Монгол-буряад туургатанай малгай гүнзэгы удхатай гээшэ. Тойробшо малгайн орой хүхэ тэнгэридэл, һэеы гэрэй оройдол, гүбээ дободол түхэреэн. Шобогор түхэлтэй малгайнууд обоо уулын сахюуса эзэдэй һуудал болохо үндэр хадын орой һануулна.
Буряад хүн буряад малгайгаа үмдэхэдөө, тэнгэриин ехэ бурхашуулһаа хамгаалгатай болоно гэжэ тоологдодог. Дээдэ ехэ тэнгэриин бурхашуул туһа хайра хүргэнэ, аршалжа абана. Эрэ ба эхэнэршье хүн багахан шэгэбшэтэй, улаан залаатай тойробшо малгай үмдэдэг байгаа. Малгайн хуби бүхэн өөрын гүнзэгы удхатай, һүлдэ тэмдэгтэй юм. Шобогор оройн малгай амгалан байдалай, һалбаран хүгжэлтын тэмдэг болоно. Малгайн орой дээрэхи улаан шүрэтэй мүнгэн дэнзэ бүхы юртэмсэ гэрэлтүүлдэг наранай һүлдэ тэмдэглэнэ. Жаргалтай заяа, шанга һүр һүлдэ малгайн орой дээрэхи улаан залаа гэршэлнэ. Малгайн орой дээрэ жэншэ байдаг, удхань – зоригтой, шанга, бата бэхи байдал харуулна. Буряад зоной эгээ дуратай үнгэ - мүнхэ тэнгэридэл – хүхэ үнгэ болоно.
Малгайн дүүрэн һүлдэ тэмдэг иимэ удхатай: түрэл гарални олон болуужан, hүp hүлдэмни юумэндэ диилдэшэгүй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг. «Муу тулюурай шэнжэ - мухар малгай» гэжэ оньһон үгэ буряадтамнай бултанда мэдээжэ.
Малгайн тойробшо хара гү, али хара хүрин үнгэтэй хилэн бүдөөр, баяшуул булганай, халюунай арһаар оёдог бэлэй. Хара үнгэ – бүхы амитай юумэ тэжээдэг газарай һүлдэ тэмдэг гээшэ. Малгай удха соо дэлхэйн дүрбэн махабад ороно: гал, наран, хии, газар ба уһан. Дээрэһээ доошонь харахада – дээдэ юртэмсын тэмдэг наран, дунда – хада уула, доодо – газар болоно. Тиимэһээ буряад зон малгайгаа доогуур хаяжа, малгай дээгүүрээ алхалжа, хайша хэрэг малгайдаа хандажа болохогүй. Обоо уулынгаа, уһа голойнгоо эзэдые хүндэлхэдөө, айлша угтахадаа, түрэ, найр хуримай ёһололнуудта ошоходоо, заатагүй малгайгаа үмдэхэ хэрэгтэй.
Зунай, үбэлэй, үдэр бүхэндэ үмдэдэг, гоёлой малгай гэжэ байгаа юм. Ехэнхидээ малгайгаа хара, хүхэ сэмбээр, харин гоёлой малгай сэнхир-хүхэ торгоор оёһон байдаг. Малгайе шэлүүһэнэй, һолонгын, хурьганай, халюунай гү, али үнэгэнэй арһаар, зунай малгайн тооробшо хилэн бүдөөр оёдог бэлэй. Малгай шандаганай, хэрмэнэй арһаар дулаалдаг, һэеыгээр доторлодог бэлэй.
Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств.
Предки бурят считали, что головной убор – это «вместилище», он и оберег жизненной силы человека и символическое обращение к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Так, остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.
Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо. При этом женщины снимали шапки только когда ложились спать. Традиционно головные уборы различались и по сезону и назначению: они были зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета, а нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.
У забайкальских кочевников наиболее популярны были 3 типа шапок, из них наиболее древний - цельнокроеный одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду. Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ.
Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».
Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов. При этом было важно, чтобы швы были ровными: шапки с кривыми швами носить было нельзя.
Традиционный зимний головной убор - хасабшатай малгай - с высокой тульей и наушниками. Летняя шапка - тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины.
Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.
Полная символика верха головного убора звучит так: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ - мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое. Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.
Проект “Байкальские сказки” создан в 2015 году для детей и их родителей, которые любят и читают сказки!
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.