие детали у кукол будут рабочие, будут они двигаться или это будет теневой театр, это могут быть и планшетные куклы, тростевые и так далее. Художник же обдумывает, какие будут декорации, движущие конструкции. Потому что мы создаем некое волшебство, сказочный мир и для театра кукол очень важны технические моменты. Зритель не видит актера, он видит только куклу, значит, она должна удивлять. Вот на сцене, например, с героем спектакля что-то происходит, но кукла не может передать эмоции мимикой. Значит, происходящее должно быть передано визуально.

Эскизы утверждаются, идет работа с композитором, с художником по свету и параллельно сам художник-кукольник собирает технический совет со своими мастерами, бутафорами, пошивочным цехом, скульптором и тогда они все вместе приступают к созданию кукол. Но самое интересное начинается только с появления кукол на сцене. Когда актер впервые берет в руку куклу, начинается процесс его знакомства с ней. Они начинают  друг к другу притираться. Актеру может что-то не понравиться, какие-то технические моменты, кукла может быть ему не по размеру, это нужно будет как-то поправить и начинается процесс взаимодействия актера, куклы, бутафоров и художника. И так изо дня в день. Кукла начинает обретать свою характерность, привычки, свой голос, походку, включается в диалог со своими партнерами и все это собирается в единый ансамбль. Режиссер собирает команду, свет звук, сценографию - и в итоге получается волшебная история.

- Из чего делаются куклы?

- У нас, в основном, куклы делаются из папье-маше, иногда вырезаются из дерева, частенько делаем из поролона, тряпичных кукол любим. Есть у нас и теневые, есть и бумажные.То есть это такие«очумелые ручки» и актер и художник должны быть просто сумасшедшими людьми, с неограниченной фантазией. Куклу можно сделать из всего, что нас окружает. Можно,допустим, сделать кукольный спектакль из кухонной посуды. Здесь все зависит от фантазии художника.

- Сколько времени уходит на разработку спектакля от начала и до конца?

- По-разному. Бывают большие спектакли, процесс подготовки которых от начала, то есть от написания сценария до премьеры, может занять и шесть месяцеви больше. Спектакли попроще могут быть созданы быстрее, из подручных материалов, на них уйдет месяц, а то и меньше. Бывают такие спектакли, которые разворачиваются на маленьком столе и действующие персонажи там - куклы величиной со спичечный коробок. В таком случае, маленькие зрители просто окружают стол, на котором происходит действие, но тогда количество зрителей ограничено.  А есть спектакли одного актера для одного зрителя. То есть, зритель смотрит в небольшое отверстие в ящике и спектакль длится, например, три минуты и за этой коробочкой выстраивается очередь из желающих на него посмотреть.

- Сколько сейчас работает человек в театре?

- Вообще в нашем театре работает более 50 человек. Из них 17 артистов, в том числе и три режиссера-артиста. Это Ольга Шуст, АлдарХишектуев и БилигмаУлзутуева. Кроме этого, есть у нас звукорежиссер, режиссёр по свету, художник, скульптор, конструктор, бутафоры и так далее.

- Есть ли у вас спектакли для взрослых?

- Да, есть в нашем театре ряд спектаклей для взрослых. Правда, пока мы редко их ставим. Но у нас был такой период, когда мы несколько раз в месяц вечерами ставили такие спектакли. Пока такой возможности нет в связи с ремонтом здания театра.

- А вообще, театр кукол «Ульгэр» сейчас пользуется популярностью?

- Театр кукол всегда пользовался и будет пользоваться популярностью, пока есть дети. И на сегодня наш репертуар очень разнообразный, люди стали водить своих детей в театр чаще. Да, в 1090-е и 2000-е годы всем было не до искусства, не до культуры, не до театра, а вот нынешняя молодежь, молодые семьи они абсолютно по-другому смотрят на воспитание своих детей. Мне кажется, у них появилась какая-то жажда познания, чтобы их чада получали эстетическое наслаждение и у них была культурная основа. И поэтому мы не испытываем недостатка зрителей.

- Если обычный театр начинается с вешалки, то с чего начинается театр кукол?

- Я не могу точно сказать, с чего начинается театр кукол. Наверное, с того, что ребенок утром просыпается и говорит: «Мама, мы читали сказку про Буратино и я хочу посмотреть спектакль». Вот с этого момента ребенка будоражит ожидание встречи с чудом. Вот они сели, допустим, в трамвай приехали в театр, тут открываются двери. И весь этот процесс ожидания встречи с героями сказки начинается где-то там, с момента, когда появилось желание прийти в театр. 

19.10.2017